Культура та мистецтво

Жена семена фарады актриса марина полицеймако: «сеня пал духом, ничего не хочет. Я говорю: «ты можешь! «, заставляю его вставать, говорить… »

0:00 — 30 грудня 2004 eye 606

Завтра поздравить с днем рождения знаменитого артиста по традиции за праздничным столом соберутся друзья

Напасти стали сваливаться на дом актера Семена Фарады одна за другой. В 1998 году он перенес операцию по замене сердечного клапана. Через два года случился обширный инсульт. Врачи спасли актера, и он даже стал передвигаться по дому с помощью трости. Но домашний любимец, овчарка Рик, выбила ее из рук актера. Семен Львович упал. Домашние думали, что все обойдется, однако врачи поставили неутешительный диагноз — перелом шейки бедра. Последовала целая череда операций.

Сейчас актер с трудом передвигается и разговаривает. Время от времени он проходит курс реабилитации. Интервью не дает, да и из дома практически не выходит.

Накануне дня рождения Семена Львовича корреспондент «ФАКТОВ» встретился с его женой, известной актрисой Театра на Таганке Мариной Полицеймако, в их квартире, что на Садовой, в самом центре Москвы. «Давай без выпендрежа!» — по-свойски обратилась ко мне Марина Витальевна и пригласила на кухню. «Ты, наверное, есть хочешь? — с порога ошарашила своим вопросом актриса и деловито полезла в холодильник. «Суп будешь? А сыр «Рокфор» с плесенью? Не любишь? А я его обожаю, хотя все говорят, что он пахнет мужскими носками… ». «Ну поешь что-нибудь… » — настаивала гостеприимная хозяйка. Остановились на бутербродах с ливерной колбасой и чае с зефиром.

Марина Витальевна тепло рассказывала о своей второй половине, нервно закуривая одну сигарету за другой. Когда воспоминания задевали за живое и на глаза накатывала слеза, она, извинившись, успокаивая саму себя, повторяла: «Ну, все, хватит, Маша, плакать!»

«Когда в два голоса напеваем «Уно моменто», Сеня немножко оживляется»

- Как Семен Львович себя чувствует?

- Да ничего. Он сейчас в Барвихе, в санатории — Леня Ярмольник его туда устроил. Он там уже второй раз. Сеня хоть на воздухе бывает — палата на первом этаже. А здесь он стесняется, что все — соседи, прохожие — смотрят на него.

Знаешь, после инсульта он разговаривает, хотя не очень много… Прекрасно все понимает, играет о-о-очень хорошо в шашки и шахматы, даже обыгрывает меня. Голова у него хорошо работает!

- По-прежнему юморит?

- Иногда может юморить, хотя улыбается редко. Смеется, когда видит на сцене Райкина или Чаплина. Недавно рассказал анекдот. Сеня их очень много знает. А ему какой ни расскажешь, он: «Этот я уже слышал… »

Видишь, тетрадочки лежат с упражнениями (показывает на стопку затертых тетрадей, аккуратно сложенных на телевизоре.  — Авт. ), по ним я с Сеней занимаюсь гимнастикой речи. После инсульта связки не работают — отекает гортань, вот мы и делаем упражнения: читаем скороговорки, трудные слова… Он, кстати, может хорошо разговаривать, только не хочет. Иногда я насильно занимаюсь с ним. Главная проблема в том, что Сеня ленится! Духом пал! Ничего не хочет! Часто впадает в депрессию — не верит, что выздоровеет. Семен ведь человек верующий, крещеный. Хотела позвать священника, но Сеня отказался категорически. Испугался, наверное, подумал, что все…

Вообще Сеня не слезливый, а вот сейчас иногда плачет. Когда очень больно. Понимаешь, у него нет веры. Я говорю: «Ты можешь!.. » Кричу на него, заставляю вставать! «Не буду!» — отвечает. «Нет, будешь! Ты можешь!» — настаиваю я: он ведь только меня слушается. Сажаю его на стульчик, сама — на табуреточку… Начинаем делать упражнения, головой вращать. Но все это без желания. Он жить не хочет! (Плачет. )

- Что врачи говорят?

- Я была против операции на сердце. Началось же все с этого. Я как чуяла. Врачи убедили, что, если не сделать операцию, может разорваться клапан. Правда, поначалу после операции Семен вроде бы на поправку пошел… Он как заядлый спортсмен даже с искусственным клапаном в футбол играл. Был бодрячком!

- Страсть к футболу у него с детства?

- Да, Сеня обожает футбол. Он, кстати, участвовал в многочисленных юношеских чемпионатах. Даже сейчас, когда по телевизору показывают футбол, дом замирает. Семен вообще любит спорт, он и Олимпиаду всю смотрел.

