Події

Командир воинской части, наводивший дисциплину среди офицеров с помощью кулаков и брани, осужден, но остается «при исполнении»

0:00 — 15 грудня 2004 eye 454

В судебном заседании обвиняемый признал свою вину и извинился перед потерпевшими

В истории местного военного суда Полтавского гарнизона, пожалуй, еще не было уголовного дела по факту издевательств командира воинской части над… офицерами. Солдаты потешались, наблюдая, как подполковник «клепает» на плацу старшего лейтенанта — Утром 29 июля я проснулся от смеха своих сослуживцев, которые стояли у окна напротив штаба, — вспоминал один из солдат срочной службы воинской части Внутренних войск, которая дислоцируется в Кременчуге Полтавской области.  — Спрашиваю, в чем дело, а ребята хором отвечают: «Подполковник Головченко «клепает» старлея». Командир роты, старший лейтенант, стоял в первом ряду строя личного состава. Накануне он, будучи ответственным по роте, уснул в казарме, поэтому на вопрос командира части Виктора Головченко, какие нарушения были допущены с его стороны при несении службы, виновато промолчал. Подполковник Головченко набросился на подчиненного и ударил его кулаком по голове. Старший лейтенант сделал шаг назад, но выстоял. А спустя несколько минут получил удар в ухо связкой ключей в кожаном кошельке. На этом офицерское построение закончилось. Это был последний «подвиг» Виктора Головченко во вверенной ему части. Через два дня здесь началась прокурорская проверка, в ходе которой установили и другие факты морального унижения и физической расправы над офицерами со стороны командира части. Правда, некоторые пострадавшие заявили, что не имеют претензий к Головченко, который отвешивал им подзатыльники и удары по почкам. Дескать, бил за дело, стремясь навести порядок среди личного состава, расстройств здоровья это не повлекло, особого морального ущерба не причинило, так зачем же жаловаться? Но нашелся среди служащих части тот, кто не стерпел издевательств. Заместитель командира роты по общественной безопасности снял побои, нанесенные ему Виктором Головченко в присутствии офицерского состава, и обратился в военную прокуратуру. Этот 31-летний офицер уже не служит в воинской части. Во время аттестации ему был предъявлен ряд претензий. Теперь, по словам Александра Акжитова, представителя потерпевших в суде, солдатские командиры делают все возможное, чтобы выжить с работы и старшего лейтенанта.

«Воспитание» закончилось для провинившегося сотрясением головного мозга

Вина бывшего заместителя командира роты по общественной безопасности состояла в том, что он, возглавляя группу быстрого реагирования, не прибыл вовремя на место происшествия с участием двух солдат срочной службы. Как выяснилось, 21 июля жильцы одного из домов вызвали наряд милиции, дабы утихомирить пьяную компанию. Однако два солдата Внутренних войск не смогли справиться с разбушевавшимися молодчиками, которые побили рядового. Естественно, командир части обязан был наказать виновного в ЧП. Законных методов наказания, предусмотренных дисциплинарным уставом, существует немало, но Головченко устроил над провинившимся самосуд. На следующий день после происшествия в своем рабочем кабинете, где собрались его заместители и руководители подразделений, подполковник в течение 15-20 минут, не выбирая выражений, изливал свой гнев на офицера. А когда тот посмел возразить, дескать, я не такой, как меня нецензурно обзывает командир, Головченко, поднявшись из-за стола, набросился на молодого офицера, «заехал» ему с размаху ладонью в левое ухо, затем, сжав пальцы в кулак, дважды ударил по голове и еще дважды — в область груди. Причем никто из присутствующих не возмутился и не попытался заступиться за «наказанного». Экзекуция закончилась тем, что он получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и ушиб мягких тканей грудной клетки.  — В ходе расследования уголовного дела Головченко пытался отрицать свою вину, но в судебном заседании дал правдивые показания, извинился перед потерпевшими и раскаялся в содеянном, — рассказал «ФАКТАМ» старший помощник военного прокурора Полтавского гарнизона майор юстиции Роман Бакало, выступавший на процессе государственным обвинителем.  — Свое неадекватное поведение он объяснял усталостью, нервной напряженностью, тяжелыми условиями службы. Хотя в свое время давал присягу «стойко переносить все тяготы и лишения армейской службы». В свою очередь, потерпевшие заявили, что командир части полностью компенсировал им моральный и материальный ущерб, и отказались от иска. Однако о прекращении уголовного дела речь даже не шла, поскольку оно не было построено на обвинении частного порядка. За применение насилия над подчиненными подполковник Головченко осужден военным судом на два года лишения свободы, но освобожден от наказания с испытательным сроком на один год. Впрочем, командование гарнизона, видимо, ничего аморального в действиях Головченко не усмотрело, и до настоящего времени 45-летний подполковник продолжает командовать воинской частью…