По его мнению, задуманное не удалось благодаря деятельности экспертной комиссии при Кабмине, принципиальности Генерального секретаря Европейской комиссии Международного эпизоотического бюро и позиции большинства компаний, занимающихся импортом рыбы
Рыба, как видим, действительно немного подорожала уже в первой половине лета. Хоть рост цен на нее -- в пределах двух процентов в месяц, а за девять месяцев -- в пределах 12,2 процента -- это не обвал рынка. На мясо, например, за лето цены прыгнули чуть не на треть. К тому же нужно учесть одно обстоятельство: летом рыба всегда немного дорожает. Любой человек, следящий за ценами на рынках, подтвердит вам этот факт. Даже такой потребитель, который причин объяснить не сможет. Но есть в стране люди, лучше других разбирающиеся в нюансах рыбного рынка. Это импортеры, не так давно объединившиеся в «Украинскую ассоциацию импортеров рыбной продукции» и получившие 9 ноября свидетельство о регистрации. Для чего бизнесмены объединяют свои усилия, объяснил руководитель компании «Скандинавия» Игорь Щербенко. «Мы пытались решать свои проблемы каждый по-своему, в одиночку, -- сказал г-н Щербенко. -- Но поняли, что лучше объединить усилия импортеров и создать ассоциацию, которая могла бы на общественных началах выносить волнующие всех операторов рыбного рынка вопросы на обсуждение комитетов Кабинета министров». Подробнее о целях и задачах этого объединения «ФАКТАМ» рассказал руководитель Программы развития инфраструктуры рынка рыбной продукции при КМУ Александр Журавлев, ответственный секретарь экспертной комиссии.
-- В сентябре по поручению премьер-министра Виктора Януковича в правительстве прошло расширенное -- с участием украинских трейдеров -- совещание по проблемам рынка, -- рассказывает А. Журавлев. -- «Скандинавия», «Интеррыбфлот», «Азовфиш», «Морепродуктопт», «Интеррыбторг», «Фиш-трейд» и другие импортеры, осуществляющие более 70 процентов поставок рыбы, поддержали предложения по реформированию отрасли, внесенные в разработанную до 2010 года отраслевую программу правительства, и первоочередные рекомендации комиссии. Как оказалось, украинских импортеров, работающих прозрачно, беспокоят те же проблемы, что и экспертную комиссию. В частности, рыба из России как везлась, так и везется контрабандой, говорил на этом совещании Олег Лущик (»Украинская восточная рыбная компания»). По его мнению, это особенно актуально для Харьковской области, где грузы российской рыбы вообще практически не проходят таможенные посты. Приняв решение о создании собственной ассоциации, украинские импортеры поддержали и предложение экспертной комиссии о введении квот и лицензировании импорта. Вопрос этот оказался, кстати, самым больным. Именно из-за него с подачи «рыбопромышленников» разгорелся сыр-бор в прессе.
«Сегодня основная проблема для переработчика -- это наличие на рынке нелицензированных и несертифицированных мелких компаний, функционирующих достаточно примитивно и в тех условиях, которые не допускаются ни санстанцией, ни ветеринарной службой, -- отметил на совещании Александр Качный (компания «Морепродукт»). -- Поэтому в первую очередь нужен порядок, сертификация производства и, наверное, лицензирование предприятий переработчиков. Только в этом случае крупным компаниям станет интересно вкладывать средства в развитие производства. Сейчас же они не могут конкурировать с «черными» переработчиками. По мнению Петра Свиридова (»Интеррыбфлот»), «не надо останавливаться на квотировании, нужно идти дальше, расширять сырьевую базу украинского производства».
По данным мониторинга, только семь процентов холодильных складов обеспечивают температуру хранения минус 25 -- 30 градусов, которая гарантирует сохранение качества продукции. Остальные могут «наморозить» только 10 -- 15 градусов.
-- И все же, Александр Владимирович, объясните, наконец, что произошло с ценами?