Через два года после операции случился инсульт. Умер Григорий Горин, и Сеня был на похоронах друга. Вернулся, и у него случился сердечный приступ. После операции ведь кровообращение изменилось, а ритм жизни остался прежний. Надо было, наверное, как-то себя умерить.

- Алкоголь не мог стать причиной болезни?

- А кто его знает! Он любил выпить (смеясь), хотя не могу сказать, что он был алкоголиком. Мы иногда с ним по этому поводу ссорились…

- Знаю, многие коллеги не забывают Семена Львовича…

- Театр ему очень помогает. Юрий Петрович Любимов ему до сих пор

выплачивает зарплату. Приезжал на 70-летие, говорил: «Семен, давай, есть роль на кресле… Будешь читать свой текст сидя… » Для Сени сейчас так важно — знать, что о нем думают, что он нужен.

Дуров его поддерживает. Он тоже когда-то переболел, но ему удалось избавиться от недуга. Много внимания ему уделяет вдова известного офтальмолога Ирэн Федорова. Жванецкий, Якубович… Они недавно сделали сборный концерт и все собранные деньги передали на лечение Сени. Деньги на лечение уходят огромные. Приходится оплачивать сиделок, они все время меняются. Сейчас с Сеней Галя из Украины. Она очень привязана к нему, стала просто близким человеком…

- Семен Львович смотрит фильмы со своим участием?

- К своим фильмам он равнодушен. Даже не смотрит их. Это как прошедший этап. Он никогда себе не нравился на экране, говорил: «Ой, надо было по-другому сыграть… »

- А вам какой его фильм больше нравится?

- По глубине, серьезности мне очень нравится «Попугай, говорящий на идиш», там Сеня сыграл моего любовника-портного. Он всегда мечтал о трагических ролях, хотел сыграть короля Лира. За легкость и юмор мне, конечно, нравится «Формула любви».

- «Уно, уно, уно, ун моменто» он вам часто напевал?

- Да мы и сейчас поем — на два голоса! Я слова хоть и плохо знаю, все равно подпеваю. Сеня тогда немножко оживляется. Это хорошая тренировка для горла — петь вообще полезно. Кстати, знаешь, что песня «Ун моменто» никак не переводится? Это абракадабра — набор слов. Сделано, правда, лихо!

«Врачи разрешают, и Сеня в обед выпивает немножко виски»

- Вы познакомились в театре?

- Да, Сеня пришел, по-моему, в 1972 году. Он, конечно, человек своеобра-а-азный. Все ведь думают, что он очень смешной… А на самом деле Сеня закрытый человек — интроверт. Он в жизни очень молчаливый. Только иногда что-то ТАКОЕ скажет, что все лежат. Когда он пришел в театр, его сразу же ввели в спектакль «Добрый человек из Сезуана». Он играл очень интересно Третьего Бога — жуткого зануду. Это была его первая роль.

Ближе мы познакомились, когда стали готовить спектакль-бенефис по Островскому. Тогда-то я и обратила на Сеню внимание. Перед началом сезона, помню, он неожиданно подарил мне букет цветов. По-моему, это были астры! Белые, синие… Перед репетицией он стоял внизу, я была на сцене. «Поздравляю!» — сказал он мне. Это не была любовь с первого взгляда, но что-то внутри екнуло…

Помню, Сеня играл сваху в «Женитьбе Бальзаминова» — это было что-то! Он, мужик, надевал платочек, и было безумно смешно! У его героини была такая фраза: «А вот мы видели женщину с усами… » И все хохотали, потому что Сеня же сам был со своими усиками…

- А он усы так ни разу в жизни и не сбривал?

- Когда мы познакомились, он уже был с усами и ни-и-икогда их не сбривал!.. Даже в «Формуле любви», когда Марк Захаров сказал, что нужно сбрить усы, он придумал трюк, чтобы не бриться, но при этом стать немного другим. У него над настоящими усами были подложные. Он в кадре их сдирал и приклеивал, как бородку — помните, в эпизоде, когда графа Калиостро преследовали… Таким образом он спас свои усы… (смеясь). Он их до сих пор очень бережет!

- Семен Львович долго за вами ухаживал? Цветы, серенады?

- Серенад не было. Цветы, разговоры, театры… Он был очень внимательным и ласковым. Ухаживал до-о-олго. Я ведь тогда была замужем, имела взрослого сына Юру. У Сени была жена — до меня он дважды женился. Так что было очень сложно, но он победил!

Сеня просто очаровал меня талантом, необычным юмором. Я вообще не смотрю на мужчин краса-а-авцев… Нет, мне важно, чтобы добрый был.

- Предложение как сделал?

- Он меня обнял и сказал, что хочет на мне жениться. Помню, в загсе мы ТАК хохотали! До невозможности…

- Поклонниц у мужа наверняка много было?

