Події

Женщина с грудным ребенком, которую бандит выпустил, отдала малыша спецназовцу и вернулась, чтобы умереть с оставшимися в школе сыном и дочерью. К счастью, мальчику удалось спастись

0:00 — 15 жовтня 2004 eye 819

Прошло 40 дней со дня гибели сотен заложников, которых удерживали террористы в школе N1 Беслана

Во вторник во всех православных храмах Северной Осетии, да и по всей России, прошли поминальные службы. А потом в разрушенном здании школы стали собираться жители Беслана. Те, кто выжил в том аду, и те, кто потерял там своих близких. Люди устлали пол школы и двор живыми цветами и вновь принесли с собой сотни бутылок с чистой прохладной водой. Как напоминание о том, что жертвы теракта мучились от жажды, потому что бандиты не давали им пить. Со дня страшной трагедии прошло 40 дней.

Нельзя гарантировать, что бесланские мужчины не начнут вершить правосудие

Обстановка в Осетии и сегодня накалена до предела. 40 дней — очень значимая для кавказцев дата. По местным обычаям, после 40 дней со дня гибели близких мужчины должны отомстить виновным. И только после смерти кровного врага разрешается снять траур. Никто не может гарантировать, что бесланские мужчины не возьмут в руки оружие и не начнут сами вершить правосудие. А им есть, кому мстить — боевикам, пришедшим в республику из Чечни, местным чиновникам и правоохранителям, которые за взятки пропустили террористов в город. Еще больше накаляет обстановку то, что парламентская комиссия, расследующая обстоятельства сентябрьской трагедии пока не внесла никакой ясности в случившееся. 12 октября член комиссии депутат Госдумы России Аркадий Баскаев сделал заявление, что в ходе штурма школы в Беслане «применялись танки, огнеметы, гранатометы». Депутат подчеркнул, что теперь необходимо установить, на каком этапе были использованы эта техника и оружие.

Другой член комиссии Юрий Савельев сообщил, что он и его коллеги будут работать еще не менее полугода, а результаты расследования могут остаться тайной, «правда о Беслане окажется такой страшной, что ее скроют навсегда», стараясь не разжигать на Кавказе национальные конфликты. Он также подчеркнул, что у комиссии есть много вопросов к Руслану Аушеву, который на второй день пошел в школу и договорился с террористами об освобождении женщин с грудными детьми. «Мы хотим выяснить, кто были эти заложницы, почему боевики отпустили их, да и самого Аушева… » -- сказал Савельев. Его слова звучат довольно странно, потому что жители Беслана прекрасно знают всех тех, кого вывел из школы экс-президент Ингушетии Аушев. Историю одной из этих семей рассказала на этой неделе британская газета «Санди экспресс».

Фотографии освобожденных 2 сентября в Беслане заложников обошли весь мир. Особенно врезался в память один снимок: российский спецназовец несет на руках грудного младенца, матери ребенка рядом нет. Британские журналисты решили узнать, что же случилось со спасенным малышом.

Шестимесячную Аленку Цкаеву в руки спецназовцу сунула ее мать. 29-летняя Фатима Цкаева решила вернуться в школу, потому что там оставались двое ее старших детей — 10-летняя Кристина и 3-летний Махар. За несколько минут до этого молодой женщине пришлось принимать страшное решение. К ней подошел боевик в маске и сказал: «Ты с маленьким ребенком можешь уходить. Но твои дочь и сын останутся. Ты не возьмешь их с собой! Хотя у тебя есть выбор — вы все останетесь и умрете!»

На раздумья времени не было. Фатима решила, видимо, обмануть бандитов. Она прижала к себе Кристину и Махара, словно прощаясь с ними. И пошла, держа Аленку, вместе с другими матерями, которых террористы согласились освободить. Но оказавшись во дворе школы, женщина отдала малышку первому оказавшемуся рядом с ней спецназовцу, а сама бросилась назад. Она понимала, что боевики могут ее застрелить, они хладнокровно убивали других заложников. Но Фатима не могла оставить в том аду своих старших детей.

Все это рассказывают другие спасшиеся в тот день женщины. Перед некоторыми из них стоял тот же выбор, что и перед Фатимой. «Она сделала то, что побоялась сделать я. Никогда не прощу себе этого!» -- говорит одна из матерей, потерявшая во время штурма 7-летнего сына.

