Події

На гонорар за «молодую гвардию» сергей бондарчук и инна макарова смогли купить… Электрический утюг, две вилки и нож из нержавейки

0:00 — 20 жовтня 2004 eye 548

10 лет назад не стало выдающегося советского актера и режиссера

Сергей Бондарчук -- не только целая эпоха в истории советского кино, сила духа, воля и характер, но и потрясающая человеческая судьба. Он знал невероятные взлеты и жесточайшие разочарования, любовь и предательство.

Несколько интересных фактов из жизни

1. Сергей Бондарчук родился в селе Белозерка Херсонской области в семье коммуниста-»25-тысячника», впоследствии председателя колхоза. В нем было намешано много кровей -- болгарская, сербская, украинская. С детства Сергей страстно мечтал о сцене, но Федор Петрович был категорически против: дескать, не мужская это профессия. Когда же понял, что упрямца не переубедить, сказал: «Об одном тебя прошу: будь актером, но не комедиантом!»

2. В 17 лет Бондарчук стал актером Ейского драматического театра, а в 18 поступил в театральное училище в Ростове-на-Дону. Там же он впервые в жизни серьезно влюбился, в результате чего появился на свет первый сын Сергея Федоровича Алексей, который и поныне живет в Ростове.

3. В 1941 году Сергей Бондарчук ушел на фронт. Пройдя всю Великую Отечественную, он демобилизовался только в 46-м. И сразу же поступил во ВГИК, в знаменитую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

4. Впервые Бондарчук снялся в роли коммуниста-подпольщика Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия». Тогда же он встретил и свою первую жену Инну Макарову, ставшую знаменитой благодаря роли Любови Шевцовой. Руки Инны Макаровой Бондарчук, как и полагается, просил у ее матери, Анны Ивановны. «Я люблю вашу дочь, -- писал он в письме, которое сам в шутку назвал «посланием Пушкина в Сибирь», -- и хочу всегда быть с ней, быть ее другом и мужем. Благословите и пожелайте счастья в нашей жизни и работе». Поженились они во время съемок в Краснодоне, а вернувшись в Москву, мыкались по съемным комнатам. Когда «Молодая гвардия» вышла на экраны, они стали знаменитыми. А получив гонорар, еще и богатыми. Настолько, что смогли купить электрический утюг за 90 рублей, две вилки и нож из нержавейки.

5. Брак Бондарчука и Макаровой длился десять счастливых лет. Кинематограф их познакомил, он же их и развел: постоянные разъезды, съемки… Они расстались по инициативе Инны Владимировны, которая однажды предложила мужу: «Сережа, может, нам лучше жить порознь?» Инна Макарова родила и воспитала дочь Сергея Бондарчука Наталью, ставшую известной актрисой (»Солярис», «Звезда пленительного счастья», «Красное и черное») и режиссером (серия фильмов о Бемби, «Пошехонская старина»).

6. Вскоре Сергей Федорович встретил 27-летнюю Ирину Скобцеву. В их встрече было много мистического. Дело в том, что заинтересовался он ею благодаря… портрету Скобцевой, написанному известным художником, лауреатом Сталинской премии Василием Ефановым и выставленному в Академии художеств. Очарованный Бондарчук буквально застыл около него. И именно в этот момент в зал вошла Ирина. Потом они еще несколько раз встречались на киностудии, но по-настоящему познакомились и полюбили друг друга на съемках картины «Отелло», где Бондарчук играл венецианского мавра, а Скобцева -- Дездемону. А вот пожениться удалось не скоро. Долгих три года им мотали нервы в партийных организациях разного ранга, вызывали даже в ЦК КПСС и журили за «аморалку». Не выпускали вместе в заграничные командировки. Перед тем как расписаться, Сергей попросил Ирину пообещать, что они никогда не расстанутся. Свое обещание она сдержала. Они прожили вместе 27 лет.

7. Режиссерским дебютом Бондарчука стала экранизация шолоховской «Судьбы человека», вышедшая на экраны в 1959 году. Фильм был снят в рекордно короткие сроки (74 дня, и ни одного кадра не ушло в корзину!) и имел фантастический успех! Одна из крупнейших английских газет писала в те дни: «Если вы хотите понять, почему русские победили во Второй мировой войне, посмотрите «Судьбу человека»!»

8. С предложением снять «Войну и мир» к Бондарчуку обратились из… Министерства обороны СССР. Коллеги-кинематографисты отнеслись к этому без энтузиазма. Один из них, встретив Бондарчука в коридоре киностудии, язвительно поинтересовался: «Говорят, Сережа, ты «Войну и мир» собираешься ваять? А пупок не развяжется?» «Не думаю, -- ответил Бондарчук, -- мне мама его при рождении очень крепко перевязала!»

