Події

«прежде чем лечь на битое стекло или под колеса автомобиля, я заставляю себя поверить, что останусь невредим»

0:00 — 12 жовтня 2004 eye 592

Богатырь из Донецкой области Юрий Артемов разрывает на четыре части колоду карт и завязывает в узел гвозди

Выступать с неимоверными силовыми трюками богатырь из города Дружковка Донецкой области Юрий Артемов начал, еще учась в десятом классе. Без помощи тренеров сельский мальчик самостоятельно развил в себе поразительные силу и умения. Еще подростком он мог ломать подковы, завязывать в узел железные прутья и гвозди, рвать цепи, поднимать одной рукой пятерых человек, удерживать пытающийся сдвинуться с места легковой автомобиль, спать на гвоздях… Юрий научился оставаться невредимым, даже когда по нему проезжает машина или трактор.

«Подражая литературному герою Рахметову, я в юности спал на гвоздях»

Чтобы узнать 40-летнего богатыря Юрия Артемова на железнодорожном вокзале в Дружковке, я открыл программку шоу силачей, в которой опубликована его фотография.

-- В этом буклете есть и снимки выступлений моего кума Димы Халаджи, -- рассказал при встрече Юрий Артемов.

«ФАКТЫ» весной писали о 25-летнем жителе села Комсомольское Донецкой области Дмитрии Халаджи, попавшем в Книгу рекордов Гиннесса за то, что ему удалось поднять мизинцем(!) каменную глыбу весом 150 килограммов.

-- Дима приехал ко мне в гости пару лет назад, -- говорит Юрий Артемов. -- Оказывается, в годы перестройки, будучи еще мальчишкой, он побывал на моих выступлениях в Донецке и был до того впечатлен номерами, что стал заниматься силовой атлетикой, разучивать сложные и опасные упражнения. Он рассказывал, что его комната была оклеена фотографиями моих выступлений, привозил мне эти снимки. Мы с ним подружились, а когда в январе этого года у него появилась дочурка Настенька, предложил мне стать ее крестным. Дима хотел мальчика, мечтал, чтобы он родился в один день со мной -- 12 января. Но 8 января появилась на свет девочка.

Блондин с типично славянской внешностью, Юрий Артемов носит бороду и длинные волосы, как богатыри времен Киевской Руси. Даже интонации речи у него такие, с какими профессиональные актеры обычно читают былинные сказания.

-- С раннего детства от своей мамы знаю множество преданий и сказок, -- продолжает Юрий. -- Наша семья ведь из старинного лесного села на Брянщине. Места там таинственные. Взять, например, историю, случившуюся с моим дедом перед войной. Он, человек глубоко верующий, был вынужден скрываться от ареста в лесу. Там у него была заимка, хозяйство, лошадь. В село наведывался только по ночам. Но однажды прискакал утром, растрепанный, сильно напуганный. Рассказал, что ехал верхом вдоль озера, любовался природой. Как вдруг его собака заскулила и убежала к заимке. Конь тоже вел себя странно: встал, как вкопанный, и ни с места. А потом из тумана якобы вышел старец с длинными волосами, бородой, с посохом… «Хороший у тебя конь, -- обратился он к деду. -- Хочу сказать тебе, что скоро будет война». С этой вестью дед и примчался в село.

Когда мне было восемь лет, мы переселились на Донбасс. Тогда я и стал пробовать гнуть железные прутья, ломать палки, постепенно развивая в себе богатырскую силу. Будучи подростком, мог сломать подкову, завязать в узел железный прут или гвозди, поднимать огромные бревна, жонглировать остро наточенными топорами… В десятом классе меня пригласили выступить в одном из интернатов. Дети были в восторге. Уже после нескольких таких выступлений я почувствовал энергию восхищенного зала и стал разучивать все более сложные упражнения.

В школе учился хорошо, очень много читал -- в нашей сельской библиотеке, похоже, не осталось ни одной непрочитанной мною книги, кроме документов съездов КПСС. Сильнейшее впечатление на меня в те годы произвел образ Рахметова из романа Чернышевского «Что делать?». Рахметов шел в народ, пренебрегая тяготами, не боясь тяжелого физического труда. Ходил с бурлаками на Волге, даже спал на гвоздях. Подражая ему, я тоже устраивал себе постель из гвоздей. Пошел подрабатывать грузчиком на железнодорожной станции. Мне говорили: что ты делаешь, там же одни пьяницы, но меня это не смущало. Поначалу сильно уставал, но уже через пару недель удивил всех, поднимая одной рукой 70-килограммовые мешки и катя вверх по лестнице 300-килограммовые бочки с краской. С ними справиться было особенно трудно, ведь краска внутри перетекала, а значит, центр тяжести груза «метался» из стороны в сторону, и мне нужно было постоянно реагировать на это.

