В минувшую пятницу в Музее одной улицы открылась выставка, рассказывающая о том, как в Киеве в XIX-XX веках отмечались зимние праздники
- Немногие знают, что традиция отмечать так называемый Старый Новый год (его празднуют 13 января) имеет отношение к нелепой истории с запретом в СССР новогодней елки, — говорит заместитель директора Музея одной улицы Леонид Красницкий. — Дело в том, что в дореволюционные годы елку ставили на Рождество, которое тогда отмечалось 25 декабря по старому стилю. При советской власти был введен новый стиль, но народ упорно придерживался «дедовских» традиций. Поэтому наряжали елку к празднику по новому стилю только в советских учреждениях. А в домах елка появлялась на настоящее Рождество, когда по современному календарю было уже 7 января. Елку убирали после 13 января, получившего тогда название Старый Новый год. В глазах властей это выглядело как немой вызов советским порядкам. В 1928 году новогоднюю елку запретили, объявив явлением буржуазным и контрреволюционным. «Реабилитировали» ее только через восемь лет по инициативе одного из лидеров Советской Украины Павла Постышева. Вскоре в поддержку этой идеи появилась статья в газете «Правда». С тех пор у нас стали называть елку новогодней, а Новый год праздновать в ночь на 1 января по новому стилю. В советские годы этот праздник стал самым любимым в народе.
- Выставка рассказывает о киевских городских традициях празднования целого цикла зимних праздников, начиная со дня святой Екатерины (7 декабря) до Крещения (19 января), — говорит директор музея Дмитрий Шленский. — Все это иллюстрируется открытками, рисунками, реконструкцией праздничного стола, фрагментами из воспоминаний прославленных киевлян. Вот, например, как описывал яства в Сочельник знаменитый эстрадный певец Александр Вертинский: в 6-7 часов вечера, когда на небе появлялась первая звезда (до этого весь день не ели), начинался праздничный ужин. Подавали постный борщ, который тогда называли гетманским. В борще плавали балабушки — маленькие шарики из щучьего мяса. На стол ставили блюда с пельменями, начиненными рублеными сухими грибами, оливами, небольшими жареными карасями, жареными пирожками с кислой капустой. На второе предлагалась холодная рыба — судак, карп или щука. Потом подавали кутью и узвар.
- В день святой Екатерины девушки гадали: пытались узнать, выйдут ли они замуж в предстоящем году, — рассказывает научный сотрудник музея Владислава Осьмак. — Для этого веточки деревьев, например вишни, ставили в воду. Если к 13 декабря (день святого Андрея) они распускались, то быть свадьбе. На святого Андрея были свои гадания. Девушки пекли маленькие булочки из постного теста. В этот день не кормили дворовую собаку, а вечером перед ней выкладывали булочки: чью пес возьмет первой, той девушке скоро идти под венец. В этот день под вечер молодежь шла в Андреевскую церковь. Считалось, что если парень случайно заденет плечом или локтем девушку, то она станет его суженой и их брак будет обязательно счастливым.
17 декабря, на святую Варвару Великомученицу, в дореволюционном Киеве было принято участвовать в крестном ходе и посещать Михайловский Златоверхий собор, где тогда хранились мощи святой Варвары (сейчас они находятся во Владимирском соборе). Многие покупали в соборе серебряные кольца святой Варвары, которые, как считалось, защищали от всяческих напастей. Сейчас традиция с кольцами практически утрачена.
19 декабря, на святого Николая, дети получали подарки и начинались первые колядки — так называемая традиция водить козу.
На выставке много экспонатов, относящихся к празднованию Рождества, в частности, широко известный вертеп, который устраивали студенты Киево-Могилянской академии. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сценки, на нижнем — светские.
Рождественские елки в Киеве начали устанавливать примерно с середины 1840-х годов. Украшали их лентами, золочеными орехами, конфетами. Для детей и взрослых готовили подарки. А вот новогодние игрушки еще многие годы были иностранной редкостью. Встретить их можно было только в богатых домах.
Через шесть дней после Нового года в Киеве устраивали красочную магдебургскую церемонию, во время которой освящали воды Днепра и устраивали воинский парад. А сразу после Крещения начинались зимние Контракты — грандиозная ярмарка, на которую съезжались помещики и купцы из многих губерний. Город во время ярмарки напоминал улей в разгар летнего дня — на улицах, особенно подольских, царило неимоверное оживление, по вечерам устраивали роскошные балы.