- Очень! Звонили, приходили… Я ревновала, но без толку (смеясь). Сеня не был обделен дамским вниманием, и не могу сказать, что он очень этому противился…

- Разборки семейные устраивали?

- До битья посуды не доходило, хотя, конечно же, ссоры были… Часто из-за того, что он очень много работал. Для Сени было главное, чтобы Я была дома. Этот мужской эгоизм мне чужд! Сеня любил, когда я «у станка», у плиты. Не капризный, но вкусно поесть любил всегда. Рыбу тушеную, блинчики, драники…

Он из тех, кто все тащит в дом. Обожает нашего сына Мишу. Это его опора, его счастье… У Семена ведь прежде детей не было. Потому и распались два его предыдущих брака. У нас же через год после свадьбы родился мальчик. Сеня был счастлив и до того любил сына, что говорил: «Первые годы я не вынимал Мишу из губ».

- Подарками, наверное, завалил вас по случаю рождения наследника?

- У нас в семье никогда не было культа драгоценностей, вещей. Сеня ВСЕГДА очень баловал меня — дарил цветы, какие-то вкусности, необычные вещи.

Когда Миша появился на свет, у меня возникли проблемы со здоровьем — начался мастит. Тогда помог близкий друг Сени Володя Высоцкий. У меня не было молока, и Сеня к нему обратился за помощью. Володя был единственным из наших актеров, кто имел доступ к валютным магазинам. Высоцкий купил там банку сухого импортного молока, которого нам хватило на несколько месяцев.

Раньше мы были очень дружны с Володей. Потом на какое-то время возникло охлаждение — в силу разных обстоятельств, в связи с личной жизнью Володи. Позже, уже перед смертью Володи, выяснили отношения, помирились… Высоцкий всегда Сеню называл Фарадеем.

- Ведь Фарада на самом деле — псевдоним?

- Настоящая фамилия Сени Фердман. Но его не снимали с такой фамилией. Когда он работал в своем первом фильме — «Каникулы в Корненвилле» — ему сказали: «Надо поменять фамилию». Он отказался. «Ну придумайте какую-нибудь шараду», — предложили Сене. «Сами и придумайте», — сказал Семен и ушел, хлопнув дверью. Потом увидел в титрах «Фарада». Так и осталось, а со временем и во всех бумагах сменил Фердмана на Фараду.

Кстати, когда возник вопрос, какую фамилию будет носить наш сын, Сеня сказал: «Пускай Миша возьмет твою, так ему жить легче будет». У меня ведь фамилия греческая — Полицеймакос!

- Семен Львович — строгий отец?

- Да, он мог быть очень строгим, но воспитанием сына больше занималась я.

Сеня — Козерог, а они могут и очень хлестким словом ранить… Вы бы видели, как он ругался за рулем. Семен ведь заядлый автомобилист. Если, например, «Запорожец» его обгонял, начинал кричать «О, пес!» и давил на газ. Смешно! Если Сеня видел на тротуаре какую-то симпатичную девчонку, которая узнала его, высовывался из машины и говорил: «На том же месте завтра в тот же час!»

- А по хозяйству помогал или даже гвоздя не мог вбить?

- Это тот самый случай. Он всегда говорил: «Нужно вызвать специалиста». Я смеялась: «Ты же инжене-е-ер!»» Нет-нет, в бытовом плане он абсолютно неприспособленный. Не помню даже, чтобы чайник сам вскипятил… Сеня был талантлив в другом. Мог, конечно, принести продукты, всегда гулял с собакой. У нас была чудная огромная немецкая овчарка Рик. Она умерла в прошлом году, перед Новым годом, прожив с нами 16 (!) лет, у нее уже отказали ноги, последнее время она не могла ходить…

- Сейчас Семен Львович на особой диете?

- Нет, но так как он мало двигается, то, конечно, у него проблемы с кишечником, нет аппетита. С утра Сеня съедает кашку с медом или фруктами. В обед выпивает немножечко виски. Врачи разрешили. Почему-то он любит виски, а я считаю, что это бормотуха!

- 31 числа будете праздновать день рождения Семена Львовича?

- Как всегда! Соберутся гости, накроем стол… У меня 31-го — очень трудный день. Я с утра у плиты.

На столе обязательно будут любимые Сенины пирожки с капустой и мясом. Непременно холодец. Сеня же раньше всегда, как в том кино, 31 декабря ходил с друзьями в баню — он просто обожает париться. После бани в три часа дня все садились за стол, и день рождения плавно переходил в Новый год.

- Подарок уже придумали?

- Есть у меня для него красивый, расписанный под гжель набор чашек. Может, белье хорошее присмотрю…