Події

Незаконно построенный гараж по закону снести можно, но делается это пока крайне редко

0:00 — 17 грудня 2004 eye 23890

Почти 80 процентов владельцев столичных гаражей не имеют каких-либо прав на земельные участки под ними, однако купить незаконную постройку и платить за нее штрафы выгоднее, чем каждый день тратиться на стоянку автомобилей «ФАКТЫ» продолжают разговор о том, где безопаснее и дешевле всего держать автомобиль. Неделю назад мы писали о стоянках Союза автомобилистов, но далеко не у каждого из нас эти парковки под боком. Иногда поблизости вообще нет ни гаражных кооперативов, ни огороженных стоянок. Что же делать? Ждать постройки многоуровневого паркинга можно очень долго. Это в центре города при стоимости 10-13 тысяч долларов за бокс все места раскупаются еще до сдачи гаража в эксплуатацию, а на окраинах паркинги строить не спешат. Здесь, даже поставив цену в три тысячи долларов за одно место, инвесторам придется очень долго отбивать свои вложения. Идеальный вариант в этом случае — купить гаражик прямо во дворе у местного дедули-инвалида. Однако, как мы понимаем, идеального в реальной жизни нет. Поэтому автовладельцы ввиду острейшего дефицита гаражных боксов и надежных стоянок, чтобы уберечь своего «железного коня», вынуждены прибегать ко всяческим полулегальным методам. И вряд ли кому-то из них доставляет удовольствие нарушать закон. Может быть, пора сделать так, чтобы следовать ему было экономически выгодно?

«Шансов законным образом оформить разрешение на гараж во дворе практически нет»

Как известно, получить право на постройку гаража во дворе дома, где живешь, может только инвалид, имеющий машину с ручным управлением и по состоянию здоровья не способный дойти до близлежащей автостоянки. Разрешение на установку дает райсовет, причем на срок до 10 лет, после чего всю процедуру (чтобы гараж стоял на законном основании) придется пройти вновь. Кажется, все относительно просто — нужно найти дедулю-инвалида, оформить на него документики и пользоваться гаражом практически бесплатно. Преисполненный надежд я отправился в один из столичных райсоветов, но там меня ожидало горькое разочарование.  — Вы что, с луны упали? — удивились ответственные сотрудники.  — Во дворе детская площадка должна быть, а не ваш гаражик. Да и нет сейчас свободного места во дворах. А вашего дедулю мы, как полагается, отправим на ближайшую стоянку Союза автомобилистов. Возможно, сейчас там мест и нет. Но его поставят в очередь. И он будет в ней стоять, пока… Я начал усиленно моргать. Мол, не корысти ради, а только волею пославшего меня дедули. В смысле того, что готов пойти на материальные траты. Но мне по-дружески посоветовали с грязными предложениями к официальным лицам не лезть. Обойдется дороже, к тому же на любом этапе кто-то может не поставить свою подпись. Вся махинация сорвется, а «инвестированные» в нее деньги чиновники не вернут. Это как в сказке про Золотую Антилопу — раджа уже не помнит, где его золотые, а где чужие. Не дай Бог вернешь свои! — Шансов законным образом оформить «дедушкин» гараж практически нет, — сказали знающие люди, близкие к районным властям.  — Лучше провентилируй этот вопрос с жэком, брось на свободное место гаражик и жди. К тебе придут и скажут, сколько это будет стоить. В любом случае оплата по факту обойдется дешевле, чем выбивание разрешения и сама стройка. Большая часть существующих гаражных кооперативов получала разрешения задним числом. Если не сойдетесь в цене — бросай на амбразуру своего дедулю в орденах. Глядишь, отделаешься штрафом.

«Максимальный штраф за самострой составляет 119 гривен»

