Політика

Предвыборная борьба с болью в животе

0:00 — 13 жовтня 2004 eye 231

В австрийском еженедельнике «Профиль» опубликован сенсационный материал о пребывании в венской фешенебельной клинике «Рудольфиннерхаус» Виктора Ющенко. «ФАКТЫ» предлагают читателям познакомится со статьей журналиста из Австрии

«Украинский 50-летний кандидат в президенты Виктор Андреевич Ющенко перенес предвыборную борьбу в венскую клинику. Несколько дней тому назад в обычно уютной атмосфере венской частной клиники «Рудольфиннерхаус», авторитетного заведения для состоятельных пациентов появилась заметная напряженность. По коридорам с мрачным видом патрулируют говорящие по-русски телохранители. Каждый шаг директора клиники оберегают трое сотрудников в штатском из спецподразделения венской полиции WEGA.

Служащие уголовной полиции Федерального управления в Вене в четверг на прошлой неделе изъяли историю болезни Ющенко в офисе административного директора, причем сделали это, чуть не подравшись с людьми, сопровождающими Ющенко. Перед пресс-конференцией в прошлую пятницу многочисленные журналисты из разных стран были вынуждены стоять в длинной очереди, пока у них проверяли документы, что выглядело так по-украински.

Пребывание Ющенко в венской клинике вызвало огромный интерес не только в Украине, где 31 октября состоятся президентские выборы, но и у многих масс-медиа по всей Европе. У Виктора Ющенко, как у кандидата от либеральной оппозиции, есть хорошие шансы на победу в борьбе со своим главным конкурентом Виктором Януковичем, кандидатом, поддерживаемым действующим президентом Леонидом Кучмой (который после двух сроков у власти не может больше баллотироваться сам). По меньшей мере, он имеет возможность пройти во второй тур выборов 21 ноября.

5 сентября Ющенко ужинал вместе с шефом украинской Службы безопасности. После этого ему стало плохо, у кандидата в президенты появились странные симптомы -- паралич лицевого нерва, обширные боли в спине и продолжительная рвота. 10 сентября около полуночи его доставили самолетом из Киева в Вену и поместили в клинику «Рудольфиннерхаус». Вскоре всплыло заявление о так называемом отравлении политика. После этого команда Ющенко продемонстрировала украинским масс-медиа «медицинские документы» и обвинила политических противников в покушении на убийство путем отравления. Результаты опросов значительно изменились в пользу Ющенко, измученный болью пациент стал лидировать по милости избирателей.

18 сентября Ющенко выписался из венской клиники и вновь включился в предвыборную борьбу. 1 октября он вернулся в Вену с сопровождающими лицами на частном самолете и снова лег в «Рудольфиннерхаус». Диагноз: необычайно сильные боли неизвестного происхождения. Но в этот раз все проходило иначе.

Лотар Вике, директор клиники «Рудольфиннерхаус», насторожился перед лицом заявлений о так называемом отравлении известного пациента. Вике не относился к числу врачей, которые непосредственно лечили Ющенко, но он знал, что у украинца были проблемы с печенью и он страдал воспалением поджелудочной железы. Он проверил так называемый «врачебный промежуточный отчет» за номером AZ 2004/04767 от 16 сентября и обнаружил формулировку, которую прежде не заметил, когда ему документ этот давали на подпись: «Вред общему состоянию здоровья мог быть причинен как тяжелой вирусной инфекцией, так и, возможно, химическими веществами, которые обычно не входят в состав продуктов питания».

Подписан этот отчет Николаем Корпаном, украинским хирургом, работающим в «Рудольфиннерхаус» на должности врача по договору. О Корпане рассказывали как о старом знакомом Ющенко. Остальные подписи на отчете принадлежат Михаэлю Цимпферу, президенту частной клиники и заведующему отделением анестезиологии и интенсивной терапии Венской академии медицины, и Лотару Вике, директору «Рудольфиннерхаус».

Вике, который, если верить его теперешним утверждениям, не согласен с подписанным им отчетом, начал действовать. На пресс-конференции 29 сентября он объяснил, что «не являющиеся постоянными работниками клиники лица (имеется в виду Корпан) передали прессе фальсифицированный диагноз о состоянии здоровья господина Ющенко». Нет абсолютно никаких оснований говорить об отравлении.

В то же время в Украину был отправлен другой медицинский отчет из «Рудольфиннерхаус», датированный тем же числом, но отличавшийся от первого некоторыми нюансами -- на нем стояла лишь подпись Николая Корпана и отчетливо внушалась версия отравления: «Вред общему состоянию здоровья мог быть причинен тяжелой вирусной инфекцией и химическими веществами, которые обычно… » В этой второй редакции отсутствует слово «возможно». Оба отчета имеются в редакции «Профиля».

