Не выдержав бесконечных придирок матери, тринадцатилетняя девочка выбросилась из окна четвертого этажа
Когда среди ночи «скорая» доставила «парашютистку» в городскую больницу Ильичевска, перед хирургами встала проблема: с чего начать, чтобы не потерять юную пациентку? Времени у медиков было в обрез: отсчет шел на минуты
-- Коллеги из Ильичевска сделали все возможное, -- констатирует главный врач Одесской областной детской клинической больницы Александр Лиман. -- В результате сильного удара об асфальт селезенка у девочки разорвалась на мелкие кусочки -- пришлось ее удалить. На следующий день юную пациентку доставили к нам. Сейчас она находится в реанимации, держится молодцом
Над кроватью девочки склонились несколько человек -- идет медицинский консилиум. Здесь и реаниматологи, и нейрохирурги, и гастроэнтерологи.
-- Знакомьтесь, это наша Светлана (имена пострадавшей и ее родственников изменены по этическим соображениям. -- Авт. ), -- говорит мне врач отделения реанимации, анестезиологии и интенсивной терапии Владимир Крачев. -- Она -- умница, выполняет все предписания. Если все и дальше так пойдет, скоро поставим ее на ноги. Правда, Света?
-- Конечно, я вам верю, -- тихо отвечает девочка. Та самая, за жизнь которой круглосуточно борется весь медперсонал главной детской больницы области. Всевозможные приборы, подключенные к различным точкам тела пострадавшей, само ее тело, зафиксированное в строго определенном положении, полиэтиленовый «мешочек» с сочащейся в него кровью -- все это говорит о том, что состояние у Светланы еще очень тяжелое.
-- Как дела, Света? -- спрашиваю у девочки.
-- Сейчас, можно сказать, хорошо. А что вам врачи сказали?
-- Пока еще ничего, -- отвечаю, не кривя душой. -- Слышал то же, что и ты: все будет нормально, если не повторишь подобных глупостей. Зачем ты это сделала?
-- Да так, я просто хотела полетать А если честно, просто все надоело. В тот вечер я собиралась в гости к подруге. Уходя, предупредила маму, что вернусь к одиннадцати часам вечера. Когда пришла домой, почувствовала себя нехорошо -- меня стошнило. У подруги мы ели арбуз, именно им я и рвала Мама стала кричать на меня, обвинять непонятно в чем, бить. Затем велела мне принести казан с какой-то пищей. Взяв ключ от кухонной двери, я пошла на кухню, но мама преследовала меня буквально по пятам, грозилась прибить Сбежав на четвертый этаж, я спряталась в туалете
-- А на каком этаже расположена ваша квартира?
-- На пятом. Только не квартира, а комната в общежитии. Поэтому и кухня у нас одна на четверых соседей В туалете я села на подоконник. За окном был тихий звездный вечер. Откуда-то доносилась музыка Вдруг входная дверь открылась, и на пороге появилась Марина -- одна из наших соседок по общежитию. Она спросила, что я здесь делаю. Я попросила, чтобы она передала другой соседке ключ от кухни, и прыгнула вниз, прямо из окна
-- Очнулась уже в больнице?
-- Нет, я все помню Как кричала Марина, как я зацепилась за веревки на уровне второго этажа. А потом, растянувшись на асфальте, почувствовала, что все тело свело и подняться просто невозможно. Успела еще крикнуть Марине: «Теперь можно «скорую» вызывать». И только потом потеряла сознание Вот так Вообще же, покончить сразу и со всем собиралась давно.
-- Откуда у тебя такие мысли?!
-- Из-за мамы. Все ей не так, всем она недовольна. Поначалу это были «разборки» внутри семьи, а потом она стала стыдить меня на людях. Приведет к нам гостей, выпьет и начинает Может быть, это у мамы из-за травмы: когда мне было шесть лет, она выбросилась с пятого этажа.
-- Мама навещала тебя?
-- Нет Только бабушка была со мной вчера целый день.
-- Мне можно уже что-то поесть? -- спрашивает Светлана у врача. -- Не разбилась насмерть, так теперь могу умереть от голода
-- После удаления селезенки у Светланы не работает кишечник, -- объясняет Владимир Крачев. -- Поэтому есть ей пока категорически запрещено. Жизнедеятельность организма поддерживаем специальными растворами через капельницы. У девочки -- перелом шестого и седьмого позвонков, три четверти тела парализовано. Свои руки она чувствует примерно до уровня груди, нижние конечности не ощущает вовсе, наблюдаются сбои дыхания.
-- Одна из основных наших задач -- не дать развиться ранним осложнениям, всевозможным кишечным инфекциям, -- дополняет заведующий отделением нейрохирургии Евгений Григорьев. -- Вплотную занимаемся разгрузкой поврежденного сегмента позвоночника -- за счет вытяжения, специальных спинно-мозговых пункций.
Население Ильичевска составляют, в основном, семьи работников порта и судоремонтного завода. Страшная весть из портовского общежития мгновенно облетела весь город.
-- Ничего не стану вам говорить, -- отрезала Ольга Петлюк, директор средней школы N1, в которой учится Светлана. -- Этим делом сейчас занимаются органы, я не имею права комментировать
Поначалу я напрасно уговаривал директора, ведь дела как такового пока что нет. Просто хотелось бы услышать от педагога несколько слов о девочке, с которой случилось несчастье. Спустя какое-то время, директриса все же «сдалась».
