Выход на полную мощность Кременчугского НПЗ дал толчок снижению цен на заправках большинства украинских нефтяных компаний
Созданная по решению Президента Украины Леонида Кучмы на базе НАК «Нефтегаз Украины» национальная вертикально интегрированная нефтяная компания (ВИНК) начинает выполнять поставленные перед ней задачи. За неполные два месяца ВИНК удалось добиться рекордно высокой загрузки Кременчугского НПЗ, а также обеспечить дизтопливом по льготной цене наиболее уязвимую отрасль государства -- аграрную. В результате слаженных действий крупнейших государственных активов в нефтяном секторе цены на автомобильное топливо в Украине стабилизировались, даже несмотря на окончание срока действия правительственного меморандума.
Отпускные цены Кременчугского НПЗ позволяют владельцам АЗС, приобретающим продукцию предприятия, выполнять договоренности с Кабинетом министров и при этом получать нормальную прибыль
Учитывая нынешнюю ситуацию, именно выход на отечественный топливный рынок столь мощной государственной структуры позволил его стабилизировать. Особенно если учесть, что новая компания получила в управление крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод -- Кременчугский. Напомним, что государственный пакет акций АО «Укртатнафта», владеющего данным предприятием, был передан, согласно указу Президента, в уставной фонд НАК «Нефтегаз Украины». Практически одновременно кременчугское предприятие получило и нового руководителя. На должность исполняющего обязанности председателя правления АО «Укртатнафта» был назначен Сергей Глушко.
Первых результатов, главный из которых -- стабильность цен на заправках, удалось достичь уже через полтора месяца. Более того, своей работой «Укртатнафта» доказала экономическую обоснованность граничных цен на нефтепродукты, установленных правительством. Наиболее выгодно сейчас торговать по этим ценам бензинами А-76 и А-80. При реализации этих марок топлива рентабельность заправок составляет 14,2 процента. Реализация в рамках государственной ценовой политики бензина А-95 позволяет АЗС работать с рентабельностью 6,9 процента, а продажа топлива А-92 -- 5,1 процента. Отрицательная рентабельность возникает сегодня только при продаже дизтоплива, что обусловлено временным дефицитом его на рынке. Однако стоит отметить, что даже в этом случае при реализации отдельно взятой заправкой всех видов нефтепродуктов общая рентабельность достигает 6 процентов.
Поэтому новое руководство Кременчугского НПЗ четко придерживалось все это время национальных интересов при реализации топлива. Как результат, сегодня цены на бензины на заправках предприятий, входящих в ВИНК, стабильно находятся на уровне, установленном правительством.
«Мы держим самые низкие цены на бензин в столице. За последние несколько месяцев количество клиентов увеличилось примерно в пять раз. Работать непросто, но, понимая, что мы держим цены на бензин, к нам едут заправляться со всего Киева. Приятно ощущать себя частью большого целого, от которого зависит вся экономика страны», -- поделился своими впечатлениями Иван Д. , работник АЗС «Нефтегаз-Экойл». Подобного мнения придерживаются и на заправках крупнейшей нефтедобывающей компании Украины. «Для стабилизации рынка наша компания постоянно увеличивает объемы добычи нефти. Также мы покупаем заправки для того, чтобы, имея собственную сеть АЗС, стать серьезным игроком на рынке и иметь возможность влиять на цены, отстаивая интересы простых граждан», -- услышал корреспондент «ФАКТОВ», заправляясь на АЗС ОАО «Укрнафта».
С нового года АО «Укртатнафта» планирует перерабатывать 750 тысяч тонн нефти
Не секрет, что стабильности на топливном рынке одними правительственными ограничениями не добиться. Гораздо более важна нормальная работа нефтеперерабатывающих предприятий. Ведь именно от нее зависит своевременное наполнение рынка достаточным количеством топлива. А предприятия национальной ВИНК еще и помогают выполнять государственные программы.
Осенью этого года «Укртатнафта» -- единственная из всех нефтеперерабатывающих компаний -- обеспечивала дизельным топливом предприятия агропромышленного комплекса по сниженным ценам. Только на протяжении октября Кременчугский НПЗ отгрузил аграриям свыше 50 тысяч тонн дизельного топлива. Еще 5 тысяч тонн в ближайшее время будут поставлены также по льготной цене животноводам для стабилизации ситуации на рынке молока и мяса. Таким образом новому руководителю завода Сергею Глушко удалось объединить национальные интересы с производственными и экономическими нуждами предприятия.
Да и объемы производства в Кременчуге благодаря созданию национальной ВИНК постоянно увеличиваются. Если в октябре АО «Укртатнафта» переработало только 460 тысяч тонн нефти, то в ноябре акционеры завода «Татнефть» и «Нефтегаз Украины» поставят на НПЗ более чем 600 тысяч тонн сырья. В перспективе -- дальнейшее развитие предприятия. Уже сейчас изучается возможность загрузки с нового года Кременчугского НПЗ на уровне 700--750 тысяч тонн нефти.
Стабильная работа флагмана отрасли подала пример и другим нефтяным компаниям. На этой неделе цены на заправках крупных операторов рынка -- «ТНК-ВР» и «ЛУКОЙЛа» снизились в среднем на 10 копеек и теперь бензин А-95 стоит меньше 3 гривен.
P. S. Когда материал готовился к печати, пришло сообщение, что глава Винницкой областной государственной администрации Григорий Калетник поблагодарил и. о. председателя правления АО «Укртатнафта» Сергея Глушко и всех работников компании за понимание проблем аграриев и своевременное обеспечение сельхозпредприятий области дизельным топливом по льготным ценам.