Полной неожиданностью для всех завершился в воскресенье аукцион по продаже контрольного пакета акций российской компании «Юганскнефтегаз», входящей в состав нефтяного гиганта «ЮКОС». Напомним, что эти ценные бумаги были выставлены на торги по решению суда, чтобы покрыть часть долга «ЮКОСа» перед бюджетом. Общая сумма налоговых претензий к компании составляет почти 30 миллиардов долларов. Российский фонд федерального имущества оценил «Юганскнефтегаз» в 8,7 миллиарда долларов. Эксперты считают, что стоимость компании, которая добывала две трети всей нефти для «ЮКОСа», была занижена как минимум вдвое.
По мнению западной прессы, воскресный аукцион представлял собой «сюрреалистический фарс, достойный внимания Гоголя» (»Файнэншл таймс», «Вашингтон пост»). Изначально заявлялось, что в торгах примут участие четыре претендента — «Газпромнефть», закрытое акционерное общество «Интерком», «Первая венчурная компания» и «Байкалфинансгруп». Все эксперты в один голос отдавали предпочтение «Газпромнефти». Эта контролируемая государством компания образовалась в нынешнем году после слияния «Газпрома» и «Роснефти». У нее не было требуемой суммы, но целый ряд западных банков мог предоставить ей кредит на покупку «Юганскнефтегаза».
А в итоге акции купила никому не известная компания из Твери «Байкалфинансгруп». О ее деятельности до сих пор нет никакой информации. О ней нет данных в Интернете. Более того, у победителя аукциона, за ходом которого следил весь деловой мир планеты, нет собственного офиса! По адресу, указанному в документах компании, предоставленных ее представителями в федеральный фонд имущества, находятся рюмочная «Лондон», турфирма и салон сотовой связи. Тем не менее исполняющий обязанности председателя фонда Юрий Петров заявил, что подлинность документов «Байкалфинансгруп» не вызывает сомнений.
Аукцион длился всего пять минут! Два участника не явились. Свои предложения успел первым назвать представитель тверской компании, причем ведущий торгов сразу даже не понял, что объявленные 9,35 миллиарда долларов не стартовая цена, а цена, предлагаемая покупателем. Представители «Газпромнефти», нарушая все международные правила ведения аукционов, попросили две минуты для совещания и удалились из зала. Говорят, что они кому-то звонили по телефону. Вернувшись, они пожали руки конкурентам и поздравили их с победой. Аукцион объявили состоявшимся.
Но на этом фарс не закончился. Покупатель смог сразу заплатить только задаток — 1,7 миллиарда долларов. Оставшиеся деньги «Байкалфинансгруп» должен внести по закону не позднее чем через 14 дней после проведения торгов. И никто не знает, есть ли у тверской компании такая сумма. Примечательно, что по правилам аукциона в случае, если покупатель окажется неплатежеспособным, акции либо перейдут в собственность государства, либо их сможет купить другая компания, но уже без публичной торговли.
Теперь эксперты ломают голову, решая, кто же стоит за таинственной финансовой группой из Твери. Все ведущие российские нефтяные компании, включая «Газпромнефть», официально заявили, что не имеют к ней никакого отношения. Но специалисты полагают, что кто-то из них — «Газпромнефть» или «Сургутнефтегаз» — лукавит. А маневр с темной лошадкой был предпринят для того, чтобы оградить эти компании от возможных судебных исков со стороны «ЮКОСа». Как известно, его адвокаты предупредили, что продажа акций «Юганскнефтегаза» является незаконной и у покупателя, кем бы он ни был, возникнут крупные проблемы. Эти угрозы юристы подкрепили решением суда американского города Хьюстон, где на минувшей неделе слушалось дело «ЮКОСа». Американский суд постановил временно заморозить любые сделки с акциями «Юганскнефтегаза» и рекомендовал банкам не выдавать под них кредиты. Именно после этого западные банкиры отказали «Газпромнефти» в выдаче кредита. Однако российские власти сочли, что проведение аукциона является сугубо внутренним делом России, и «Юганскнефтегаз» был продан. Вот только кому?