Спорт

«о моей тяжелой астме тренер узнал лишь через год. Ох и нагоняй я тогда получил! »

0:00 — 10 грудня 2004 eye 653

На Первом Всемирном фестивале традиционного ушу, проходившем неподалеку от легендарного Шаолиня, 22-летний броварчанин Андрей Коваль стал абсолютным чемпионом

Беседа с главным тренером сборной команды Украины по спортивному и традиционному ушу Олегом Чукановым проходила за чашечкой отменного зеленого китайского чая. Олег Валерьевич знает все премудрости чайной церемонии и с воодушевлением рассказывает не только о боевых искусствах, но и о секретах заваривания ароматного напитка. Недавно украинская команда вернулась из Китая — наши ребята принимали участие в Первом Всемирном фестивале традиционного ушу. Помимо золотых наград и памятных кубков, спортсмены и их наставник привезли из Поднебесной и несколько упаковок настоящего китайского чая. Андрей Коваль — симпатичный 22-летний парень — еще немного смущается, давая интервью. Хотя по своим спортивным заслугам он звезда мировой величины. В августе в Пекине на представительном международном турнире Андрей завоевал четыре золотые и одну серебряную награды. В сентябре в Москве он в третий раз выиграл чемпионат Европы. А на Первом Всемирном фестивале традиционного ушу украинец был признан лучшим и удостоился самой высокой оценки.

«На организацию Всемирного фестиваля, ставшего репетицией Олимпиады, китайцы потратили около 4 миллиардов долларов»

- Мы еще не отошли от поездки в Китай, — делится с читателями «ФАКТОВ» своими впечатлениями президент Украинской федерации спортивного и традиционного ушу Олег Чуканов.  — Размах, с которым был организован этот фестиваль, впечатляет. Китайский Чжэнчжоу, в котором проживают 14 миллионов жителей, принял 1300 атлетов более чем из 60 стран мира. Только представьте: на организацию этого фестиваля было потрачено около 4 миллиардов долларов! Для сравнения: последняя Олимпиада потянула на 11 миллиардов. Открытие фестиваля напоминало репетицию церемонии открытия Олимпийских игр. Кстати, Китай никогда не проводил бы столь ответственные спортивные соревнования ни в 2004 году, ни в 2012-м — уж очень неблагоприятное сочетание цифр. А вот в 2008-м — наоборот, поскольку этот год считается счастливым. У меня несколько номеров телефонной связи, но китайцы звонили мне только на один. На вопрос почему, ответили, что у них такой номер может себе позволить только богатый человек. Оказывается, счастливые телефонные номера стоят в Китае очень дорого и, говорят, приносят удачу. Наши ребята провели в Китае почти две недели. Два дня организаторы отвели участникам фестиваля на акклиматизацию и привыкание к местной кухне. Свозили нас и на экскурсию в легендарный монастырь Шаолинь. По дороге из города Дэнфэн в Шаолинь (а это около 20 километров) колонну из сотни комфортабельных автобусов с гостями встречали ученики местных школ ушу. На улицы вышли сотни тысяч человек. Нас прежде всего поразила царившая в монастыре атмосфера, хотя цивилизация не обошла стороной и монахов. Мы даже видели, как один из служителей монастыря откуда-то из складок своего традиционного желтого одеяния достал мобилку последней модели и начал звонить. Очень интересное зрелище! Сейчас Шаолинь — заповедная зона, историческое достояние Китая. Монахи уже не занимаются обучением боевым искусствам. Дэнфэн знаменит своими школами ушу. Это новейшие спортивные интернаты, обучение в которых стоит немалых денег. Там есть все — общеобразовательные школы со специальными лингафонными и компьютерными классами, спортивными залами и бассейнами. Есть колледж шаолиньского ушу, университет… Кстати, неазиатов в этих заведениях очень мало.

