Події

«жених у меня есть, но со свадьбой не спешу: нужно поставить на ноги всех детей»

0:00 — 22 травня 2004 eye 313

24-летняя Надя Халимон после смерти матери взяла на себя заботу о своих двенадцати братьях и сестрах

В номере от 15 апреля нынешнего года «ФАКТЫ» рассказали о 19-летней Валентине Александровой из Полтавской области, которая после смерти своей старшей сестры оформила опеку над своими четырьмя племянниками-погодками и решила, что выйдет замуж только за того, кто полюбит ее детей. Такие поступки в Украине, оказывается, не редкость. Жительница села Оленевка Черниговской области Надежда Халимон в двадцать лет фактически усыновила двенадцать(!) своих родных братьев и сестер, когда после тяжелой болезни скончалась их мама.

«После смерти матери мы на семейном совете приняли решение никого из детей никуда не отдавать»

Многодетные семьи многодетным семьям -- рознь. В этом я еще раз убедился, когда побывал в гостях у Нади Халимон и ее двенадцати братьев и сестер. Казалось бы, когда в трех небольших комнатах живет такое количество людей, где яблоку упасть некуда, то ни о каком уюте и идеальном порядке даже говорить не приходится. Но в этом сельском домике есть и то, и другое.

Когда я приехал в село Оленевка Черниговской области, младшие братья и сестры Нади были еще в школе. Ожидая встретить в домике Халимонов шумную ватагу ребятишек, я был несколько озадачен и тишиной, и полным порядком в комнатах. Ни брошенной где попало вещи, ни неубранной после завтрака посуды на столе не увидел. В доме царила идеальная чистота.

-- Кто же порядок поддерживает? -- спрашиваю у Нади.

-- Все вместе, -- улыбается девушка. -- В доме всегда найдется работа для каждого.

-- Но мальчишки-то, наверное, все-таки ленятся…

-- Всякое бывает. Но лень проходит быстро. Мы же все хотим, чтобы дома было уютно, вот и стараемся.

Три года назад огромную семью Халимон, состоявшую из четырнадцати (!) человек, постигло огромное горе. После тяжелой болезни умерла мама, и дети остались сиротами. Благо, в семье были и взрослые ребята.

Об отце здесь говорят неохотно. Он-то вроде бы и есть, но… Не справился человек со свалившейся на его голову бедой и не сумел взять на себя ответственность за семью.

-- Через год после смерти матери местные власти хотели отправить всех несовершеннолетних членов нашей семьи в интернат, -- рассказывает Надя. -- Но мы на семейном совете приняли решение, что никого никуда не отдадим. Потом даже из Чернигова комиссия приезжала, уговаривали меня: зачем, мол, тебе такая обуза, не справишься. А я и говорю: «Где вы год назад были, когда мама умерла? Теперь же -- посмотрите сами: мы полностью самостоятельны».

-- Посмотрели?

-- Посмотрели. В каждый уголок заглянули, убедились, что у нас чистота и порядок. С младшими детьми поговорили, хватает ли им еды. А потом представители из областной комиссии уехали, дав нам испытательный срок на месяц.

«Сначала проверяю уроки у своих учеников, а когда все заснут, готовлюсь к сессии»

-- А кто-то еще пытался оформить опеку над детьми?

-- Родная тетя, мамина сестра. Но у тети были не очень хорошие отношения с мамой. Может быть, поэтому ей и отказали.

-- И тогда власть в свои руки взяла ты?

-- Так получилось, что инициатива оставить всех детей дома была моя. Я и стала для своих младших братьев и сестер как бы мамой, хотя в семье не самая старшая. Есть еще Оксана, но она вышла замуж.

-- Придет время и ты выйдешь замуж. С кем же тогда останутся дети?

-- Я в ближайшее время замуж не собираюсь, ведь если у меня появится семья, то может нарушиться налаженная жизнь моих братьев и сестер.

-- Но жених-то у тебя есть?

-- Конечно, -- улыбается Надя. -- Но он с пониманием относится к моим проблемам.

Кстати, это не единственная жертва, на которую пошла Надя Халимон ради своей семьи. Незадолго до смерти матери девушка поступила в один из российских вузов. Она хотела стать модельером, и ее мечта, казалось, была очень близка к осуществлению, но произошло несчастье, и Надя, не задумываясь, забрала из института документы и осталась в родной Оленевке.

-- Два года спустя я поступила в Харьковский финансово-экономический институт, правда, заочно, -- говорит Надя.

-- Ты успеваешь еще и учиться?!

-- Да вот, как-то получается, -- улыбается Надя. -- Уроки сначала у своих учеников проверю, а когда вечером все засыпают, я готовлюсь к сессии…

Тем временем домой из школы начали возвращаться младшие братья и сестры Нади. Школьников в этой семье сейчас семеро. Самой младшей, Насте, 8 лет, самой старшей, Наташе -- 15. Когда собрались все, я выглянул в прихожую. Там аккуратно, ботинок к ботинку, стояло двенадцать пар обуви.

