Події

«я предчувствовала беду и просила мужа уйти с работы, но он был уверен, что в него стрелять не будут»,

0:00 — 9 листопада 2004 eye 421

-- говорит вдова 45-летнего водителя Василия Герасимука, погибшего при разбойном нападении на бригаду инкассаторов в Харькове

«ФАКТЫ» уже сообщали, что 26 октября около восьми часов вечера в Харькове было совершено дерзкое разбойное нападение на бригаду инкассаторов областного управления Сбербанка. В результате старший инкассатор Юрий Берко и водитель Василий Герасимук получили смертельные ранения, а инкассатор-стажер Сергей Йощенко в тяжелом состоянии доставлен в больницу. Из инкассаторской «Нивы», по уточненным данным, исчезло не 400, как сообщали ранее, а 135 тысяч гривен.

Оба нападения были совершены внезапно, под покровом темноты, в оживленном месте

Похоже, дата нападения на инкассаторов была выбрана не случайно -- именно в этот день и приблизительно в это же время три года назад в Харькове был расстрелян милиционер Государственной службы охраны 25-летний Александр Шабельников и тяжело ранен его напарник Павел Пустовит. Тогда злоумышленникам удалось завладеть двумя автоматами Калашникова, двумя пистолетами с боекомплектами, а также 86 тысячами гривен. У этих двух преступлений очень много общего, что дает основания подозревать в причастности к ним одних и тех же лиц. В Харькове говорят даже о том, что бандиты, которым повезло тогда, еще раз решили испытать свою удачу.

Как и три года назад, в совершении преступления подозреваются двое молодых людей выше среднего роста в возрасте до 25 лет (в 2001 году считали, что им может быть по 20--25 лет). Более того, возможно, что в этот раз были применены автоматы, похищенные во время предыдущего нападения на инкассаторов, и те же пули -- со смещенным центром тяжести, которыми стреляли в Шабельникова и Пустовита (это данные информированного источника в правоохранительных органах).

Но пока окончательных выводов и результатов экспертиз нет (во всяком случае, официальных заявлений по этому поводу услышать не удалось), и все сказанное выше может считаться лишь предположением, версией. Однако нельзя не обратить внимания на очевидное: оба нападения были совершены внезапно, под покровом темноты, в оживленном месте. И именно тогда, когда инкассаторы заканчивали работу (бригада должна была заехать еще в две кассы, а в предыдущем случае выстрелы прозвучали уже возле последней точки инкассаторского маршрута). Похож и путь «отступления» -- злоумышленники бросили автомобиль, на котором скрылись с места преступления, и пересели в другую машину, след которой затерялся. В этот раз напавшие на бригаду инкассаторов уехали на «Мерседесе». Престижная иномарка, как было установлено, принадлежала представителю одной из харьковских фирм, уроженцу соседней Белгородской области России. Чтобы завладеть автомобилем, злоумышленники расстреляли хозяина, когда он ставил «Мерседес» в гараж (о чем свидетельствуют пулевые пробоины на воротах гаража), после чего бросили труп в багажник и некоторое время ездили с ним, а затем выбросили. (Не исключено, что во время нападения на инкассатора труп хозяина «Мерседеса» все еще находился в багажнике). Затем они поехали на улицу Героев Труда в Салтовку (спальный микрорайон города. -- Авт. ), где сделали еще несколько выстрелов. К счастью, один из тех, в кого стреляли, остался жив.

«Я сразу же потерял сознание»

Возле палаты 25-летнего Сергея Йощенко выставлена охрана, которая не пускает к нему никого из посторонних. И все же с разрешения руководства следственного управления УМВД Украины в Харьковской области мне разрешили на несколько минут заглянуть к потерпевшему.

Кровать, на которой лежал Сергей, была приподнята у изголовья -- он как раз смотрел телевизор. Йощенко в курсе трагических событий.

-- Очень жаль ребят, -- вздыхает Сергей. -- Я с ними три с половиной месяца работал, они обучали меня.

-- Откуда вы пришли в инкассаторскую службу и почему? Зарплата здесь, прямо скажем, небольшая…

-- До этого я работал охранником в частной фирме, но мне хотелось попробовать себя в чем-то другом. Зарплата как раз особой роли для меня не играла.

-- Но ведь это опасная профессия. Вы наверняка слышали об убийстве Саши Шабельникова?

-- Опасности подстерегают человека в любой профессии. А водителем быть не опасно? Вон столько аварий случается ежедневно!

-- Вы что-то помните из событий 26 октября?

-- Я направлялся к кассе, и только подошел к двери, как прозвучал выстрел. В меня первого стреляли. Пуля угодила ниже бронежилета и разворотила все внутренности. Я сразу же потерял сознание. Кто стрелял, откуда, сказать не могу. Говорят, вроде, из автомата.

-- Сейчас состояние более-менее нормальное?

-- Мне сделали уже три операции, но врачи пока особо не рассказывают, в чем они заключались. Постоянно капельницы ставят, потихоньку начинаю приподниматься на кровати. Очень хочется увидеться с дочкой (ей три годика), но для нее я все еще в длительной командировке -- нельзя ей пока на меня смотреть.

Заведующий отделением, в котором находится Сергей Йощенко, отказался давать комментарии корреспонденту «ФАКТОВ». Сказал лишь одно -- состояние пациента улучшается, опасность для жизни миновала.

Во время беседы с начальником отдела безопасности областного управления Сбербанка Анатолием Богомоловым удалось узнать, что у Сергея были повреждены печень, желудок, поджелудочная железа и почки.

