Лечение инсульта, начатое в первые шесть часов после появления признаков, дает больше шансов выжить и восстановить способность двигаться
Ирину Евгеньевну с инсультом скорая помощь доставила в палату интенсивной терапии городской больницы N 3. За два дня до этого ничто не предвещало беды. Пенсионерка зашла в подъезд многоэтажки, где работает консьержкой. Хотела расписаться в журнале, но вдруг у нее закружилась голова и ручка выпала из рук. Вернулась домой с сильной головной болью, дочь сразу вызвала неотложку. С помощью укола снизили давление, но ночь прошла без сна, рука совсем онемела. К карете «скорой», которую вызвали на следующий день, женщина шла, шатаясь, будто пьяная, не в силах говорить. В больницу ее занесли уже на носилках.
-- Со мной происходило что-то страшное, -- с трудом выговаривает слова Ирина Евгеньевна, которую после интенсивной терапии перевели в обычную палату. -- Я не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Когда меня привезли в больницу, давление оказалось 280 на 130.
-- Инсульт у пациентки развивался постепенно, просто классически: головокружение, головная боль, нарушение речи, онемение руки и ноги, шаткость походки. Если бы «скорую» вызвали при первых признаках недомогания, тяжелых последствий можно было бы избежать, -- говорит заведующий отделением неврологии N 1 городской больницы N 3 Сергей Пелешок. -- Инсульт чаще всего случается, если кровеносный сосуд закупоривается тромбом или резко суживается из-за спазма. Это ишемический инсульт, встречающийся в 80% случаев. Бывает, что происходит кровоизлияние в мозг -- геморрагический инсульт. Снабжение кровью ухудшается, мозг голодает от нехватки кислорода и питательных веществ, его функции расстраиваются. Чаще всего нарушается речь. Диагноз можно уточнить с помощью современных методов исследования сосудов и головного мозга: ангиография, допплерография, магнитнорезонансная томография.
Лечение инсульта стандартной схемы не имеет. На мозг очень трудно влиять: природа позаботилась о его защите и поставила барьеры, препятствующие проникновению в него многих веществ, в том числе и лекарств. Поэтому главное в лечении -- это обеспечить дыхание, нормальное давление, не допускать сгущения крови, отека мозга Фактор времени при этом решающий: в течение шести часов от начала заболевания существует «терапевтическое окно», то есть клетки мозга, попавшие в зону поражения, можно спасти. Часто пациент и окружающие его люди этого не знают и надеются, что пронесет В результате 20% тех, кого хватил апоплексический удар, погибают. Но 30% пациентов восстанавливают работоспособность. Сергей Романович считает, что благоприятный результат базируется на трех «китах»: желание выздороветь, усилия врачей и участие родственников. Чтобы появились заметные сдвиги, близким людям достаточно подержать беспомощного человека за руку. Для Ирины Евгеньевны свет в окошке -- двое любимых внуков До инсульта женщина увлекалась вязанием. Теплые носочки на ногах -- ее рук дело. Соседки по палате наперебой заказывают ей такие же. И женщина обещает всех обеспечить, усердно разрабатывая онемевшие пальцы с помощью маленького мячика.
-- Для нас каждое новое движение пациента после паралича -- праздник, -- продолжает Сергей Романович. -- Один из лучших наших помощников -- аппарат «Миотон». Прибор работает так: к руке или ноге пациента присоединяют электроды и заряжают ее биоэлектрическими потенциалами, которые списали с мышц спортсмена. Неподвижные мышцы, получив здоровый импульс, вспоминают, как надо двигаться. Нога или рука подергивается. Значит, оживает Обычно через 10--15 сеансов человек уже может застегнуть пуговицы.
Эффект можно усилить, помещая пациента в камеру с кислородом (гипербарическая оксигенация), а также с помощью иглоукалывания, массажа, лечебной физкультуры. Погибшие клетки головного мозга восстановить нельзя, но оставшиеся надо заставить работать. Организм, получая положительную встряску, включает внутренние резервы. Они немалые, ведь мозг работает от силы на 12%. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на выздоровление. Быстрее восстанавливаются люди, которые имеют уравновешенную нервную систему, занимаются посильным трудом и спортом, рационально питаются, не допускают обострения хронических болезней, особенно гипертонии.
Больше других рискуют получить инсульт люди, родители которых перенесли заболевание. После 55 лет через каждые 10 лет риск возникновения мозговой катастрофы удваивается, к тому же мужчин она настигает чаще, чем женщин.
Раз в год следует обстоятельно проверяться у терапевта, кардиолога, эндокринолога, невропатолога -- измерить давление, обследовать сосуды, сделать кардиограмму, анализы крови. Если специалист рекомендует изменить распорядок дня, сесть на диету, побольше двигаться и отдыхать, -- сделайте это.
Людям с атеросклерозом, гипертонией, аритмией, диабетом, которых чаще может хватить апоплексический удар, нужно ограничить употребление калорийной пищи и продуктов, содержащих холестерин, меньше солить еду. А вот овощей и витаминов, которые стимулируют обмен веществ, нужно есть побольше.
Питайтесь 4--5 раз в день и понемногу. Последняя трапеза должна быть не позже 19 часов. Есть на ночь опасно: при работе пищеварения кровь уходит от других органов, в том числе от головного мозга, к кишечнику, и риск получить инсульт возрастает.
Бросьте курить, не злоупотребляйте алкоголем.
Если после стресса, лишней рюмки или при перемене погоды начинает кружиться голова, двоится в глазах, немеют рука или нога, перекосит лицо, обязательно обратитесь к врачу. В случае, если не можете говорить, сильно болит голова, в глазах мелькают мушки, подступает тошнота, не слушаются ноги и руки, теряете сознание, лицо становится багровым или, наоборот, бледнеет, -- немедленно вызывайте «скорую».
До приезда врача нужно уложить больного так, чтобы голова была приподнята, и дать обычную дозу лекарства от гипертонии, которым он обычно пользуется.