-- Есть у нас еще Саша, он скоро должен идти в армию. Сережа сейчас служит, а Рома недели две назад вернулся домой. Сестра Таня учится в Чернигове. Старшая -- Оксана, о которой я уже говорила. Она замужем. У мамы был еще один ребенок, но он умер в четырехмесячном возрасте.

-- Ты помнишь дни рождения твоих братьев и сестер? -- вырвался у меня вопрос.

-- А как же без этого. Мы их всегда отмечаем.

-- Двенадцать раз на год! Это по дню рождения в месяц.

-- Одиннадцать. Саша и Сережа родились в один день -- 21 ноября.

«В селе не спрашивают о том, сколько корова дает молока. Чтобы не сглазить»

-- Ссорятся ли дети между собой?

-- Бывает, что ссорятся. Но не больше чем на пять минут. Потом снова -- лучшие друзья.

Пока я разговаривал с Надей, дети занимались каждый своими делами. Кто-то за уроки сел, кто-то вышел погулять на улицу, а пятнадцатилетняя Наташа села рисовать.

-- У Наташки талант, -- говорит Надя. -- Нарисовала портреты всех членов нашей семьи. Так ловко у нее получается! Может быть, художником будет.

-- Накормить такую компанию непросто…

-- По-всякому бывает. Нам платят 600 гривен в месяц. Это пенсия за полусиротство. Я, Оксана и Сережа работаем. Тоже какая-то копейка идет. Теперь Рома из армии вернулся -- очень хорошая подмога будет. Хлеб я пеку сама. Меня мама научила, когда я еще маленькой была. За неделю съедаем 12 буханок. Кстати, на кухне мне активно помогают 19-летний Саша и Рома.

А еще у семьи Халимон -- два с половиной гектара земли, крольчиха и одна корова.

-- Было две, да одна корова сдохла.

-- Молока от одной коровы разве хватает на всю семью?

-- В селе не спрашивают о том, сколько корова дает молока, чтобы не сглазить.

Хотя и понятно, что вопрос о лидерстве в семье был решен давно, я все же, воспользовавшись небольшой паузой, решаю поговорить с младшими Халимонами, кого они считают главным.

-- Конечно, Надю! -- дружно отвечают дети. -- Она для нас как мама.

-- Наказывает, если не слушаетесь?

-- Вообще-то мы стараемся слушаться, -- говорят мальчишки, явно лукавя. -- А если и накажет нас Надя, то мы не обижаемся. Знаем, что за дело.

-- Надя у нас главная. Это однозначно, -- подтверждает 20-летний Рома, недавно вернувшийся из армии.

-- Скучал по своим, пока служил? -- спрашиваю у парня.

-- Скучал. Но братья и сестры буквально засыпали меня письмами, не успевал отвечать.

«Хочу» и «можно» -- это разные вещи»

И снова задаю вопрос Наде:

-- О чем ты мечтаешь? Чего больше всего хочешь в жизни?

-- «Хочу» и «можно» -- это разные вещи. Я не могу покинуть семью, хотя, конечно, не собиралась оставаться в Оленевке. Но надо поставить братишек и сестренок на ноги.

-- Неужели тебя некому будет заменить? Вон, Наташа подрастает. Может, ей передашь эстафету? А она бы потом Свете передала…

-- Когда они подрастут, тогда и посмотрим. А пока я должна обо всех заботиться… К следующему учебному году головная боль появится: семеро школьников, на 1 сентября обуть всех надо. Хотя они у меня бережливые, одежду не рвут и обувь стараются меньше стаптывать.

-- Ну а чем в свободное время любишь заниматься? Если оно у тебя, конечно, есть?

-- Свободное время всегда можно найти, если домашнюю работу делать всем вместе. Я очень люблю читать. Если попадается в руки книга -- за одну ночь ее прочитываю.

Во время нашей беседы к Наде зашла соседка с двухлетней дочуркой.

-- Надюша, мне надо отлучиться, посмотришь за малышкой?

Надя, ни секунды не задумываясь, отвечает, что, конечно же, присмотрит.

-- Кстати, у нас в семье не все Халимоны, -- смеется Надя. -- Паспортистки перепутали: половина детей записана как Халымоны. Теперь мы и сами не знаем, какая фамилия более правильная.

P. S. Автор благодарит Всеукраинскую женскую организацию Союз Украинок за помощь в подготовке публикации.

АКЦИЯ «ГОРДIСТЬ КРАЇНИ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Если вы знаете людей, жизнь и поступки которых заслуживают благодарности и уважения, сообщите о них по телефону (044) 206-60-54.

С подробной информацией об условиях участия в акции «Гордiсть країни 2004» можно ознакомиться на сайте www. novy. tv/pride