-- Света -- красивая, умненькая девочка. Очень хорошо рисует. Все дело в том, что в их семье серьезные проблемы
То, что проблемы действительно есть, стало ясно после общения с соседями, которые в один голос уверяли, что часто слышат шум скандалов в комнате на пятом этаже, где живет Карина. Нередко они видели маму девочки в нетрезвом состоянии
-- В тот вечер я заметила, что Светочка очень расстроена, -- -- вспоминает Марина, та самая соседка по общежитию, которой перед тем, как выброситься из окна, девочка отдала ключ от кухни. -- Хотела расспросить, что произошло Куда там! Она мгновенно сиганула в окно.
Подробней об обстановке в семье Светланы рассказала начальник городской службы по делам несовершеннолетних Екатерина Высоцкая:
-- Светлана и ее младшая сестра Лена состоят на учете в нашей службе, хотя сами девочки очень хорошие. Более того, именно из-за их любви, привязанности к своей маме, мы длительное время не предпринимали крайних мер воздействия по отношению к их родительнице. Сдерживало и то, что девочки исправно посещали школу, неплохо успевали.
В июне нынешнего года 33-летнюю Галину привлекали к административной ответственности за ненадлежащее содержание детей. Молодая, внешне очень привлекательная женщина злоупотребляет алкоголем. Отсюда и большинство внутрисемейных проблем, неадекватная реакция на замечания, беседы, которые не раз проводили с ней наши сотрудники. В лучшем случае выслушает и продолжает все делать по-своему, а может еще и отматерить: дескать, не учите меня жить, лучше помогите материально. Действительно, материальные проблемы в этой семье существуют (Галина работает уборщицей в порту). Мы стараемся помочь, чем можем. На два летних месяца определили обеих девочек в пришкольный лагерь, договорились о бесплатном питании для них в столовой местного евангелистского общества. Правда, в августе лагерь не функционирует.
Когда произошла трагедия, Галина была «под градусом». Наши сотрудники пришли в общежитие утром следующего дня, но она отослала их куда подальше. Сейчас младшую девочку передали ее отцу, который живет с новой семьей в Ильичевске, работает в порту. Его супруга отнеслась к ситуации с пониманием. Светлану постараемся отдать под опеку бабушки, 53-летней матери Галины, сотрудницы управления порта. Из городской больничной кассы пока выделили 600 гривен для Светланы, а после завершения всех формальностей с опекунством какую-то сумму будут выплачивать постоянно. Ведь сколько средств понадобится, чтобы поставить девочку на ноги! Что касается горе-матери, обратимся в суд с иском о лишении ее родительских прав.
Информацию о ненормальной атмосфере в семье разбившейся девочки «ФАКТАМ» подтвердил и начальник Ильичевского городского отдела УМВД Украины в Одесской области Василий Добрановский.
-- Жизнь у моей Гали не сложилась, -- тяжко вздыхает Мария Васильевна, бабушка Светланы. -- Первый муж, отец Светочки, занимался бизнесом -- у него был бар в Одессе. Поначалу все шло хорошо. Галина не работала, помогала мужу. А потом на них «наехал» рэкет, стали вымогать большие денежные суммы, угрожать. Однажды схватили Галю, приставили к горлу нож. Она стала вырываться -- поранилась После этого Галя с мужем и маленькой Светочкой переехала в Ильичевск. Но и здесь их не оставили в покое. В результате муж Галины попал в тюрьму. Дальнейшая его судьба неизвестна -- его то ли убили, то ли он умер в заключении. Галя -- женщина молодая, видная, осталась одна с ребенком. Повстречала Володю, нашего же, портовского, приглянулись они друг другу. Родилась Леночка. А потом вдруг пошло-поехало -- скандал за скандалом. Во время одной из таких ссор Галина выбросилась из окна комнаты на пятом этаже, где они живут. Дочь тогда сильно разбилась, лежала частично парализованная. До сих пор у нее шея и пальцы рук не работают как следует. Она -- инвалид второй группы. Света, которой тогда было шесть лет, запомнила весь этот ужас. Возможно, произошедшее с внучкой -- отголоски той самой ситуации, а может быть -- ее реакция на появление нового сожителя матери Что будет со Светой, как ее вернуть к нормальной жизни -- ума не приложу!
Во время беседы с Марией Васильевной меня не оставляла мысль о том, что она не совсем реально представляет себе весь трагизм ситуации.
-- Сейчас идет речь о жизни Светланы и о том, чего можно ожидать в дальнейшем, -- считает заведующий отделением нейрохирургии Евгений Григорьев. -- При любом исходе девочка будет инвалидом. Дефицит движений в нижних конечностях останется на год-другой, даже при условии самой эффективной реабилитации. Не исключен и более страшный исход, хотя мы рассчитываем на лучшее.
Вчера начальник городской службы по делам несовершеннолетних Екатерина Высоцкая сообщила «ФАКТАМ», что прокуратура Ильичевска отменила плстановление следователя городской милиции об отказе в возбуждении уголовного дела и приняла дело к своему производству.
В беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» мэр Ильичевска Валерий Хмелюк выразил сожаление по поводу ЧП, случившегося со Светланой и заверил, что город обязательно поможет пострадавшей девочке медикаментами и деньгами.