Події

Чтобы не ремонтировать автомобили по гарантии, станции техобслуживания при автосалонах сначала требуют у клиентов 250 гривен за тестирование топлива из бака, а затем списывают неполадки на низкое качество бензина

0:00 — 12 листопада 2004 eye 266

Разрекламированная многими автодилерами длительная гарантия на их машины -- часто не более чем выкачка денег из наивных автолюбителей

В последнее время автосалоны словно соревнуются, у кого гарантия на автомобиль дольше по времени и длиннее по пробегу. На витринах салонов красуются огромные надписи -- «Три года гарантии без ограничения пробега!». А один из импортеров корейских автомобилей начал давать на свой товар целых пять лет гарантии! Как чудесно, прикидывают наивные автолюбители, заплатил денежки -- и на пять лет забыл о проблемах с машиной!

Бедняги часто не подозревают, что гарантия дается не на весь автомобиль, а только на те его части, которые не должны поначалу сломаться. В любом случае, составлена она так хитро, что добиться по гарантии ремонта машины, особенно во второй или третий год эксплуатации, удается лишь через суд.

«Вот если у вас сразу четыре амортизатора выйдут из строя, тогда понятно, что это заводской брак»

Признайтесь честно, кто перед покупкой машины читал условия гарантии? Обычно большинство покупателей, уяснив для себя необходимость проходить регулярные техосмотры, в эйфории скачет вокруг машины, еще и поторапливая менеджера салона: давай, мол, поскорее заканчивай с оформлением документов. И лишь через полгода, когда у машины после хронической недозарядки «скончается» аккумулятор и нужно ехать на станцию, чтобы его заменить, автолюбитель узнает, что роскошная гарантия «Три года или 100 тысяч пробега» «распространяется лишь на узлы и агрегаты». Аккумулятор же, по словам хмурого инженера по гарантии, это «и не узел, и не агрегат», а всего лишь «комплектующее»! Один мой знакомый, получив вот так от ворот поворот, придумал номер -- дотянул на веревке машину на СТО, снял аккумулятор и говорит: «Смотрите, бойцы, -- не заводится!» Те глянули под капот -- нет батареи! А знакомый отвечает: «Вы ведь сами сказали, что она комплектующее, так что, есть она или нет, это существенно на машину не влияет». И после долгих разбирательств аккумулятор ему все-таки поменяли, а заодно отремонтировали регулятор напряжения.

Поэтому бывалые люди советуют перед покупкой машины внимательно прочитать условия гарантии. И второе: обязательно потребовать заключения отдельного договора на гарантийное обслуживание, ведь сервисная книжка, которую выдают вместе с автомобилем, по закону не является юридическим документом.

В качестве дотошного покупателя я объехал несколько салонов столицы, чтобы подробно ознакомится с гарантийными условиями. Везде говорил, что намереваюсь купить, но сперва хочу посмотреть документы на машину.

-- Зачем они вам? -- удивились в автосалоне, продающем «Хюндай». -- Наш менеджер вам все расскажет. А сервисных книжек у нас нет. Их выдадут вместе с машиной…

Менеджер лепетал: «Не беспокойтесь, еще не было такого случая, чтобы… », и так далее. В конце концов удалось прямо-таки с боем получить ксерокопию книжки. Как и у большинства автопродавцов, гарантия не распространялась на «расходники» -- фильтры, тормозные колодки и диски, лампочки, свечи, ремни, резинотехнические изделия, «дворники», диски сцепления, предохранители, смазки, масла. Все это придется при необходимости менять за свои деньги.

Не станет продавец тратиться и на дополнительную шумоизоляцию -- в гарантию не входят «трудноуловимые шумы, не затрагивающие качество функционирования автомобиля». Есть у «Хюндай» и своя «изюминка»: в документации на автомобиль отнесена к «незначительным отклонениям, не подпадающим под гарантию»… коррозия днища кузова. Вот вам и пять лет без проблем! Кроме того, гарантия на подвеску дается всего на один год, но если в течении этого года, пояснили мне, так сказать, «на будущее», выйдет из строя один амортизатор, мастера будут разбираться, не влетел ли я в яму.