«Приступы у меня случались каждые четыре часа — как только заканчивалось действие ингалятора»

22-летний броварчанин Андрей Коваль считает, что с учителем ему несказанно повезло. Олег Чуканов какое-то время учился в Китае.  — Помню, когда Олег Валерьевич впервые появился в Броварах, по городу пошел слух, что к нам приехал китаец, — вспоминает Андрей Коваль.  — У него была длинная косичка, и он все время щурил глаза. В секцию ушу, которую организовал Чуканов, тогда много детей пришло — больше ста человек. Правда, из того состава остались только я и еще одна девочка. Мне тогда было чуть больше десяти. С трех лет я болел бронхиальной астмой. Без ингалятора шагу ступить не мог, далеко от телефона не отходил, чтобы в любой момент можно было «скорую» вызвать. Приступы повторялись каждые четыре часа — как только заканчивалось действие ингалятора. У меня к тому времени уже развился комплекс — я никому не говорил о своей болезни. Не сделал исключения и для тренера. Поначалу было страшно тяжело — давали о себе знать физические нагрузки, очень часто задыхался после кроссов. Самое интересное, что приступы обычно начинались, когда я попадал из загазованного города в чистое место со свежим воздухом. Олег Валерьевич узнал о моей болезни только через год, когда мы всей секцией поехали на море. Там и случился у меня сильнейший приступ. Ох и нагоняй я получил от тренера! Тогда-то он и узнал, что моя история болезни очень «богатая».  — Самое интересное, что перед тем, как поступить в секцию, Андрей принес мне из поликлиники липовую справку о том, что он совершенно здоров, — продолжает Олег Валерьевич.  — И для меня его болезнь, причем такая серьезная, стала неприятным сюрпризом. Но мальчик к тому времени уже очень увлекся ушу и начал показывать хорошие результаты. Сейчас Коваль — один из сильнейших ушуистов мира. Его знают во многих странах. Нам бы очень хотелось, чтобы ушу стало олимпийским видом спорта. Китай прилагает все усилия для того, чтобы на Олимпиаде-2008 в Пекине прошли показательные выступления по ушу. Сейчас Андрей — сильнейший в этом виде спорта в Украине и в Европе. Не исключено, что от нашей страны именно он примет участие в этих выступлениях. То, что Коваль завоевал «золото» на Первом Всемирном фестивале — огромное достижение для нашей страны. Выступление спортсменов оценивало очень строгое жюри, состоящее в основном из китайцев. Согласитесь, получить высший балл и признание на родине ушу украинцу не так-то и просто.

«Перед выходом на ковер никому не разрешаю прикасаться к моему мечу»

- Андрей, сейчас болезнь дает о себе знать? — Я научился жить без ингалятора. Ведь ушу — это не только физические упражнения. В нашем виде спорта очень важно правильно научиться дышать. Правда, заметил, что, как только уменьшаю нагрузки или беру себе отпуск, приступы снова возвращаются.  — Китайцы — народ суеверный. У тебя, наверное, тоже появились какие-то табу? — Да нет. Хотя один ритуал я соблюдаю строго: перед выходом на ковер никому не разрешаю прикасаться к моему мечу. Многие соперники просят подержать мое оружие в руках, узнать, какой вес меча, мягкий он или жесткий. Исключения я делаю только для тренера — он мой счастливый талисман. Кстати, меч, с которым я сейчас выступаю, привезли из Китая. Там такое оружие производят только на нескольких заводах. В Поднебесной этот меч стоит около 30-40 долларов, а у нас — больше сотни.  — Умение владеть мечом помогало тебе в каких-то жизненных ситуациях? — Бывало. В Броварском высшем училище физической культуры, где я учился, была своеобразная дедовщина. Конечно, не такая, как в армии, но все же… Все хотели попробовать, что такое ушу. Особенно спортсмены, занимающиеся боксом и борьбой. Десятый и одиннадцатый классы прошли в сплошных драках. Стало потише, когда сократили особенно драчливых, тех, кто не выполнил нормативы. А вообще, я больше дружил с гандболистами, велосипедистами.  — Время на девушек остается? — Очень мало. К сожалению, не всем девушкам нравится то, что я столько времени провожу в зале. Но это моя профессия и моя жизнь.