Події

В аптеках на крещатике сложно найти средство от простуды -- киевляне скупают лекарства, чтобы передать их обитателям палаточного городка на крещатике

0:00 — 27 листопада 2004 eye 283

А в самом городке шагу нельзя сделать, чтобы тебе не предложили горячего чаю или чего-нибудь съестного

Рассказывая о палаточном городке, который с понедельника «вырос» на Крещатике, я все время вспоминаю детскую игру: «Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черного и белого не называйте». В общем, никаких цветов и известных фамилий называть не буду. Просто постараюсь рассказать о том, как вот уже пятый день на обледенелом асфальте центральной улицы столицы живут люди, которые приехали бороться… ну, сами знаете, за что.

«На территории городка лежат горы в человеческий рост, сложенные из теплых вещей»

Виктория -- студентка из Сум -- можно сказать, «старожил» палаточного городка. Эта хрупкая белокурая девушка сидела возле своей палатки на пластиковом стульчике, подняв капюшон теплой куртки и закутав ноги одеялом.

-- Я здесь третий день. Пока мы с ребятами добирались из Сум, нас пять раз останавливали по дороге. В Киев приехали во вторник, перед футболом. Нам предложили поселиться на пивзаводе «Оболонь». Но там ужасные условия -- 150 человек на полу лежат. К тому же, я в первый день маму свою потеряла (она приехала со мной). Мама сутки переживала, стояла на Крещатике целую ночь. Вчера она нашлась, и ее тоже поселили в палаточном городке. Погода подвела нас. Я никак не могу согреться, от холода тяжело уснуть.

-- У вас спальный мешок есть?

-- Здесь на полу простелены маты, в палатке есть одеяла.

-- А хоть какой-то обогреватель можно принести?

-- Да что вы, конечно, нет! Палатка горит три-четыре секунды.

Впрочем, кто-то принес на территорию палаточного городка… печку от сауны, обложенную камнями. В палатку ее, конечно, не поставишь, постоять рядом, погреть руки могут сразу человек семь-восемь.

На тротуаре, сразу за территорией палаточного городка стоят кабинки биотуалетов, куда заглядывают не только жители городка, но и все желающие. Поэтому очередь там немаленькая. Виктория сказала, что девушки предпочитают пользоваться платными туалетами -- там потеплее, почище и очереди поменьше. А помыться жителей городка забирают к себе киевляне.

-- Нас приехало десять человек, -- рассказывает Сергей, бывший шахтер из города Суходольска Луганской области. -- Я тут с трех часов дня с понедельника, когда палаточный лагерь только стали разбивать. Собираться нам особо было некогда, поэтому прибыли практически в чем стояли -- без палаток, без ничего. Кое-кто из наших ребят поселился у киевских приятелей, но всем места не хватило. Когда я выезжал, в Луганске только начинались ночные заморозки, поэтому одеты мы были довольно легко. Но тут сразу же нашлись люди, которые пригласили меня в свою палатку, одели потеплее. Вот, выдали мне шапку, варежки.

На территории лагеря лежат горы теплых вещей высотой в человеческий рост -- свитера, шарфы, шапки, куртки -- подходи и выбирай. Но киевляне все несут и несут вещи. Самая необходимая вещь в палаточном лагере -- носки. Ведь ноги мерзнут быстрее всего.

-- Вы пользуетесь старым туристским способом -- поверх одной пары носков наматывается целлофан или газеты, а потом надеваются еще одни носки? -- спрашиваю Викторию.

-- Да. В среду, к примеру, было слякотно, поэтому нужно было надевать целлофан, а сейчас, когда ударил мороз, нужно просто больше носков надевать. Очень спасают калоши (особенно когда сыро) и валенки на несколько размеров больше. Хорошо бы, чтобы их принесли побольше, -- говорит Вика и указывает на проходящую мимо девушку. Чудовищных размеров резиновые калоши, под которыми угадываются несколько слоев шерстяных носков, были украшены кокетливыми оранжевыми бантиками. А целый штабель валенок на территорию лагеря привез… продюсер группы «ВИА Гра».

-- Я буду здесь стоять до победного, -- продолжает Вика. -- Хотя родные очень переживают за меня. Сумчан в Киеве уже около трех тысяч, и еще продолжают ехать. Перед вторым туром выборов мы с друзьями уже голодали в Сумах, после того, как у нас избили и посадили на десять суток студентов, вышедших на площадь. Так что мне не привыкать…

«Еду в лагерь носят и бизнесмены»

Впрочем, обитатели лагеря не голодают. Более того -- тут шагу нельзя ступить, чтобы тебе не предложили чаю, тарелку супа или пирожок.

-- В палаточном городке все есть: горячее, чай, супы, бульоны, -- рассказывает Виктория. -- Но людям, которые остались снаружи, приходится гораздо хуже. Мы хотя бы имеем возможность посидеть. Хотя на таком холоде больше пятнадцати минут не высидишь. А снаружи они там голодные. В «Макдональдсе» все забито…

Со стороны майдана Незалежности лагерь огорожен скамейками -- сиденьями внутрь. На сиденьях -- горы снеди. Отовсюду тянутся руки -- одни передают пакеты с кофе, чаем, печеньем, другие (те самые, о которых так беспокоится Вика), -- чтобы получить тарелку каши или пластиковый стаканчик чая. Еду в первую очередь дают не киевлянам, а приезжим. Здесь же стоит полевая кухня, где разогревается еда. Возле кухни у нас внимательно проверили удостоверения и… тут же угостили горячим кофе.

-- Еду на месте готовите?