-- После случившегося мы срочно начали искать для него доноров с очень редкой группой крови -- нулевой, с отрицательным резус-фактором, -- рассказал Анатолий Николаевич. -- Дали контактный телефон, обещали вознаграждение. Поступило очень много звонков. Были организованы массовые сдачи крови в институте военно-воздушных сил, среди банковских служащих, сотрудников управления МЧС Дзержинского района, правоохранительных органов. Люди отказывались от денег. Главным для всех было помочь человеку, попавшему в беду. А все расходы по его лечению взял на себя банк.

Нападавшие вышвырнули трупы из автомобиля, чтобы добраться до мешков с деньгами

Анатолий Богомолов и исполняющий обязанности руководителя отдела инкассации банка Анатолий Васянович на место трагедии прибыли уже через несколько минут. Они рассказывают, что Герасимук и Берко лежали на асфальте возле расстрелянной «Нивы». В машине были выбиты лобовое и боковые стекла. Прицельные выстрелы в голову не оставили инкассаторам шансов на жизнь. Очевидно, нападающие просто вышвырнули трупы, чтобы добраться до мешков с деньгами, сложенных на заднем сидении двухдверного автомобиля. На момент инкассации сберкассы по улице Героев Труда их было четырнадцать. Не хватало шести. Как выяснилось потом, забрали самые полные мешки. Общая сумма инкассированных денег составляла 157 тысяч гривен, а похитили 135 тысяч.

Руководители банка уверяют, что инкассаторы действовали по служебной инструкции -- Берко остался с водителем, а Йощенко направился в кассу, чтобы забрать остатки денег. И почти не сомневаются в том, что убийцы не раз следили за маршрутом «Нивы».

-- Сергей Йощенко работал у нас недолго, поэтому его я знал меньше всех, -- говорит Анатолий Васянович. -- Но, наверное, если бы он был замечен в чем-то плохом, я бы его запомнил получше. А двое погибших имели очень хорошую репутацию. Они были порядочными, исполнительными. На них всегда можно было положиться. В последний раз я видел Берко и Герасимука за три часа до трагедии. Вася Герасимук, как всегда, был в хорошем настроении, он за два дня до этого вышел из отпуска, выглядел бодрым, отдохнувшим. Я сказал ему об этом, он заулыбался. С ним было интересно разговаривать на любые темы. Юрий Берко был несколько замкнут. Три года назад у него от рака умерла жена, и ему самому пришлось поднимать на ноги двух дочек. Одна из них учится в политехническом институте, вторая -- десятиклассница. Смысл жизни у Юрия сводился к тому, чтобы обеспечить семью.

После трагического случая уже несколько человек из инкассаторской службы подали заявления об уходе с работы

У 51-летнего Юрия Берко осталась также престарелая мама, Валентина Федоровна. После похорон сына она совсем сдала, и теперь к ней каждый день ходит медсестра делать уколы.

-- Мой сын никогда никого в своей жизни не обидел, -- прерывисто дыша, рассказывает Валентина Федоровна. -- Таким добрым был, ласковым, как ребенок. Изо всех сил тянулся, чтобы дочки, Оля с Наташей, не чувствовали себя в чем-то обделенными. В свободное от работы время нанимался делать ремонты. За все брался, все умел. А себе зубы никак не мог вставить -- не хотел отрывать лишнюю копейку от детей. И подумать о своей личной жизни ему тоже было некогда. Три года вдовцом жил. Юра очень любил Таню, свою покойную жену. Когда у нее обнаружили рак груди и сделали операцию, она плакала, переживая, что стала некрасивой. А он ее утешал: «Я любил тебя до этого, и такой буду любить». Меня сын тоже никогда не забывал. Я живу с младшей дочерью, наш дом рядом со сберкассой. Юра когда приезжал туда, махал мне в окно рукой. В последний раз я видела его в пятницу. Теперь и днем, и ночью его лицо стоит у меня перед глазами…

У 45-летнего Василия Герасимука тоже осталась мать, двое детей-студентов и жена Ирина.

-- Меня в последнее время не покидала тревога, -- говорит Ирина. -- Я просила мужа уйти с этой работы, особенно после того случая трехлетней давности. А он только улыбался и отвечал, что его это не коснется. Мы с Василием раньше на заводе радиоаппаратуры работали, я -- мастером, он -- монтажником. А знакомы были еще со школы, в восьмом классе вместе за партой сидели. С тех пор у нас любовь. Я ждала его из армии, и он, вернувшись, подался за мной в Харьков (мы сами родом из Горловки). Поженившись, не имели возможности жить вместе. Он продолжал ходить ко мне в женское общежитие из мужского. В нашей комнате жили три замужние женщины, и у каждой был маленький ребенок, а мужья по очереди посещали нас. Когда на заводе перестали платить зарплату, знакомые посоветовали Васе работу в банке, он был главным кормильцем семьи…

Управление Сбербанка взяло на себя организацию похорон, семьям погибших и пострадавшего от ранения выделило по 10 тысяч гривен. Деньги, конечно, не лишние. Увы, только за них не вернешь жизни и здоровье.

-- По данному делу изъято достаточно вещественных доказательств -- пули, гильзы, отпечатки в машине, -- коротко сообщил корреспонденту «ФАКТОВ» старший следователь Харьковской городской прокуратуры Александр Безнос. -- Сейчас составляют фотороботы преступников. Возбуждено уголовное дело.

А областное управление милиции, как уже сообщали «ФАКТЫ», объявило о денежном вознаграждении в размере 100 тысяч гривен тому, кто поможет выйти на след убийц.

Кстати, после трагического случая уже несколько человек из инкассаторской службы областного управления Сбербанка подали заявления об увольнении с работы по собственному желанию.

P. S. Автор благодарит начальника ЦОС УМВД Украины в Харьковской области Ларису Волкову за активную помощь в подготовке материала.