-- Вот когда у вас сразу четыре амортизатора поломается, -- сказали в салоне, -- тогда понятно, что это заводской брак.

-- Да что вы от нас хотите, -- понизил голос один из консультантов, -- поедьте на «Ауди», там вообще только за диагностику неполадки с клиентов деньги берут! Чтоб неповадно было лезть с жалобами…

«Эксплуатация машин на наших дорогах, которые с точки зрения ГОСТа являются бездорожьем, является формальным поводом для отказа в гарантийном обслуживании»

Инженер по гарантии «Ауди» был моим вопросом оскорблен.

-- Если незначительный ремонт подвески стоит тысячу гривен, а вы заплатите 50--100 гривен за диагностику, разве это существенно? Тогда вам на «Жигулях» ездить нужно!

Замечу, деньги за диагностику не возвращаются, даже если неполадка подтвердилась! Кстати, и на «Ауди» условия гарантии дали со скрипом, заявив сначала, что это документ для внутреннего пользования. А из этого документа узнаешь любопытные вещи, например, что у «Ауди» есть знаменитая 12-летняя гарантия от сквозной коррозии кузова. Сейчас ее дают многие (тот же «Опель»), но «Ауди» была одной из первых компаний, громко заявивших о «12 годах без коррозии». Так вот в пункте «Претензии по гарантии» пишется, что таковые не принимаются, если «повреждения возникли под воздействием внешних факторов или из-за недостаточного ухода». Но ведь зимняя соль на дорогах, дождь, грязь, камешки -- все это внешние факторы! Как же без них обойтись?! И именно из-за них ржавеют машины. Получается, что с формальной точки зрения за коррозию продавцы машин не отвечают?

Немало удивили меня и баночки, в обилии стоявшие вокруг инженера по гарантии.

-- Это тесты топлива, -- пояснил он. -- У нас бензонасосы летят по десять штук в месяц. Так что при неполадках в топливной системе, прежде всего сливаем бензин из бака, и клиент платит 250 гривен за тестирование. Если бензин качественный -- деньги возвращаем.

Вопрос к читателям: как вы думаете, что покажет тест, который проводится по заказу СТО?

В солидно оформленном салоне, где продаются автомобили «Рено», сервисных книжек вообще не оказалось. Похоже, я был первым клиентом, заинтересовавшимся условиями гарантии до покупки машины.

-- Мы даем гарантию на один год, другие салоны «Рено» -- на два года, но получить у них что-то на второй год почти невозможно, -- сразу же «сдал своих» консультант салона.

Молодой человек с печальными глазами согласился рассказать о гарантии «на словах». К примеру, он поведал, что если сломается ручка стеклоподъемника, то «всем понятно, что вы ее сами сломали». Отвалился переключатель -- «ясно, что вы его сами отломали». Если же у машины через полгода задребезжит салон, то «незачем по брусчатке ездить». Я принялся уверять, что объезжаю брусчатку десятой дорогой, а через трамвайные пути буду переносить машину на руках.

-- Все равно, вы ведь видели, что покупали, -- резюмировал консультант. -- Посмотрите, что делается у других. Купите «Форд», тогда узнаете…

Думаю, вы уже догадались, что ни договора на гарантию, ни сервисных книжек в салоне, где продают «Форды», выпросить не удалось. Поэтому понять, на что распространяется трехлетняя гарантия без ограничения пробега(!), было невозможно, и это консультанта совершенно не смущало. Он обещал выслать условия по факсу, но… обманул.

Я заехал к знакомому начальнику послепродажного обслуживания одного из официальных импортеров японских автомобилей.