9. Исполнители главных ролей в «Войне и мире» -- Людмила Савельева и Вячеслав Тихонов -- попали на съемочную площадку… случайно. Бондарчук хотел снимать в роли Наташи Ростовой актрису Ларису Кадочникову, а балерине Савельевой отказывался даже назначать пробы. Но ей все-таки удалось уговорить режиссера посмотреть ее. И по первым же кадрам творческая группа облегченно вздохнула: Наташа была найдена! Тихонова «сосватала» министр культуры Екатерина Фурцева. Что же касается самого Бондарчука, то он сыграл Пьера Безухова от безысходности, после того, как несколько маститых актеров отказались от этой роли. Элен Безухову сыграла Ирина Скобцева.

10. За «Войну и мир» Сергей Бондарчук получил «Оскар». Но ему так и не удалось подержать в руках ни саму статуэтку, ни ее денежный эквивалент, выплаченный чиновникам из советской делегации в американских долларах. Бондарчук на церемонию вручения «Оскара» просто не поехал. Во-первых, он в это время снимал «Ватерлоо». Во-вторых, не верил, что славянскому режиссеру могут дать такую (!) премию. О том, что стал лауреатом, он узнал от продюсера «Ватерлоо» Дино де Лоуренсиса, позвонившего ему: «Сергей, как я рад, что заключил с тобой контракт до того, как ты получил «Оскар»!» Из отечественных наград картина получила Золотой приз Московского кинофестиваля.

11. Потом были «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Тихий Дон», но успеха «Войны и мира» Бондарчук уже не повторил. Еще один итог картины -- двое детей, которые родились у Бондарчука и Скобцевой во время работы над ней. Сына Федора Ирина Константиновна называет «нулевой серией «Войны и мира», дочь Алену -- «шестой». Сейчас Федор -- известный актер, режиссер и клипмейкер, Алена -- актриса, она снимается в кино и сериалах, работает во МХАТе имени Горького.

12. Одним из самых тяжелых событий в жизни Бондарчука стал первый постперестроечный съезд кинематографистов СССР, когда молодые, еще ничего не успевшие сделать ни в кино, ни в жизни режиссеры буквально смешали Мастера с грязью. Впрочем, досталось тогда и Алову с Наумовым, и Ростоцкому, и Лиозновой, и даже Герасимову. Но Сергея Федоровича ругали больше всех. Немилость, в которую впал отец, рикошетом ударила и по его детям. По признанию Федора Бондарчука, на них тогда смотрели косо. А Наталье даже запрещали снимать ее картины о Бемби.

13. За съемки «Тихого Дона» Бондарчук взялся прежде всего потому, что клятвенно обещал экранизировать роман его автору, своему другу Михаилу Шолохову. В 1990 году был подписан контракт с итальянским продюсером Энцо Рисполи, согласно которому Сергей Федорович должен быть снять телевизионную (10 серий) и киноверсию (5 серий) картины. Через полгода Бондарчук приступил к работе. Снимали в павильонах «Мосфильма» и в Вешках. Григория Мелехова сыграл англичанин Руперт Эверетт, Аксинью -- француженка Дельфин Форест, Пантелея -- оскаровский лауреат Ф. Мюррей Абрахам, Степана -- Борис Щербаков, Дарью -- Наталья Андрейченко, Петра -- Владимир Гостюхин, Ильиничну -- Ирина Скобцева. Бондарчук сам монтировал первоначальную версию, после чего уехал на несколько недель в Москву. Вернувшись, обнаружил, что картина полностью перемонтирована и больше напоминает американский боевик. Пришлось прибегнуть к услугам адвокатов, а потом два месяца восстанавливать первоначальный вариант. В 1993 году в Риме состоялось яркое шоу, посвященное картине. Тогда же продюсеры уверили Бондарчука, что к концу года работа над ней будет закончена. Он уехал в Москву, но ни в 93-м, ни в 94-м так и не получил известия из Италии. По сути дела, Сергей Федорович так и умер в ожидании. О судьбе картины до сих пор ничего не известно.

14. Сергей Бондарчук умирал трижды. В первый раз его сердце на несколько минут остановилось во время работы над «Войной и миром», во второй раз -- во время «Ватерлоо». Но тогда режиссера удалось спасти. «Тихий Дон» стал последней картиной режиссера. 20 октября 1994 года его не стало.