«Из своей дочери силачку делать не собираюсь»

-- В 17 лет я стал еще и тренером, -- продолжает свой рассказ Юрий. -- Однажды пришел в бассейн, а тамошний наставник пловцов, увидев, насколько я физически развит, предложил вести группу атлетов. С тех пор тренерская работа стала моей профессией. Хотя сейчас я и бизнесом занимаюсь.

Очень хотелось повторить номера знаменитого силача Валентина Дикуля. Поэтому я рискнул лечь вначале под колеса автомобиля. Меня даже трактор «Беларусь» переезжал. Главное в этом деле -- мобилизовать возможности организма и заставить себя поверить, что останешься невредим. Ну и еще важно делать все аккуратно, чтобы из-за какой-то оплошности не получить травму. Скажем, следует тщательно проверить, надежен ли щит из досок, который кладешь на себя перед тем, как по тебе проедет автомобиль. Щит позволяет весу «рассредоточиться» и выдержать автомобиль. Но если щит треснет, последствия могут быть очень тяжелыми.

Я научился лежать на стекле, когда на меня сваливают каменную глыбу, а ассистент сильнейшим ударом бьет по ней кувалдой. Мои ребята специально клали на пол микрофон, чтобы публика слышала, как трещат под моей спиной осколки бутылок. Заметьте, обычно подобные номера проделывают на стекле, разбитом на мельчайшие, почти как песчинки, осколки. В моих же номерах большие куски битых бутылок, так называемые «розочки». Когда я вставал после выполнения упражнения, осколки, бывало, торчали в спине, ребята осторожно их вынимали, и оказывалось, что тело оставалось невредимым. Овладев необходимой техникой, можно даже разрывать две сложенные вместе колоды карт -- я это умею делать. А одну колоду рву на четыре части.

Была у меня когда-то мечта поступить в цирк, и после срочной службы в армии поехал в Москву к Валентину Дикулю. Но он был в отпуске. Посмотреть мои номера взялся один из ветеранов цирка, который якобы знал еще знаменитого силача Поддубного. Пожилой циркач был в восторге, пообещал включить в группу атлетов для подготовки силового номера и сказал: «Езжай пока домой, я тебя скоро вызову». Но вызова я так и не дождался.

Мне ничего не оставалось, как продолжить выступления. Я ездил по многим городам, в основном приморским, бывшего Советского Союза, но судьба вновь привела меня в Донецкую область. Приехал в Дружковку навестить армейского друга, и встретил здесь свою будущую жену. Так и вышло, что «кинул якорь» в Дружковке.

Спрашиваете, пытаюсь ли я сделать из своей дочери силачку, подобную Варе Акуловой? (Варя -- самая сильная девочка планеты, о которой неоднократно писали «ФАКТЫ». -- Авт. ) Свою дочь я отдал в цирковую студию, где она научилась ходить по канату, выполнять на нем акробатические упражнения. Думаю, девочкам больше подходит акробатика, чем занятия с увесистыми «железками». Впрочем, каждый сам выбирает, какой вид спорта ему подходит.

«Со своими учениками я создал парк скульптур площадью шесть гектаров»

Оказавшись в спортивном клубе «Святогор», который создал Юрий Артемов, я был поражен необычной «наглядной агитацией». Спортзал украшают огромные -- от пола до потолка -- картины, на которых изображены князья и витязи Киевской Руси (в том числе копия «Трех богатырей» Васнецова), казаки-запорожцы, известные полководцы…

-- Это для того, чтобы мои ученики -- сейчас у меня занимаются около трехсот человек -- воспитывались на примере этих прославленных людей, -- поясняет Юрий Артемов. -- Я ведь не ставлю задачу сделать из моих ребят лишь атлетов -- физической силой-то отличается и спортсмен, который пошел в рэкетиры. Моя задача -- воспитать ребят сильных духом. Просто развлекать публику мне уже неинтересно -- это в молодости нравилось, когда мной восхищались, особенно симпатичные девушки. Сейчас вместо тривиального шоу создаю исторический театр силачей. Мы даже разбили парк. Был у нас возле клуба пустырь. Городские власти передали нам эти шесть гектаров, и мы высадили деревья, насыпали холм, установили там более 30 скульптур исторических личностей разных времен -- от княгини Ольги до космонавта Юрия Гагарина. Более того, с разрешения властей мы ставим подобные скульптуры на въездах в города Донецкой области. Камень берем в карьере в соседнем районе. Скульптор -- тоже из наших, местных. Вот только ради скульптуры Матери, высотой 18 метров, которую мы планируем установить в живописнейшем урочище Клепан Бык, пришлось поехать за технической консультацией в Москву, к одному из ближайших соратников известного скульптора Церетели, нашему земляку Анатолию Гичукову.