«Жена пыталась закрыть своим телом дочь»

1 сентября начинался в дружной семье Цкаевых чудесно. Не хватало только папы. Руслан был вынужден уехать по делам в далекую Самару. Кристина была немного огорчена тем, что папа не смог вернуться к началу учебного года. Но в 7 утра Руслан позвонил и поговорил с женой и дочерью. Кристина радостно сообщила ему: «Папа! Мамочка делает мне прическу. Потом мы все одеваемся и идем в школу. Папа, ты бы видел маму! Она надела свой лучший наряд — новые белые брюки и топ. И туфли у нее белые. Прямо невеста!»

«С Фатимой я разговаривал еще накануне вечером, -- вспоминает Руслан. -- Мы даже немного повздорили. Она упрекнула меня в том, что я в такой праздничный и важный для Кристины день нахожусь далеко от дома. А я пытался ей объяснить, что делаю это ради семьи. Я — частный предприниматель, и мне подвернулась выгодная сделка в Самаре».

После вечернего разговора с женой Цкаев задремал в номере гостиницы. Ему приснился странный сон. Вот что Руслан рассказал: «Он меня напугал. Я увидел себя, сидящего в комнате без света с заженной сигаретой в руках. Вокруг стояла гробовая тишина. Мне было очень холодно и одиноко. Но утром звонкий голос Кристины развеял все мои ночные страхи».

Счастье этой бесланской семьи уничтожили террористы. Руслану 35 лет. Сейчас ему помогают держаться только воспоминания. И осознание того, что он должен жить ради оставшихся в живых Аленки и Махара.

«Когда утром 1 сентября я услышал о том, что происходит в Беслане, схватил свою машину и помчался домой. Ехал без остановки 16 часов. По радио слушал новости, а в голове все звучал веселый голосок Кристины. В багажнике машины у меня лежали несколько дюжин бутылок с минеральной водой. Это и есть мой маленький бизнес. Я думал только о том, что моя жена и дети умирают от жажды в том пекле», -- рассказывает о своем возвращении в Беслан Цкаев.

Он сразу подъехал к школе, где собрались тысячи горожан. Все пытались узнать, что происходит внутри здания. Руслан не спал двое суток, и в субботу, перед самым началом штурма его таки сморило. Он задремал всего на несколько минут, когда его разбудили взрывы и лихорадочная стрельба. Руслан выскочил из машины и в тот же момент увидел Махара! Плачущего, залитого кровью сына нес какой-то милиционер. «Я испытал такой шок, что даже не поблагодарил этого человека за спасение моего сына! -- не может сдержать слезы Руслан. -- Первым делом Махар схватил бутылку с водой. Он выпил ее до дна -- все два литра. И только после этого спросил меня о маме и Кристине. Я не знал, что ему отвечать: Не знаю и сейчас. Я говорю Махару, что мама и сестра должны вернуться домой, хотя они погибли там в спортзале. Сын этого не видел. Когда Фатима спасла Аленку и вернулась к нему и Кристине, она прижала их к себе и успокоила. Перед взрывом в спортзале Махар захотел в туалет. До этого бандиты не разрешали никому, даже детям, выходить из зала. Всем приходилось испражняться под себя. Некоторые даже пили собственную мочу. Но моему сыну и еще нескольким мальчикам позволили выйти в туалет. И тут грянул взрыв. Мать и сестру он больше не видел. Я нашел их изуродованные тела позже в спортзале. Фатима до последней секунды пыталась защитить Кристину. Закрыть ее своим телом. Они так и лежали, прижавшись друг к другу».

«Я горжусь своей женой, -- говорит мужчина. -- Понимаю, как ей было тяжело сделать выбор. Но она нашла в себе силы. Когда мы ждали рождения третьего ребенка, я надеялся, что это будет мальчик. Но родилась Аленка. Я, конечно, был счастлив так же, но иногда говорил жене, что все же хотел бы второго сына. Тогда Фатима улыбалась мне: «Обещаю тебе, что наступит время, и ты будешь любить Аленку больше всех нас… » -- слезы снова душат Руслана, и он крепче прижимает к себе маленькую дочь. «Даже в своих самых страшных кошмарах я и представить не мог, что слова Фатимы сбудутся таким образом!» -- добавляет он.

Всего год назад они переехали в новую трехкомнатную квартиру в центре города. В сентябре собирались устроить веселый праздник для всех друзей по случаю 35-летия Руслана. Вместо этого он в день своего рождения похоронил жену и старшую дочь…

Подготовила Наталия ТЕРЕХ, «ФАКТЫ»