Події

В день по десять-пятнадцать автомобилей, пригнанных из-за рубежа «серым» образом, растамаживается на… Одного пожилого жителя закарпатья, имеющего эксклюзивные(! ) льготы

0:00 — 19 листопада 2004 eye 419

Официальные представители автоконцернов ведут «холодную войну» с обычными автосалонами, обвиняя их в продаже нечестно растаможенных машин, к тому же не приспособленных для наших климатических условий

На украинском рынке новых автомобилей идет «холодная война» между так называемыми «серыми» и «белыми» дилерами. Для тех, кто не знает, «белыми» или «официалами» на автолюбительском сленге у нас называют непосредственных представителей автопроизводителей, а также автосалоны, получившие от завода право торговать его машинами. Стать «белым» очень непросто -- они лицо компании и отвечают не только за продажу машин, а и за глобальный имидж компании. К примеру, в Украине всего полгода назад открылось официальное представительство «Тойоты», и лишь в будущем году планируется открытие подобного автоцентра «Ниссан». Но само по себе представительство не справится с продажей машин, для этого у него по всей стране разбросана сеть официальных дилеров -- частных автофирм, которым представительство дает право торговать автомобилями своей марки. Чтобы получить статус «белого» дилера, фирме необходимо доказать, что у нее имеется красиво оформленный автосалон, специализированное СТО, обученный персонал и магазин сопутствующих товаров. В отличие от конкурентов «серые» диллеры или обычные автосалоны часто продают машины с открытых площадок, собственным сервисом не обладают, а весь их офис умещается в маленькой каморке. Зато у «серого» есть одно неоспоримое преимущество -- его автомобили на 10--15, а иногда и на все 20 процентов дешевле…

Разница в ценах бывает очень значительной

И «белый», и «серый» дилеры в борьбе за покупателя изощряются в аргументах, бросающих тень на соперника. Чтобы как-то обосновать разницу в ценах, а она иногда очень значительная (к примеру, «серая» «Мазда 6» предлагается за 21 тысячу долларов, у «белых» похожую машину можно приобрести за 23 тысячи евро), официальные дилеры намекают своим клиентам: мол, часто случается, что «серые» машины прослужат три-четыре месяца в каком-то заграничном автосалоне в качестве тест-драйвого автомобиля. После этого пробег автомобилю скрутят, салон почистят, и выдают его за новый, хотя, как минимум, коробка передач в нем уже порядком истерзана.

Соперничество переходит прямо-таки в информационную битву, когда речь заходит о салонах, продающих японские или корейские автомобили. На них разница в цене у «серых» и «белых» наиболее ощутима и составляет иногда четыре-пять тысяч долларов. Дело в том, что многие азиатские автомобили давно производятся на заводах Европы. Соответственно, и ценообразование на эти машины происходит в евро. Да и чистокровные «японки» к «белым» украинским автопродавцам попадают через европейских дилеров. В отличие от конкурента «серый» покупает машины в Арабских Эмиратах или Саудовской Аравии за американские доллары. Отсюда и разница в ценах. Кроме того, как объясняют «серые», прибыль, которую они закладывают в стоимость автомобиля, на порядок ниже той, что «забивает» в цену официальный дилер.

-- Люди выстроили шикарные автосалоны, купили в офисы кожаную мебель, наняли длинноногих секретарш, -- пояснял мне один из «серых» дилеров, имеющий в центре Киева торговую площадку, где выставлены «Тойоты», «Ниссаны» и другие японские автомобили. -- Должны же эти ребята «отбить» свои деньги? И если «официал» закладывает в автомобиль стоимостью двадцать пять тысяч пять тысяч прибыли, я зарабатываю на той же модели всего полторы тысячи долларов.