Украинский тележурналист Дмитрий Киселев рассказал «Профилю», что второй отчет распространялся избирательной командой Ющенко. А Николай Корпан снова сказал в распространенном в Украине интервью, что он не утверждал, что Ющенко был отравлен, а допускал подобные предположения.

Предвыборное волнение в Украине усилилось. В Киеве создали парламентскую комиссию, которая в целях дознания и опросов направила в Вену своего представителя. Комиссия обратилась также за юридической помощью к Республике Австрия. Венский окружной суд предоставил Ющенко, как прямое следствие просьбы о юридической помощи, недельный срок, начиная с 28 сентября, для освобождения лечащих врачей от обязанности хранить тайну.

«В течение одной недели Виктор Ющенко не может давать освобождение от запрета разглашения врачебной тайны, как указано в параграфе 54 абзац 2Z4 врачебного кодекса», -- написала в своем решении судья Беттина Нойбауэр. Расшифруем: если не будет никакого разрешения на снятие запрета на разглашение профессиональной тайны, значит не появится возможность получить справку о фактическом состоянии здоровья кандидата в президенты, история болезни Ющенко будет конфискована. В прошлую пятницу это фактически и было сделано в помещении администрации «Рудольфиннерхаус», несмотря на громкий протест личных охранников Ющенко.

Однако теперь шла речь не только о причинах недуга Ющенко. Теперь встал вопрос о том, кто в ближайшие годы будет у власти в бывшей советской республике, в которой, как и прежде, идет борьба за обновление. И этот вопрос вдруг стал в значительной степени зависеть от медицинского сообщения из «Рудольфиннерхаус».

Директор Лотар Вике заявил, что он был не очень удивлен, когда люди Ющенко велели ему до 21 ноября (день проведения второго тура выборов) ни слова не говорить об этом деле. В противном случае, утверждает Вике, «иные методы будут применены против меня и против клиники».

Почувствовав угрозу, Вике не стал следовать «совету». Руководитель медицинского учреждения высказал свой взгляд на эту чрезвычайно актуальную ситуацию в минувшую среду в беседе с «Профилем». 24 часами позже президент клиники Михаэль Цимпфер наложил свой запрет на передачу любой информации по этому делу.

На Цимпфера оказывалось такое же давление, как на Вике. 3 октября, когда Ющенко второй день находился в «Рудольфиннерхаус» повторно в качестве пациента, Цимпфер зачитал директору клиники заявление по поводу его высказываний об отсутствии оснований говорить об отравлении, которое ему предлагалось подписать. Вике записал в своей рабочей папке 3 октября, что дословно сказал ему Цимпфер, когда он отказался ставить свою подпись под заявлением -- «люди Ющенко останутся недовольны и примут другие меры». И все же Вике отказался подписывать отказ от собственных прежних заявлений. Он лишь принял сказанное к сведению.

Вике поставил в известность об этом исполнительный совет, и полиция немедленно предоставила ему личную охрану. И очень вовремя, так как на его адрес пришли анонимные угрозы из Украины. В конце недели врач решил переехать на неопределенное время в безопасное место, хранящееся в секрете. «Я не готов стать слепым инструментом в предвыборных манипуляциях в Украине», -- сказал Вике журналу «Профиль».

Тем временем Венский институт судебной медицины провел анализ образцов мочи и крови Ющенко и пришел к четкому выводу. Пациент страдает различными проблемами, связанными с плохой работой печени и мочевого пузыря, однако возможность отравления пациента тяжелыми металлами исключается. Теперь не может быть доказано и то, мог ли он ранее отравиться грибами.

Михаэль Цимпфер опровергает все упреки, высказанные Вике. По словам Цимпфера, он не испытывал никакого давления на себя и не заставлял Вике подписывать отказ от его слов. Фальсифицированных документов в его клинике никогда не было. И ход президентских выборов в Украине никакой роли в его жизни и деятельности не играет.

Николай Корпан также опровергает все обвинения. Венская врачебная палата, независимо от дела Ющенко возбудила против Корпана дело в связи обвинением в «незаконном присвоении ученого звания». На официальном сайте клиники «Рудольфиннерхаус» врач называет себя «профессором университета доктором Николаем Корпаном», хотя такого научного звания в Австрии не существует.

А картина болезни кандидата в президенты Ющенко, который с 1 октября снова находится на лечении в «Рудольфиннерхаус», опять изменилась: после доставки в больницу он якобы страдает от «обширных болей» (Цимпфер), которым не дано никакого медицинского объяснения. Поэтому и заговорили о международных экспертах по биологическому оружию.

А Ющенко, которому Цимпфер все же обещает скорое выздоровление, а значит -- перспективу возвращения в украинскую предвыборную борьбу, может сейчас безболезненно (лечение прошло успешно) слушать вновь звучащее в Украине эхо масс-медиа: «Биологическое оружие против Ющенко?»