По его мнению, в ближайшем будущем никакие экономические потрясения Украине не грозят За три дня до Нового года в приемной первого вице-премьер-министра Украины Николая Азарова царила деловая атмосфера: заваленные бумагами столы, непрекращающийся поток посетителей всех рангов, серьезные разговоры Даже свое 40-минутное общение с журналистами первый вице-премьер-министр посвятил исключительно государственным вопросам. Тем не менее небольшая елочка под окном этого важного правительственного кабинета, украшенная бело-серебристыми шарами, ненавязчиво напоминала о грядущем празднике.
- Начнем с серьезных тем. Хочется поговорить о деньгах и бюджете
- Могу вам сказать, что Закон «О Государственном бюджете на 2005 год» уже подписан Президентом и опубликован. Он вступит в силу в положенные сроки, и мы успеем провести все необходимые процедуры, чтобы обеспечить своевременное финансирование январских социальных выплат: пенсий, зарплат работникам бюджетной сферы, различных социальных пособий и так далее.
- То есть пенсионеры получат в январе все положенные суммы вовремя и в полном объеме?
- Именно так. Возможно, будут какие-то незначительные технические моменты, связанные с работой банковской системы в праздники. Но это случается каждый год.
- Но ведь страна половину января не работает. Праздники. Так откуда же возьмутся деньги на все эти выплаты?
- Вы правы. Обычно январские доходы в два раза ниже, чем ноябрьские или декабрьские. А вот выплаты нужно производить в полном объеме. Тем более что после увеличения практически всех социальных стандартов ежемесячные расходы в 2005 году будут на 1,6 миллиарда выше, чем в прошлом Поэтому мы уже сейчас стараемся сконцентрировать необходимый ресурс на едином казначейском счете.
Кроме того, нам нужно восполнить средства, которые поступили не в полном объеме в ноябре-начале декабря, в связи с известными околовыборными событиями
- А что, много казна потеряла?
- Порядочно. Я люблю точность в цифрах и формулировках. Поэтому скажу так: мы надеялись, что в этот период поступит на 2 миллиарда больше. Но эту сумму бюджет не получил. Сейчас мы, скажем так, «догоняем» платежи. Тому, кто не внес налоги в конце ноября, говорим: «Причин для неуплаты налогов нет. Рассчитайтесь с бюджетом сейчас». Частично нам удастся компенсировать эти потери. Но, безусловно, это бесследно для бюджета не пройдет.
- Кстати, глава парламентского бюджетного комитета Петр Порошенко буквально сразу же после принятия главной сметы страны заявил о намерении серьезно переработать этот документ. Какие изменения последуют, по вашему мнению? Вы это уже обсуждали?
- У нас беседы проходят регулярно. Более того, если бы такого сотрудничества не было, то бюджет вообще не приняли бы. Вопрос вот в чем: что имеется в виду под кардинальными изменениями? Например, нынешняя редакция Госбюджета отводит 58 процентов его расходов на различные социальные программы. Неужели возможна ситуация, когда доля социальных расходов уменьшится? Парламент ни за что не проголосует за это.
А можем ли мы, наоборот, увеличить долю социальных расходов? Это тоже маловероятно. Ведь у государства есть другие не менее важные затраты. Например, на поддержание бюджетной сферы в работоспособном состоянии: на оплату отопления, освещения, на приобретение элементарного инвентаря. Мы должны содержать армию, правоохранительные органы, органы юстиции, судебную систему и так далее. Так что радикально поменять структуру расходов бюджета вряд ли удастся. Не исключено, что какие-то расходы можно будет сократить, какие-то необходимо увеличить. Над этим мы и будем работать.
- А как насчет доходов? Есть ли возможность их увеличить?
- Тоже непростой вопрос. Много говорилось о том, что у нас недостаточно внимания уделяется, например, рентным платежам. Я еще год назад дал поручение Министерству экономики, Министерству финансов и попросил Академию наук серьезно проработать вопрос о том, на сколько можно увеличить эти платежи. Часть этих разработок мы уже заложили в бюджете. А часть еще предстоит учесть. Но какой там масштаб цифр? По памяти скажу: 16 миллионов, 47 миллионов гривен. В сумме может набраться 100-120 миллионов гривен
- А дефицит бюджета заложен в размере 8 миллиардов гривен Совсем иной порядок цифр.
