К своему юбилею знаменитый украинский режиссер презентовала в Киеве новый фильм «Настройщик»
Накануне юбилея Кира Муратова побывала на фестивале «Молодость», где презентовала свой новый черно-белый фильм «Настройщик». Это история об «умных, но бедных» мошенниках, которые в силу жизненных обстоятельств вынуждены выманивать деньги у богатеньких. Эту картину критики назвали лучшей работой Муратовой, а престижные международные кинофестивали спешат пригласить «Настройщика» на свои форумы.
В свои семьдесят лет Муратова по-прежнему прекрасно выглядит. Носит стильную стрижку и обожает шляпы, которые на съемочной площадке меняет на кепки с козырьком. Курит сигареты с ментолом. Готовить не любит, но хорошо печет пироги и великолепно заваривает чай, хотя предпочитает кофе. Больше всего на свете Кира Муратова любит снимать кино. Неплохо поет. Интервью давно не дает. Если и соглашается общаться с журналистами, то только на темы своего творчества. По ее словам, обо всем, что считает нужным, говорит в своих картинах. Все они -- о сложных судьбах, о человеческих драмах и трудных характерах. Непростой нрав и у самой Муратовой. На съемочной площадке она всегда требовательна и жестка. Не любит профессиональных актеров и обожает открывать новые имена. В ее фильмах впервые заявили о себе Зинаида Шарко, Владимир Высоцкий, Нина Русланова, Алла Демидова, Рената Литвинова.
Режиссером Кира Муратова могла и не стать. Закончив школу, сначала поступила в МГУ на филфак, потом перешла на режиссерский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По воспоминаниям однокурсников, она была невысокой, привлекательной, с неподражаемой улыбкой и очень «иностранной». Кира Головко, дочь героя партизанской войны в Молдавии, погибшего в Кишиневе, и румынской коммунистки, отсидевшей в тюрьме и ставшей министром культуры Румынии, выделялась в толпе. Всегда была модно одета, говорила на литературном русском языке. От кавалеров отбоя не было. Рука и сердце хрупкой девушки достались харьковчанину Александру Муратову, чью фамилию, несмотря на развод, Кира Георгиевна носит до сих пор. Вместе они дебютировали на Одесской киностудии короткометражным фильмом «У Крутого яра», а через два года режиссерская семья сняла картину «Наш честный хлеб», которая долгие годы провалялась на «полке». Семья распалась. Александра Игоревича пригласили на Киевскую киностудию имени А. Довженко. Единственное, что связывало бывших супругов, -- дочь. К несчастью, она умерла. После этого Кира Георгиевна и Александр Игоревич вообще перестали общаться.
О причине развода, разумеется, ни одна из сторон говорить не желает. Но известно, что инициатором разрыва была не Кира и причина его -- не любовная драма. Говорят, в то время Муратова резко похудела, курила сигарету за сигаретой, стала импульсивной и резкой. Ко всему, отклонили сценарий «Внимательно смотрите сны», написанный совместно с Владимиром Зуевым. Наступила творческая пауза. К режиссуре Муратова вернулась в 1978 году. Тогда же она познакомилась с живописцем Евгением Голубенко, который вскоре стал ее мужем, постоянным художником фильмов и соавтором сценариев. В фильме «Три истории» он сыграл эпизодическую роль слепого.
Впрочем, Кира Муратова никогда не делила актеров на профессионалов и дилетантов. По ее мнению, актерами рождаются. Кстати, Владимир Высоцкий сыграл в ее картине «Короткие встречи» благодаря случаю. Сначала Муратова пригласила тогда еще не известного певца на роль геолога, но, передумав, позвала Станислава Любшина. Но в это же время он получил другое предложение и улетел на съемки в Германию. Высоцкий не обиделся -- вернулся. Кстати, работая над этим фильмом, он научился хрипеть, ведь до 1967 года он пел обычным своим голосом, а форсировать его начал лишь после роли геолога в фильме Киры Муратовой.
Большой творческой удачей режиссер считает встречу со «странной» актрисой с неподражаемой речью и манерой поведения, Ренатой Литвиновой. Впервые Кира Муратова узнала о ней еще в конце 80-х, прочитав в альманахе «Киносценарии» дипломную работу Ренаты «Принципиальный и жалостливый взгляд». Потом они встретились на одном из кинофестивалей. «Как раз в тот момент, когда мы знакомились, начался праздничный салют, ничего не было слышно, потом мы договорились встретиться в баре. После нашего разговора она сказала: «Вы нам очень понравились». Она была с мужем. Помню, меня поразила такая формулировка», -- поделилась впечатлениями о первом знакомстве Рената, недавно побывавшая в Киеве. Потом Муратова позвонила ей и предложила прийти на кинопробы, которые та почти провалила. Но Муратова не захотела расставаться с Ренатой и предложила разделить роль на двоих -- подружки должны были говорить одни и те же слова. Рената возразила: «Зачем мне чужие слова? Я могу свои написать». Творческая дружба Муратовой с Литвиновой длится по сей день: Рената стала соавтором сценариев и главной героиней почти всех картин Киры Георгиевны.
В период жесткой советской критики и запрета фильмов Муратова взяла псевдоним «Иван Сидоров». «После того как мой фильм «Долгие проводы» положили почти на двадцать лет на «полку», правда, в неприкосновенном виде, случилась история с картиной «Дети подземелья» (»Среди серых камней») по Короленко. Фильм хотели зарезать, я пообещала убрать свою фамилию из титров. Мне сказали: «Ну и убирайте! Какую поставить?» Тогда со злостью сказала: «Да какую хотите -- Иванов, Петров, Сидоров!» -- и они поставили Иван Сидоров», -- рассказывает Муратова.
Недавно Кира Георгиевна снова проявила свой нрав, вернувшись с полпути в Венецию, где должна была представлять во внеконкурсной программе свой новый фильм «Настройщик», премьера которого недавно прошла в Украине. На 61-й Венецианский кинофестиваль Муратова летела через Вену. В аэропорту пограничники предъявили какие-то визовые претензии, и хотя организаторы фестиваля обещали все уладить, Муратова, женщина крутая и самолюбивая, развернулась и улетела обратно в Одессу.
Уже сорок лет Кира Муратова из принципа снимает только на Одесской киностудии. Здесь начинающий режиссер случайно стала и актрисой. «Была профессиональная актриса, которая работала в этой роли. Репетируем -- все в порядке, а на экране что-то не получалось, не нравилось. Пришлось замечательную артистку снять с роли. Создалась патовая ситуация -- либо останавливать кино до неопределенных времен, либо попробовать самой», -- такую вот незатейливую историю рассказала Муратова о начале своей актерской карьеры.