-- Понимаешь, у нас в стране гарантийные обязательства -- это во многом джентльменские соглашения, -- объяснил он мне. -- Ведь в инструкции по эксплуатации автомобилей «Хонда», да и, думаю, многих других марок, записано: «Автомобиль не предназначен для эксплуатации по бездорожью». Существует ГОСТ, где определено понятие «автомобильная дорога», но я думаю, далеко не все наши улицы ему соответствуют. Тем не менее мы продолжаем по ним ездить, а значит, с формальной точки зрения, неправильно эксплуатируем автомобиль, что само по себе дает право отказать в гарантийном ремонте. Хорошо, если автомобиль надежный, и диллер не чувствует себя в убытке. А если машины, что называется, рассыпаются?

«Эксперты-автотехники не советуют начинать дрязг, если поломки ходовой возникают на 30--40 тысячах километров»

Как правило, во всех гарантийных условиях указывается два пункта-уловки, позволяющие всегда найти обоснование для отказа ремонтировать машину. Первый начальник послепродажного обслуживания уже назвал -- это «нарушение условий эксплуатации». Вторая уловка -- статья о недопустимости «превышений возможностей автомобиля». Полетели амортизаторы -- возил на дачу кирпичи в багажнике. Вышел из строя двигатель -- неправильно переключал передачи, ездил на пониженных скоростях. «Накрылась» коробка передач -- тащил за собой слишком тяжелый прицеп.

Единственный путь борьбы с ушлыми инженерами по гарантии -- заказать экспертизу в КНИИСЭ (Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз). Правда, заказы на экспертизу институт сейчас принимает на четвертый квартал… 2005 года. То есть ждать придется целый год! Вины самого института здесь нет. Лучших экспертов в стране поставили в нелегкие финансовые условия, и они с трудом справляются с валом заявок. Но в последнее время появилась возможность обратиться к внештатным сотрудникам института, которые не связаны очередью и могут достаточно быстро помочь с проведением экспертизы. Но учтите, стоит это недешево.

-- Экспертизу я провожу, как правило, на той же фирменной СТО, где обслуживается автомобиль, -- поясняет внештатный эксперт-автотехник КНИИСЭ, попросивший не называть его фамилию. -- Обычно, СТО разрешают это делать. Не бесплатно, конечно. Если возникли серьезные проблемы с двигателем и его нужно разбирать, то вам придется заплатить за разборку мастерам станции и такую же сумму плюс процентов 20--30 от нее эксперту-автотехнику за его работу. Если поломка будет признана «гарантийной», вы наверняка вернете себе деньги через суд. Разумеется, порядочный эксперт должен проконсультировать вас заранее, стоит ли затевать дело. Я, к примеру, советую клиентам не затевать дрязг, если на 30--40 тысячах километров пробега возникли проблемы с ходовой. В принципе, на наших дорогах, это действительно можно списать на «естественный износ деталей». Однако в других случаях экономить на экспертизе выходит себе дороже. Вот сейчас, к примеру, я провожу исследование тормозной системы новенького «Ниссана» -- на машине несколько раз пропадали тормоза. Хозяин приезжал на СТО -- и каждый раз ему говорили, что «ничего не нашли». В четвертый раз машина разбилась вдребезги. Нередко мастера СТО, чтобы не искать неполадки в новых дорогих авто, просто вытирают коды неисправности бортового компьютера и говорят: «У вас все в порядке». Они щелкают по клавишам компьютера так виртуозно, что иногда трудно заметить, когда мастер успевает стереть сообщение о неполадке. Поэтому я всегда ставлю условие -- интервал между нажатиями на клавиши компьютера -- пять секунд. Если мастер «спешит», я записываю в акт, что СТО не дает возможности провести экспертизу…

По словам эксперта, большинство станций техобслуживания не доводят дело до суда, предпочитая удовлетворять клиентов, взглянув на результаты экспертизы…