- Вот именно. Еще одна позиция: у нас есть предприятия-монополисты, которые находятся в государственной собственности: «Укрзалiзниця», «Нефтегаз». Они довольно свободно распоряжаются своими ресурсами. Я не хотел бы сейчас говорить без разбора, что все те вложения, которые они производят, делаются неоптимально. Но правительство имеет право разобраться в целесообразности расходования средств этими предприятиями, а также в оптимальности их цен и тарифов. Возможно, это даст какие-то дополнительные доходы. Но думать, что они будут выражаться в десятках миллиардов, нет никаких оснований.
Конечно, мы будем вести поиск резервов и готовить соответствующие изменения. Но надеяться, что доходную часть бюджета удастся увеличить на 20-30 процентов, бессмысленно. У нас и так очень напряженный бюджет.
- То есть радикальных перемен нам ждать не приходится, и дефицит бюджета-2005 так и останется на уровне 8 миллиардов. За счет чего он будет покрываться?
- Предусмотрено направить на эти цели средства, полученные от проведения приватизации, и внешние заимствования.
- И под какой процент Украина в следующем году будет брать кредиты?
- Под оптимальный. В нынешнем году мы смогли провести заимствование под 5,35 процента. Думаю, в 2005 году такой успех повторить не удастся. Но это не значит, что Украина стала как-то хуже котироваться, просто подорожали заимствования на рынке ценных бумаг. Ситуация у нас в стране сейчас стабильная, и я думаю, что кредиторы должны это оценить.
- Кстати, о долгах Одним из пунктов программы правительства значилось полное погашение долгов по зарплате до 1 декабря.
- Так оно и было. К началу 2004 года общая сумма долга по зарплате составляла около 2 миллиардов 400 миллионов гривен. Ноябрь мы планировали закончить с суммой в 500 миллионов. И мы бы закончили и, скорее всего, погасили бы все долги уже в декабре, если бы не произошли известные события. Но они произошли
Тем не менее нам удалось свести к возможному минимуму долги по заработной плате. В некоторых областях они исчисляются просто мизерными цифрами — полтора миллиона гривен, 3 миллиона гривен. В Киеве эта цифра составляет, помнится, 8 миллионов гривен. То есть, по сути, мы эту проблему уже решили. Смотрите: годовой фонд оплаты труда у нас в стране составляет 100 миллиардов гривен. Что значит 500 миллионов по сравнению с этой суммой? Полпроцента. Я думаю, что мы в 2005 году данную проблему закроем полностью.
- Как вы оцениваете экономические результаты уходящего года?
- Как очень успешные. У нас рекордная цифра экономического роста — более 12 процентов. Если бы такое развитие продолжилось и дальше, то в течение семи-восьми лет нам удалось бы удвоить валовый внутренний продукт. А это значит, что доходы населения могли, по меньшей мере, утроиться.
Впрочем, что касается доходов населения, то в 2004 году мы увеличили реальные доходы граждан на 20 процентов. Средняя зарплата в стране в декабре составила уже около 700 гривен. А в Киеве этот показатель перешагнул за тысячу гривен.
Более того, несмотря на политические потрясения и многие другие негативные факторы, нам удалось удержать стабильность гривни.
- Какие именно негативные факторы вы имеете в виду? Политические?
- Не только (хотя и их тоже). Я говорил об объективных экономических факторах. В прошлом году у нас наблюдался катастрофический неурожай зерновых. Далее, мы впервые столкнулись с девальвацией доллара, который обесценился на 30 процентов. Кроме того, более чем в два с половиной раза на мировом рынке подорожала нефть. Во всем мире цена на бензин поднялась в два с половиной раза, а в Украине — только в 1,6. И это значительный плюс. Так что в экономическом плане нынешний год для Украины был довольно удачным. Закрепляя накопленный нами позитив и устраняя наши ошибки, следующее правительство просто обречено на успех. Никакие экономические потрясения страну не ожидают. Туч на горизонте я не вижу.
- Интересно, найдется ли для вас должность в новом правительстве?
- Меня абсолютно не огорчает любой поворот в моей карьере. Если у меня будет возможность посмотреть со стороны, я посмотрю. Появится больше свободного времени, и я смогу посвятить его каким-то своим интересам. Ну, а те результаты, которых достиг на сегодняшний день, смогут стать хорошим фундаментом для любой карьеры. В том числе и политической.