-- Нет, ее приносят многие киевляне и бизнесмены, а мы здесь проверяем, чтобы она не была испорченной, -- пояснил мужчина, стоявший у кухни.

-- Возьмите теплый пирожок, поешьте! -- обратилась ко мне немолодая женщина.

-- Мы с тремя друзьями печем дома горячие пирожки, делаем сосиски в тесте и приносим сюда, -- объясняет нам Анна Ивановна. -- Специально купили термосы -- знаете, такие, армейские. Переживаем очень, как тут эти бедные дети…

-- Вы давно носите сюда еду?

-- Со вторника. Нас четверо. Надеемся, что все закончится хорошо.

Александр, директор предприятия, рассказал, что их фирма несколько лет назад заключила договор с одним из киевских кафе, и оттуда сотрудникам приносят комплексные обеды.

-- Когда на Крещатике появился палаточный городок, -- говорит Александр, -- мы вначале туда принесли свои обеды, а потом попросили сотрудников кафе доставлять еду прямо в палаточный городок.

Врачи-добровольцы делают обход в лагере минимум четыре раза в день

Медицинских центров на территории лагеря два. Возле одной из врачебных палаток стоят штабеля ящиков с лекарствами. Тут же несколько медиков были, готовы выслушать каждого, кто к ним обратится.

-- Медикаменты приносят киевляне, и их уже столько, что просто некуда складировать, -- сообщил нам Евгений, молодой врач из «Международных авиалиний Украины». -- Мы составляем списки необходимых препаратов -- и нам тут же их приносят. В соседних аптеках, говорят, уже все лекарства закончилось! А нам придется ставить вторую палатку, чтобы медикаменты не лежали на улице.

-- Какие самые ходовые лекарства?

-- Колдрекс и стрепсилс от простуды.

В этот момент к Евгению подошел совершенно осипший мужчина и, протягивая пустую упаковку леденцов от простуды, попросил: «Дайте мне еще такого же». Врач, выдав ему упаковку «стрепсилса» (лекарства, кстати сказать, недешевого), строго спросил: «Витамины принимаете?» Мужчина отрицательно покачал головой. «Как нет?! -- возмутился Евгений. -- Вот, возьмите. Сегодня начните с двух таблеток, а завтра примете три».

-- Мы делаем обход минимум четыре раза в день, а то и чаще, и я помню, у кого какие проблемы. В основном, это горло: фарингиты, простуды. У некоторых пожилых людей повышается артериальное давление от волнений, но до гипертонического криза, слава Богу, ни у кого не дошло. Контролируем давление, даем анаприлин -- и все в порядке. Правда, в лагере на Банковой у одного человека случилась диабетическая кома. Но там скорая помощь дежурит, которая моментально отреагировала. Да и у нас на всякий случай здесь есть инсулин. А с утра всем обязательно раздаем витамины.

-- Какого возраста обитатели городка?

-- Молодежи -- процентов шестьдесят. Тридцать -- люди зрелого возраста. И примерно каждый десятый -- пожилой человек.

-- А сколько всего народу?

-- Минимум 150 палаток, в каждой по 4--5 человек. -- Вот и считайте.

«Возьмем в палатку трех-четырех хорошеньких девушек»

За суровыми будничными реалиями -- поесть, обогреться, не подхватить простуду -- жители палаточного городка не забывают и о более приятных вещах. Борьба борьбой, а молодость берет свое. К одной из палаток прикреплен кусок серого картона, скорее всего, от продуктовой коробки, на котором шариковой ручкой старательно выведено: «Вiзьмемо в намет трьох-чотирьох файних кобiт». И ниже пояснение для тех, кто не знаком с галицким диалектом: «гарних дiвчат».

-- Ну вот, а нас только двое. Что же нам делать? -- полушутливо-полусерьезно протянули две очень хорошенькие девушки.

Ольга и Юля -- студентки одного из киевских вузов. В палаточном лагере они первый день, и увиденное здесь их просто потрясло.

-- Как нас пропустили сюда? -- переспрашивает Оля. -- Дело в том, что я родом из Черкасской области, из города Монастырище. Мы с подружкой пришли к палаточному городку, особо не надеясь, что нам удастся сюда попасть. Но тут я случайно увидела знакомого парня из своего города, он и говорит: «Пойдите зарегистрируйтесь -- и все будет в порядке. Если хотите, можете с нами в палатке переночевать». Я в жизни своей не встречала столько доброты и внимания, сколько увидела за сегодняшний день! Нет такого, чтобы тебя кто-то толкнул и пошел дальше -- все улыбаются, здороваются. Вот, говорят, вам чай, пожалуйста, вот витамины, поешьте горяченького! Юля, не молчи! Нужно общаться с людьми, это же история!

Юля в это время, присев на доски, натягивала валенки. Какой-то незнакомый парень подошел к девушкам и предложил им новенькие теплые носки. «Спасибо, я уже две пары надела», -- ответила Юля. Оля, балансируя на обледенелом асфальте в модных остроносых ботиночках (при одном взгляде на которые становится холодно), покосилась на здоровенные валенки из серо-бурого войлока с неподдельным ужасом…

-- Ботинки, конечно, у меня неподходящие! Ну ничего, я схожу переобуюсь и приду в других, классных!

В конце концов некий мужчина среднего возраста довольно сурово попросил нас, посторонних, покинуть территорию палаточного городка. Почему-то только люди среднего возраста, встречавшиеся нам, были настроены мрачно-подозрительно, между тем как молодежь просто-таки светилась, наслаждаясь атмосферой братства, согревающей лучше всяких одеял и теплых носков.