Події

Чтобы перевести через днепр по цепному мосту корову, нужно было уплатить шесть копеек, а за лошадь требовали девять

0:00 — 13 травня 2004 eye 462

Пошлины за пользование мостом городская Дума Киева установила для того, чтобы содержать сооружение в надлежащем состоянии

На днях «ФАКТЫ» порадовали киевлян сообщением о том, что жарким спорам, которые велись вокруг строительства нового столичного мостового перехода, положен конец. Но горожанам, наверное, небезынтересно будет узнать, что ни один из мостов в Киеве не «рождался» без мук и споров -- об этом рассказывают многие исследователи нашего древнего города.

Разрушаемые ледоходом временные мосты давали киевлянам материал для жилых и хозяйственных построек

Редкая птица, если верить Гоголю, в свое время могла долететь до середины Днепра. А человеку каково было? Ну ладно, в древние времена через реку желающих перевозил тот самый Кий, которого благодарные потомки объявили князем и основателем нашей славной столицы -- есть такая версия. Но народу на Киевской Руси прибавлялось, и Кию со всеми было не управиться.

Первый мост на Днепре соорудили при Владимире Мономахе (дело было в 1115 году), связав веревками множество плотов. В 1682 году в исторических источниках появляется упоминание о мосте, более прочном: плоты были установлены на лодках (байдаках), которые стояли борт о борт от одного берега до другого. Байдаков было 96, а плотов на них -- 39. Длина уложенного полотна составляла 552 сажени (1178 метров), ширина -- четыре (более восьми метров). Назывался мост Наводницким, а располагался чуть выше Лавры. А в самом конце XVII века по велению царя Федора Алексеевича был сооружен первый мост на сваях: с помощью каменных «баб» в дно реки вколачивали бревна таким образом, что они представляли собой достаточно устойчивую опору для настила.

Простоять такой мост долго не мог, разве что до ледостава. А некоторые историки говорят: до ледохода, который уносил сооружение. Российской казне это влетало в копеечку, зато горожане были в прибыли -- наши предки умели приспособить в хозяйстве ничейное.

-- Бревна и доски, выловив в реке, жители Киева и те, кто жил в низовьях реки, употребляли для своих нужд, -- рассказывает киевский историк Александр Анисимов. -- Опытные ловцы предугадывали даже часы вскрытия реки и держали наготове багры и веревки. Из этого материала затем сооружали жилые и хозяйственные постройки.

Когда выгоды этого дела уяснили в городской управе, то запретили «употреблять перенятые части моста на личные надобности» под тем предлогом, что «возвращенный материал должен препровождаться в дело при новом сооружении моста». Распоряжение это, понятно, никого не вразумило. Просто ловцы бревен и досок стали обезличивать добычу: например, отпилят заостренные концы у свай -- и поди отличи бревно из реки от бревна из леса.

Устоять в своенравной реке могло только мощное сооружение -- и оно было построено

Конец всем этим безобразиям положил весьма неравнодушно относившийся к Киеву Николай I (он был здесь 11 раз), обратив внимание городских властей на необходимость построить через Днепр постоянный мост. Инженеры Мельников и Готман взялись за проектирование, но их предложения были отвергнуты по причине дороговизны предполагаемых работ. А вот проект английского инженера Чарльза Д'Виньоля государь император утвердил. И 30 августа 1848 года состоялась торжественная закладка первого постоянного моста через Днепр вблизи Аскольдовой могилы. Кстати, это событие было на памяти Николая Гоголя, который в 1848 году провел в Киеве несколько дней, вернувшись из Иерусалима.

Место для моста выбрали не случайно: дно здесь было самое крепкое, а течение реки -- умеренное. Но Днепр есть Днепр: широк, стремителен, во время весенних разливов неудержим… Устоять в своенравной реке могло только мощное сооружение -- и оно было создано. Как известно из рассказов историка Николая Закревского, жившего в позапрошлом веке, прежде всего нужно было освободить от воды те участки, на которых планировалось возведение фундаментов под быки и самих быков. Для этой цели устроены были восемь клетей, состоявших из двойных рядов свай; пространство между рядами свай набили глиной. Из готовых клетей с помощью паровых машин воду выкачали насосами, а в образовавшемся пространстве набили более трех тысяч свай длиною до четырех саженей, возвели на них гранитные фундаменты, на которых построили кирпичные опоры для четырех железных цепей. На эти фундаменты и оперлись быки, каждый из которых держал на себе арку, украшенную башенками, выполненными в стиле старинных английских крепостных сооружений. Между собою арки были связаны цепями, которые и поддерживали пролеты моста.

