27-летний Святослав Людовик построил летательный аппарат в подвале киевской многоэтажки
Чтобы увидеть самолет, построенный 27-летним инженером Святославом Людовиком, мы приехали в столичный микрорайон Татарка. Святослав уже ждал нас на остановке. «Вот в той девятиэтажке, точнее, в ее подвале, где мы с отцом оборудовали мастерскую, я за 8 лет построил самолет, -- пояснил Святослав. -- Процентов на 95 сделал его своими руками. »
Подойдя к дому, под балконом первого этажа мы увидели очень низкую, почти квадратную дверь. «Это и есть вход в подвал, -- сказал Святослав. -- Самолет через нее приходится выносить в разобранном виде. Сложнее всего протиснуть фюзеляж -- он проходит в двери буквально впритык. Слава Богу, не застревает, ведь, делая самолет, я не учитывал размеры дверного проема »
Пол в подвале укрыт толстым слоем мельчайшей пыли. Одно неловкое движение -- и впору надевать противогаз. В углу узкий участок подвала размером с кухоньку в квартире-»хрущевке» огражден металлическими щитами. Это и есть авиационная мастерская. Рядом -- хитросплетение труб. Невольно начинаешь присматриваться, не притаились ли на них подвальные крысы.
-- Грызуны однажды покусились на детали хвостового оперения самолета, -- словно прочитав мои мысли, говорит Святослав. -- К счастью, повреждения были не очень серьезными. Мы тогда обратились в ЖЭК, и специальная служба потравила крыс.
Комфортом в мастерской похвастаться не могу -- даже окошка нет, приходится работать при искусственном освещении. Зато круглый год тепло -- здесь проходят трубы системы отопления.
-- А как жильцы первого этажа относятся к соседству с вашей мастерской?
-- Конфликты, признаться, возникали, но до скандалов, вызова милиции никогда не доходило. Да и шума я почти не создаю. Основную часть работы выполняю вручную, с помощью рубанков, наждака. В мастерской лишь один станок, да и тот миниатюрный -- циркулярка «Умелые руки» для расшивки досок. В строительстве самолета -- а он сделан в основном из сосновых досок и фанеры -- она оказалась вещью незаменимой. Любопытно, что это дерево первоначально закупалось для дачного домика. Но стройка -- дело очень уж хлопотное. И мы купили уже готовую хату. А из досок получились отличные нервюры и лонжероны для самолета. Почти весь самолет сделан из подручных материалов. Например, для утепления кабины я использовал пенопласт, в который упаковывают бытовую технику. Машина получилась легкой -- 120 килограммов. Со мной она весит 180.
-- По внешнему виду ваш летательный аппарат похож на самолеты времен Первой мировой войны
-- Совершенно верно. Я применил технологии тех времен. Скажем, крылья, хвостовое оперение обтянуты перкалью. По сути, это обычная простыня, много раз пропитанная специальным лаком. Но я использовал и современный стеклопластик -- он легкий и прочный. А самые важные детали выполнены из специальной авиационной фанеры. Своими руками из дерева сделал даже такую сложнейшую вещь, как винт. Рассчитал его конструкцию тоже самостоятельно. Без посторонней помощи не смог обойтись разве что при изготовлении шасси -- нужно было специальное оборудование, чтобы выгнуть его и закалить.
-- Сколько денег вам пришлось потратить на свой самолет?
-- Порядка 600--700 долларов. Но это с учетом того, что двигатель от малолитражного автомобиля «Трабант», выпускавшегося в бывшей ГДР, мне подарили. Бесплатно достались колеса от картинга. А авиационные приборы купил на Куреневском рынке за несколько десятков гривен.
Двигатель -- его мощность 26 лошадиных сил -- я немного усовершенствовал. Поставил на него свечи от «Москвича» и зажигание от лодочного мотора. Пришлось повозиться с подбором топлива. Информацию о том, на каком бензине он работает, разыскать не удалось. Устанавливал это методом «научно-технического тыка». Оказалось, двигатель рассчитан на 76-й бензин. Движок старенький, но тем не менее надежный.
-- К августу прошлого года самолет был почти достроен -- он уже мог летать, -- продолжает Святослав. -- Перед покраской его следовало испытать в деле, чтобы выявить возможные дефекты конструкции. Я с приятелями перевез самолет на дачу: крылья -- на крыше автомобиля, фюзеляж катил как прицеп. Уже на лугу проводили окончательную сборку. Там я впервые и поднял в воздух свой самолет.
-- Ну и какие были ощущения?
