Возможно, со временем в таком эксперименте смогут принять участие все льготники страны. Но только в добровольном порядке
Почти 40 процентов жителей Украины пользуются льготами. Ежегодно на их финансирование государству требуется около 18 миллиардов гривен. И несмотря на то, что расходы бюджета на социальные программы с каждым годом увеличиваются, денег все равно катастрофически не хватает. В общем, становится все очевиднее, что наша система льгот нуждается в коренных переменах. Вот только в каких?
О возможном решении данной проблемы «ФАКТАМ» рассказал директор Департамента социальной защиты населения Министерства труда и социальной политики Украины Виталий Мущинин:
-- Дело в том, что предоставление льгот требует определенных финансовых затрат. Ведь те услуги, которые льготники получают бесплатно или с определенной скидкой, все-таки должен кто-то оплатить.
-- Как я понимаю, этот «кто-то» -- государство?
-- Именно так. Затраты предприятиям, которые отапливают дома льготников, обеспечивают их светом, водой и газом, убирают подъезды и дворы, вывозят мусор и так далее, должно возмещать государство. И тут-то кроется самая главная проблема: никто точно не знает, сколько у нас в стране льготников и какими именно услугами они фактически воспользовались. А ведь человек может быть одновременно ветераном войны, «чернобыльцем» и инвалидом. Все эти категории имеют право на льготу. А фактически получается, что это один человек. Однако коммунальные и транспортные предприятия рассчитывают за него расходы, как за троих граждан. То есть страна нуждается хотя бы в персонификации всех льгот. Для этого, собственно, сейчас создается Единый государственный автоматизированный реестр льготников.
Но есть еще и другой момент. Этический. Законы гарантируют людям одинаковые права. Например, все участники войны могут бесплатно ездить в городском транспорте. Но! Один участник войны живет в городе и совершает две-три поездки за день. А другой живет в селе и практически никуда не выезжает: пару раз в месяц в ближайший райцентр. И все. Получается, что первый человек полноценно пользуется своим правом на транспортную льготу, а второй -- нет. Справедливо ли это?
-- Ну, вы и вопросы задаете! Как же быть?
-- Правительство рассматривало несколько вариантов решения «льготных» проблем. В результате была разработана концепция предусматривающая предоставление человеку права добровольного выбора денежной формы льгот.
-- То есть получать определенный «наличный» эквивалент стоимости льготы?
-- Приблизительно так. Кроме того, концепция предусматривает создание Единого автоматизированного реестра льготников (чтобы государство смогло подсчитывать свои расходы исходя из того, кто из льготников и какими гарантиями реально воспользовался) и введение персонифицированного учета самих льготников.
-- Ну это и так делается..
-- Вы правы. Сейчас реестр сформирован практически на 70 процентов. Также планируется свести все нормативные документы, регулирующие назначение льгот, в один -- Социальный кодекс. Это позволит предоставлять льготы по единым, общим и обязательным для всех правилам и нормам.
Ну и, наконец, обсуждается возможность появления социального паспорта льготника.
-- Ого, сколько интересных планов. Тогда начнем с первого. Что это за «денежная форма получения льгот»?
-- Одна из возможностей полноценно реализовать право человека на льготу. Помните, я приводил пример с двумя участниками войны?
-- Да-да. Один живет в городе, другой -- в селе.
-- Так вот, если бы им выдали денежный эквивалент «транспортной» льготы, то это было бы справедливее. Вам не кажется? Люди получат на руки одинаковую сумму, и как они ею распорядятся, их личное дело.
Кстати, этот «денежный» принцип мы сейчас пытаемся отработать в сфере предоставления жилищно-коммунальных льгот. Более того, сейчас в трех регионах -- городе Бровары и в самом Броварском районе (Киевской области), а также в Смилянском районе (Черкасской области) -- проводится эксперимент по предоставлению жилищно-коммунальных льгот в денежной форме.
-- И как это происходит?
-- Прежде всего добровольно, то есть по желанию самих льготников. Человек может получить денежный эквивалент положенной ему льготы, как говорится, на руки. И уже самостоятельно оплатить все свои счета.
-- А как рассчитывается сумма, которую выдают людям?
-- Ее рассчитывают исходя из нескольких показателей. Во-первых, она зависит от размера льготы -- 100, 75 или 50 процентов.
Во-вторых, учитывается состав семьи льготника. Закон «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» четко указывает, кто относится к членам семьи льготника, на которых эти гарантии распространяются. Это его жена (или муж), несовершеннолетние дети, совершеннолетние, которые не состоят в браке и были признаны инвалидами с детства I или II группы или инвалидами I группы, нетрудоспособные родители. Это касается также тех, кто живет вместе с инвалидом войны I группы и присматривает за ним (при условии, что у этого инвалида нет мужа или жены), или же лиц, находящихся под опекой льготника, которые проживают вместе с ним.
И третий фактор -- это площадь жилого помещения и перечень коммунальных услуг. Ведь льготы предоставляются в пределах определенных норм.
-- Что это за нормы?
-- Они были утверждены в 1996 году постановлением Кабинета министров «Об установлении норм пользования жилищно-коммунальными услугами гражданами, которые имеют льготы по их оплате» и действуют до сих пор (см. таблицу).
-- И кто все это рассчитывает? Куда нужно обращаться?
-- В местные управления труда и социальной защиты населения. Льготник может прийти туда и вместе с инспектором подсчитать, выгоден или нет ему такой переход. Если человека все устроит, он напишет заявление и уже со следующего месяца будет получать соответствующую сумму льготы.
-- Насколько же это выгодно?
-- Давайте рассмотрим на реальном примере жителя Броваров, который участвует в эксперименте. Он -- пострадавший вследствие аварии на ЧАЭС II категории, пользуется 50-процентной льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг. В квартире, площадь которой -- 71 квадратный метр, кроме него, живет еще его жена и двое несовершеннолетних детей. Свою обязательную 50-процентную часть глава семьи платит сам. После того как он решил участвовать в эксперименте (и подал соответствующее заявление), остальные 50 процентов суммы за жилищно-коммунальные услуги управление социальной защиты начало перечислять ему, а не предприятиям, оказывающим услуги. Что получилось? По установленным нормам управление ежемесячно перечисляло льготнику 92 гривни 17 копеек. В то же время его фактические затраты на уплату «государственной» 50-процентной доли -- за газ, электроэнергию, холодную воду -- по показаниям счетчиков составили 60 гривен 37 копеек. Как видим, разница ежемесячно составляет около 32 гривен. И эту сумму льготник реально дополучает и использует по своему усмотрению. А теперь представьте, что он со своей семьей уехал в отпуск на месяц
-- А если человек передумает участвовать в эксперименте?
-- Никаких проблем. Он может в любой момент перейти к прежней схеме. Кстати, у нас уже есть несколько подобных случаев. Самое главное -- это свобода выбора. Никто никого не принуждает.
-- Как людям выплачивают деньги?
-- Пока что сумма льготы ежемесячно перечисляется на их личный счет в банке. Однако мы рассматриваем возможность пересылать ее почтовым переводом или же разносить вместе с пенсией (ведь не секрет, что большинство социальных льготников -- пенсионеры). Причем было принято жесткое решение, что задержек в выплате этих сумм быть не должно.
-- Эти деньги облагаются подоходным налогом?
-- Нет. Кроме того, эта сумма не учитывается в доход семьи при назначении субсидий.
-- Планируется ли впоследствии расширить границы эксперимента?
-- Это сейчас обсуждается. Возможно, со временем в эксперименте примет участие еще несколько районов.