Длина одного звена цепи составляла 12 аршин (более восьми метров), а вес -- 12 пудов (192 килограмма). Металлические детали моста изготовили в Бирмингеме, оттуда на 16 кораблях доставили в Одессу, потом на телегах в Киев. На строительство всей мостовой конструкции длиною в 365 саженей (около 800 метров) и весом сто тысяч пудов (почти 164 тонны) ушло семь лет и три миллиона двести пятьдесят тысяч рублей серебром -- фантастическая для тех времен сумма! В строительстве участвовали около 1500 человек.

«Этот красивый мост, и притом один из величайших в свете, идущий прямою, как натянутая струна, линиею, по громадам гранитных устоев, через покоренный Днепр, был в сентябре, 28 числа 1855 года торжественно освящен митрополитом с духовенством всего города, в присутствии Государя Великаго Князя Николая Николаевича», -- пишет Николай Закревский.

До 1900 года мост имел разводную секцию -- для пропуска мачтовых судов и пароходов, в движение ее приводили четыре человека. Но потом полотно моста приподняли, фарватер реки углубили, а трубы пароходов научили «кланяться» -- необходимость в разводной части отпала.

Вслед за Цепным мостом через Днепр перебросили Железнодорожный

-- Чтобы содержать грандиозное сооружение моста в надлежащем состоянии, городская дума установила пошлины, -- говорит Александр Анисимов. -- Так, за проведенную по мосту корову полагалось уплатить шесть копеек, за лошадь -- девять. Для сравнения: буханка самого дешевого хлеба весом в 500 граммов (арнаута) стоила пять копеек, один килограмм свинины -- 40 копеек, одна селедка -- семь копеек. Позже была установлена такса и за проезд автомобилей. Ночью движение по мосту не запрещалось, но строго регламентировалось: в частности, знатных персон и их слуг с фонарями предписывалось пропускать без задержания, а без фонарей -- не пропускать. «Подлых» -- то есть людей незнатных, пропускали по одному, и причем лишь тех, кто идет с фонарем и по крайней надобности.

Набережная и Цепной мост служили любимым местом прогулок горожан -- среди гуляющих был замечен и приехавший из Петербурга Тарас Шевченко. Как одно из главных украшений Киева мост входил в путеводители, но разразилась гражданская война, и в июне 1920-го, отступая, поляки взорвали один из пролетов. К восстановлению его приступили только в 1924 году, после того как профессор Киевского политехнического института Евгений Патон представил проект восстановления и реконструкции Цепного моста. Конструкцию собрали в рекордные сроки -- 280 тысяч пудов (более 490 тонн) -- за 85 дней! Но в сентябре 1941 года Цепной вновь рухнул, взорванный при отступлении войсками Красной Армии.

Вслед за Цепным мостом через Днепр перебросили Железнодорожный: около полутора километров длиной, он оказался на этот год величайшим в мире. За Железнодорожным мостом последовал и Русановский, Ново-Петровский, уже после войны родились Московский и Южный… Сейчас в столице сообщение между лево- и правобережным Киевом осуществляется с помощью семи мостов, а на повестке дня строительство следующего. Но все-таки жаль того, первого, который мог стать такой же достопримечательностью Киева, как, скажем, Тауэрский мост в Лондоне. Практичные англичане даже зарабатывают на том, что демонстрируют экскурсантам механизм, приводящий в действие разводную часть моста. Мы же лишь на старинных открытках можем увидеть то, чем старинный Киев прославился на всю Европу.

А на старину ох как тянет! Да и всегда тянуло. Несмотря на то, что с 1855 года над Днепром можно было прогуляться по мосту, киевляне любили развлечься, переплывая его в лодке. Особенным спросом пользовался извоз на Труханов остров, где у берега профессиональных перевозчиков часто отлавливали полицейские, а затем милиционеры. Нынче никто никого не останавливает, и редкие любители острых ощущений беспрепятственно преодолевают Днепр, дабы узнать, каково приходилось во времена оны легендарному Кию. Впрочем, может, все-таки не сам он сидел на веслах, если на самом деле был князем?