Специалисты утверждают, что сооружению нужно вернуть исторический облик Столичный фуникулер на днях закрыли на неопределенный срок — сотрудники подъемника заметили, что под колеей возле нижней станции просела почва. Сейчас по распоряжению городского головы Александра Омельченко специальная комиссия выясняет, как повлияло на состояние здания фуникулера и рельсовых путей ведущееся рядом с нижней станцией (на углу улиц Сагайдачного и Боричева спуска) строительство гостиницы.
- В любом случае этот исторический объект — фуникулер — придется ремонтировать, — говорит заместитель начальника главного столичного управления культуры и охраны памятников истории и архитектуры Руслан Кухаренко. — Напомню, что фуникулер реконструировали более 20 лет назад еще по моде советских времен. Теперь, когда Почтовая площадь преобразилась с появлением здесь церкви Рождества Христова, хорошо бы вспомнить, что фуникулер — это Михайловский электрический подъемник, построенный в 1905 году и соединявший Михайловский собор с церковью на Почтовой площади.
И теперь, когда началась реконструкция парка «Владимирская горка» и неожиданно возникла необходимость ремонтировать фуникулер, надо вернуть подъемнику его историческое «лицо». По имеющимся старинным фотографиям следовало бы восстановить верхнюю и нижнюю станции и кабинки в ретростиле, как это сделано и в Будапеште, и в Лейпциге, и в других европейских городах, избавиться от этих ужасных металлических арок «а ля совьетик».
Есть еще одна потрясающая новость. Городские власти начали сейчас серьезно готовиться к застройке набережной. Уже продан в собственность участок в полгектара для строительства гостинично-офисного комплекса на улице Набережно-Крещатикской. Но это только начало. После того как проведут гидротехнические исследования и инженеры разработают планы по укреплению склонов над Днепром, начнут застраивать участок набережной от съезда с Днепровского спуска до моста Патона. Есть идеи построить здесь жилищный, отельный, офисно-торговый и развлекательный центры. Несколько предпроектных разработок застройки всей набережной уже были представлены архитекторами на градсоветах. В том числе и проект с тоннелем для транспорта вдоль всей набережной.
Все предложенные варианты в какой-то степени неудачны. А сама набережная — архиважный и очень сложный по геологическим условиям участок столичной земли. Это такое же лицо города, как и майдан Незалежности. Потому никто не имеет права на ошибку. Пока инженеры решат проблему оползневых склонов, архитекторам предстоит доказать инвесторам, что выше трех-, четырехэтажных зданий в этом районе быть не может (иначе они закроют собой природное достояние Киева — днепровские кручи), и архитектура строений должна гармонировать с архитектурой исторических сооружений Почтовой площади, старинных зданий Подола. Это будет заведомо очень дорогое строительство, — заключил Руслан Иванович.