-- Причина проста. Украина-то рыбу, в основном, импортирует. Картина в целом выглядит так: продукция собственного производства составляет лишь около 21 процента рынка. Еще чуть более семи процентов вылавливает в мировом океане украинский флот. Остальное -- импорт, будь то консервы, рыбка мороженая или свежая. Причем завозят ее к нам, в основном, из Норвегии. На долю этой продукции приходится более 50 процентов всего импорта. Такие данные приводят Гостаможслужба и Госкомстат. Вывод очевиден: объемы импорта, если оценивать их помесячно, зависят от того, как идут лов и торговля в Норвегии. А идут они, в основном, весной и осенью. Зимой рыба отдыхает. В начале лета, когда происходит нерест, -- тоже. Есть еще одна причина. «Августовскую» селедку, например, вовсю раскупают европейские, американские и японские трейдеры. Она в этом месяце особенно жирная и, соответственно, дорогая. Поэтому -- из-за цены -- и не пользуется спросом у нашего потребителя.
А теперь чистая статистика. Есть два периода, когда ввоз рыбы в Украину достигает пика. Это март-апрель и октябрь-декабрь. Так происходит уже многие годы. Чтобы не быть голословным: в марте 2003 года объем импорта составил почти 33616 тонн, в марте 2004 -- более 37417 тонн. А уже в мае сократился более чем в два раза (14,5 и 15,5 тысяч тонн соответственно). Примерно на таких же небольших объемах экспорт держится все лето, и лишь в октябре, когда корабельные поставки возобновляются, начинается очередной рывок -- осенний. В 2003 году, например, в сентябре завезли еще 13,8 тысяч тонн, тогда как в октябре -- 33,2 тысячи, в ноябре -- 54. Данные эти, опять-таки, из Гостаможни. Пусть читатель простит, если сухая статистика звучит занудно, но без нее не обойтись.
Такая картина наблюдается из года в год, но если сезонное изменение объемов ввоза для кого-то и является открытием, то только не для тех, кто много лет специализируется на импорте рыбы, -- продолжает Александр Журавлев. -- В Украине крупных компаний, занимающихся такой деятельностью, всего около двух десятков. И о так называемом исчезновении рыбы с украинских прилавков нынешним летом, каким бы это странным ни показалось, некоторые СМИ начали трубить как раз с подачи некоторых из них. Началось это именно в апреле--мае, когда импорт традиционно идет на спад.
-- Можно ли расценивать это явление как попытку манипулировать общественным мнением с тем, чтобы обвалить рынок?
-- Убедиться в этом чрезвычайно просто. Достаточно посмотреть, сколько статей, посвященных ситуации в отрасли, опубликовано в украинской прессе весной--летом. И в каждой из них заявлялось, что исполнительная власть в Украине «наломала дров» в отношениях с Норвегией, и рыба от основного импортера в страну больше не поступает. Бегите, мол, в магазины, хватайте, что осталось. Впрочем, не будем вдаваться в подробности, гораздо важнее подоплека. Целей у тех, кто распространял эти публикации, было две: распродажа остатков своей некачественной продукции и оказание давления на Кабинет министров, чтобы помешать реформам, осуществляемым в настоящее время на рыбном рынке. Кстати, проблема качества очень актуальна -- 32 процента проверенной рыбной продукции не соответствует стандартам качества, а количество некачественной сельди достигает даже 73 процентов. Норвежцы заинтересованы продать всю рыбу, которой располагают. Есть много трейдеров рыбы, которую не берут не то что Америка или Япония, но даже Россия. По словам Анны Молчановой (»Интеррыбторг»), «нужно думать, прежде всего, о потребителях. Мы всегда получаем качественную продукцию, потому что работаем напрямую с производителями, которые гарантируют качество и безопасность, в отличие от перекупщиков».
-- Удалось ли тем, кто, как вы считаете, пытался «обвалить» рыбный рынок, задуманное?
-- Ничего не вышло. Цены в магазинах остались в пределах нормы. В основном, благодаря тому, что экспертная комиссия успела оценить возможные последствия и договорилась с большинством импортеров, которые поддержали ее позицию, а сейчас объединились, чтобы противостоять тенизации рынка. Ассоциации предстоит еще разработать регламент, утвердить программу взаимодействия с ЭК и направить ее всем заинтересованным лицам. Все налаживается. Сейчас в украинские порты приходят десятки кораблей, так что говорить о рыбном дефиците бессмысленно. Прогнозируются еще большие поступления, объем импорта рыбной продукции в 2004 году превышает аналогичные показатели прошлого года, причем можно с уверенностью констатировать, что основная часть продукции качественна. Благодаря усилиям ЭК и контролирующих ведомств происходит детенизация импорта. А значит, потребление рыбы наконец становится безопасным.