Начальник жэка, к которому я зашел «провентилировать» вопрос, стал открещиваться: мол, решайте этот вопрос в райсовете, а мое дело маленькое. А вот когда окажется, что над выделенным в райсовете местом висят высоковольтные провода — милости просим ко мне в кабинет. Посекретничать. Но мир не без добрых людей. Они и посоветовали начинать «вентиляцию» гаражного вопроса не с начальником, а с жэковским мастером. Заручившись его поддержкой, надо прежде всего узнать, где можно «без пыли и шума» притулить вашу будущую построечку. Подыскав место, придется получить на него неофициальное «добро» жэковской общественности, стоимость которого колеблется от 300 до 1000 долларов, в зависимости от района. Правда, знакомый председатель гаражного кооператива — большой дока в таких делах — посоветовал не впутывать в это дело жэк, а действовать на свой страх и риск.  — К моему кооперативу народ стал пристраивать гаражики без всяких разрешений. Пришли самозахватчики, принесли две бутылки водки, мол, не обижай нас, начальник. А мне что — валяйте! Так что, если уже есть гаражи, смело ставьте рядом с ними и свой. А вот бросать гараж по центру детской площадки опасно. Самое страшное — это месть жильцов! Конечно, лучше всего не затевать канитель с установкой, а просто купить уже «устоявшийся» гараж возле парадного. Цены на них заметно ниже, чем на законные боксы в паркингах под новыми домами или кооперативные гаражи. Железный гараж в среднем районе продают за тысячи две, кирпичный — за три-четыре (информацию о продаже самозахвата в вашем микрорайончике можно получить у того же мастера жэка). Правда, продается, собственно, только железная коробка, и в любой момент могут потребовать ее убрать. В капитальной же постройке — кирпичи и другие стройматериалы… Так как постройка незаконная, за нее в любом случае придется платить штраф. Выписывается он один раз в год. По словам заместителя начальника главного управления контроля за благоустройством и внешним дизайном Киева Михаила Левковского, максимальная сумма штрафа — 119 гривен. Вот и считайте: охраняемая парковка вам обойдется в 180 гривен в месяц, почти 400 долларов в год. Выходит, гаражик с учетом штрафов окупится меньше, чем за три года. Если, конечно, его не снесут, а этого не произойдет, пока на «вашем» месте не соберутся построить какое-то серьезное здание, вроде супермаркета. Сейчас снос гаражей «из принципа» — большая редкость. Убрать гараж можно лишь по решению районного совета или через суд. Но, как говорит Михаил Степанович, эффективного действующего механизма сноса нет. Во всяком случае борьба с самозахватом массового характера пока не носит.

«Зачем подавать на самозахват в суд, если можно прийти и оштрафовать, да еще какие-то деньги взять»

И тем не менее насколько велик риск того, что завтра дорогой сердцу гаражик заставят убрать? Об этом мы спросили главу Комитета по вопросам законодательства ассоциации риэлтеров Украины Виктора Несина.  — Проблема в том, — сказал Виктор Васильевич, — что просто пригнать бульдозер и свалить гараж никто не решается. Ведь его владелец может подать иск в суд, написать, что он потратился на стройматериалы. Сразу же найдется инвалид, которому изначально выделялся этот гараж. Поэтому людей просто штрафуют, и незаконные гаражи продолжают стоять годами. К примеру, в центре Киева стоят развалины дома, на месте которого планируется построить высотное здание-свечку. Место шикарнейшее, но есть одна проблема: рядом с развалинами расположилась полоса гаражей. Постройки — чистейший самозахват. Документов никаких, но гаражи капитальные, настоящие бункера. Так вот, у фирмы, получившей разрешение на строительство, не хватило на него денег, и она решила продать этот участок другой организации. Но покупатели говорят: «Вы сначала снесите эти гаражи». А первая фирма отвечает: «Давайте мы вам хорошо уступим в цене, но сносите гаражи сами». И никто не хочет с этими самозахватчиками связываться. На строителей и так жалуются — тому шум мешает, тому пыль на балконе все белье перепачкала. А со сносом гаражей жалоб будет в три раза больше…  — И что, нет никакого выхода? — Выход есть. Райадминистрация должна подать в суд на владельцев незаконных построек. Участковый опечатает гаражи, а после решения суда их преспокойно снесут. Но тут еще один момент: никто не хочет связываться с судами. Зачем подавать в суд, если можно прийти и оштрафовать. И кроме штрафа, может, еще каких-то лишних денег взять…  — Не так давно в районах новостроек появился еще один вид самозахвата: народ просто пишет на асфальте номер своей квартиры, а иногда ставит железную «кочергу» с замком, которая не дает возможности поставить на это место другие машины.  — У нас сейчас сплошь и рядом люди продают квартиру «с парковкой». Но где документ на это место? Придомовая территория — территория общего пользования. Гипотетически здесь где-то должны быть ваши восемь квадратных метров. Но идти и краской чертить квадрат нельзя. Старый жилец договорился, что это место его, но 95 процентов, что вас этой парковки лишат. Потому что в доме есть старожилы. Пока вы будете перевозить вещи, там уже будет написан номер другой квартиры. Попробуете психануть и поставить туда машину — никто не прогонит и не отбуксирует, но могут ночью поцарапать ее гвоздем.

Справка «ФАКТОВ»

Стоимость железного сборного гаража (в долларах) Новый 750 Бэушный в хор. состоянии 500-600 Доставка по Киеву 30 Сборка 100 Бетонирование, покраска 200 Общая стоимость 800-1200