-- Перед первым взлетом я несколько дней проводил пробежки по земле. Амортизация в моем самолете не очень хорошая и «седушка» тогда на нем стояла жесткая, поэтому прилично трясло. Я даже синяки себе набил. И первым ощущением в полете было прекращение тряски. Набрал высоту и пролетел по кругу над лугом. До сих пор очень хорошо помню, что тогда переживал -- ощущение радости, душевного подъема. Впрочем, внимание было сосредоточено на том, как ведет себя самолет, насколько он «послушен» в управлении, нет ли у него тенденции с «сваливанию», как работает двигатель. Так что вышло, что большую часть восторга я пережил даже не во время полета, а сразу после приземления. Оказалось, машина получилась удачной -- в ее конструкции ничего не понадобилось дорабатывать. Уже во втором полете при спокойной погоде я бросал ручку управления и щелкал фотоаппаратом. Первый полет длился минут 5--6. А самый продолжительный -- 20 минут. Всего за два дня я налетал около часа.
-- Как далеко можно улететь на вашем самолете?
-- Все зависит от количества топлива. В бак помещается порядка 25 литров бензина. При расходе 6 литров в час летать можно около четырех часов. За это время самолет покроет километров 350.
-- Чтобы поднять машину в воздух, вероятно, нужно было получить разрешение властей?
-- При нынешних правилах и ценах простому смертному оформить все необходимые бумаги, получить свидетельство пилота практически нереально.
А знания и навыки летчика я получил на аэродроме -- летал с инструктором, а потом самостоятельно. Правда, продолжительность самостоятельных полетов (до подъема в воздух собственного самолета) была не более пятнадцати минут. Но моя крылатая машина имеет для новичка большой плюс -- она необычайно проста в управлении.
-- А как вам удалось получить «добро» родственников на полеты?
-- Жена относится к моему увлечению авиацией с уважением. А вот мама была в ужасе от того, что мне предстоит поднять в воздух самоделку. Зато отец поддерживает меня. Ведь это он привил мне любовь к авиатехнике -- отец был руководителем кружка авиамоделизма. Так что начинал я с создания моделей. Тем не менее папа боялся за меня и строго-настрого приказал: «Без меня не взлетай!». Но получилось так, что когда он приехал на дачу, я уже был в воздухе.
Для успокоения родных у меня есть парашют. Укрепил его вместо подушки на спинке сиденья. Только летал я так низко, что в случае опасности парашют оказался бы бесполезным -- не успел бы раскрыться. Первый полет прошел на высоте 50 метров, затем я поднялся до 300 -- это «потолок», разрешенный для самоделок.
-- Не насторожили ли ваши полеты компетентные органы? Ведь, скажем, «воздушный хулиган» немец Руст прилетел в Москву и приземлился на Красной площади примерно на таком же самолете, как ваш.
-- Может, меня и засекли, но каких-либо санкций или вопросов со стороны властей не было. Недовольство полеты вызвали разве что у крестьян, чьи коровы пасутся на лугу, с которого я взлетал.
-- Вы уже покатали кого-то на самолете?
-- Он одноместный. Это один из его недостатков. Ведь мне хотелось бы «подарить небо» не только себе, но и другим людям. К тому же есть у меня мечта -- построить самолет, на котором можно будет летать, например, в отпуск в Крым. Хочу начать делать двухместную машину, а эту продать. Я недавно разместил соответствующее объявление в Интернете. И один человек уже заинтересовался. Впрочем, до продажи еще далеко хотя бы потому, что машина пока полностью не доделана.
-- У вас авиационное образование?
-- По диплому я химик-технолог. Но сейчас работаю инженером-конструктором на предприятии, где выпускают небольшие самолеты. Кстати, на работе мне подарили фонарь (прозрачный «колпак» из пластика, которым закрывают кабину пилота. -- Авт. ). Сам бы я его сделать никак не смог.
-- Вы сами конструировали самолет?
-- За основу взял самодельный «Арго-2», разработанный энтузиастом из Тулы. Но чертежи, опубликованные в журнале «Моделист-конструктор», были без детализации, так что многое пришлось проектировать, рассчитывать самому. К сожалению, тульский «Арго-2» разбился. Но его конструкция здесь ни при чем. Самолет не был приспособлен к выполнению сложных фигур, однако летчик решил рискнуть
-- Когда планируете следующий полет?
-- Зимой самодельщики не летают. А новый сезон многие начинают на майские праздники. Но к майским я не успел подготовить самолет -- его еще нужно покрасить и выполнить некоторые другие работы. За предстоящее лето надеюсь все доделать.