В ответ «белые» приводят «убийственный» аргумент. Они, дескать, платят все налоги, а вот частники растамаживают автомобиль «левым» образом. А вдруг завтра проверка СБУ? Конфискуют вашу машину -- и все дела, усмехаются «белые». «Серые» парируют тем, что могут предоставить на свои машины ГТД -- грузовую таможенную декларацию со всеми необходимыми печатями (в документе указываются сведения о импортере, данные автомобиля, а также информация об уплаченных налогах и сборах). А любой эксперт в области таможенного права вам скажет, что если на ГТД стоит печать таможни, волноваться нечего. Другое дело, что при покупке машины печать не мешает перепроверить на предмет подлинности. В этом может помочь специализирующаяся по таможенным делам консалтинговая фирма. Правда, некоторые автосалоны завозят в страну автомобили не как юридические лица, а через легендарного жителя Закарпатской области, на чью фамилию были, по слухам, растоможены… сотни новых машин.

Роскошную «хатынку» дедушки охраняют автоматчики

О таинственном дедушке-ветеране, зарегистрированном как частный предприниматель и имеющем льготы по уплате НДС, мне рассказал знакомый генеральный директор уважаемой консалтинговой фирмы, знаток таможенных дел. По его версии, на фамилию таинственного жителя высокогорной местности К. в день растамаживается от десяти до пятнадцати новеньких дорогих автомобилей. По рассказам очевидцев, роскошную «хатынку» дедушки охраняют автоматчики. Свои эксклюзивные(!) льготы частный предприниматель якобы получил как ветеран и человек, живущий высоко в горах. «В это дело лучше не соваться, -- предупредил меня знакомый, -- там крутятся очень большие деньги».

Однако автолюбителям, получившим «серую» машину, которая сначала была оформлена на загадочного жителя Закарпатья, волноваться нечего. По документам все сделано законно. Другой вопрос, как этот человек получил такие льготы?

Но вернемся к нашим «серым» и «белым». Следующий серьезный аргумент последних -- южная комплектация «серых» автомобилей.

«Арабки», по уверениям «официалов», не предназначены для эксплуатации в наших широтах. В них заливают более густые масла, по-иному настраивают блок электронного управления двигателем, ставят другую «резину». Автопроизводитель, говорят «белые», лишает владельца автомобиля гарантии, если тот ездит не в «своей» климатической зоне. В отличие от «арабок» «белые» машины адаптированы к нашим условиям -- имеют защиту двигателя, усиленную ходовую и увеличенный клиренс.

«Серые» признают, что доля правды в этом всем есть. В самом деле, версии одного и того же автомобиля, поставляемые для разных климатических районов, имеют определенные особенности. Например, аккумуляторная батарея в машинах, предназначенных для Канады, способна самопрогреваться. За счет этого она легко запускает двигатель даже при очень низких температурах. Однако стоит такая батарея на порядок выше обычной. Есть свои отличия и у «европеек» с «арабками»: у последних, как правило, на 15--20 процентов больше объем радиатора (в жарком климате двигатель требует более активного охлаждения), а также отсутствует такая приятная зимой вещь, как подогрев сидений. Некоторые автоэксперты предполагают, что у «арабок» и в самом деле чуть хуже уровень изоляции электропроводки, но случаев поломок по этой причине не припоминают.

В целом знатоки склоняются к тому, что производить две существенно разнящиеся версии автомобиля для юга и севера японцам или корейцам совершенно не выгодно. При этом некоторые продавцы все же рекомендуют после покупки «арабки» сменить в ней масло и охлаждающую жидкость. Установить же защиту двигателя можно и самому, и не декоративную, пластмассовую, как у многих «официалов», а нормальную, металлическую.

Последний форпост «белых» -- гарантия. У «официалов» ее поддерживает производитель, «неофициалы» вынуждены оплачивать гарантийный ремонт сами, а это, по логике «белых», означает, что «серые» автосалоны будут руками и ногами отбиваться от клиентов, жаждущих поремотироваться «на халяву». К тому же срок гарантии у «белых» дольше. Раньше «серым» и вправду было нечем крыть эту козырную карту соперников, но теперь они поумнели и на время гарантии страхуют проданные автомобили от поломок, так что в случае необходимости ремонта за него платит страховая компания. Кстати, многие «белые» поступают точно так же, ведь часто автоконцерны предоставляют на машину лишь год гарантии, а пресловутые «до трех лет или до пяти» дилеры дают уже «от себя».