Родившийся с болезнью Дауна Валерий Твердунов к шести годам научился читать и писать, а сегодня 30-летний житель Днепропетровска освоил гармонь, баян, аккордеон, пианино, банджо и бандуру, сочиняет музыку и участвует в любительских спектаклях
Первенец в семье Твердуновых родился с весом всего полтора килограмма, но молока у Людмилы хватало, и малыш быстро пошел на поправку. Вручая мамочке новорожденного, врачи Ставропольского роддома даже не сообщили ей, что с мальчиком не все в порядке. И только патронажная медсестра, выслушав ее жалобы на то, что ребенок все время голодный, философски изрекла: «Что ж вы хотите, он ведь не такой, как все » Тогда Люда впервые услышала слово «даун».
Молодая женщина не могла поверить в то, что болезнь сынишки неизлечима, -- страшный диагноз никак не вязался с улыбчивым, жизнерадостным бутузом. Чуть раскосые глаза, носик картошкой, -- неужели только это может быть признаком страшной патологии? Но, к каким только врачам она не обращалась, все подтвердили: да, ребенок страдает болезнью Дауна. А это значит, что на всю жизнь он останется глубоким инвалидом. Причины того, что мальчик родился больным, врачи определить не смогли. Красивая, голубоглазая Людмила -- из рода кубанских казаков, где все отличались отменным здоровьем. Вот разве что профессия Люды Среди причин, вызывающих появление патологии 22-ой пары хромосом упоминалось радиоизлучение. А она служила тогда радиомехаником в Ставропольском училище ПВО.
От пережитого потрясения Люда слегла: на нервной почве развился полиартрит. Муж оставил семью .
Врачи советовали: откажитесь от ребенка, в вашей ситуации это вполне оправдано. Но женщина и мысли такой не допускала. Заботу о внуке взяли тогда на себя родители Люды. И хотя в полтора годика Валера еще не ходил и не говорил, бабушка, Елизавета Семеновна, не посвященная в медицинские тонкости поставленного внуку диагноза, обращалась с ним, как с обычным ребенком: читала сказки, пела песни. Купив азбуку, водила Валеркиным пальчиком по буквам: это «а». Дедушка, первый на всю округу гармонист, развлекал мальчишку вальсами да частушками, и ребенок, как завороженный, следил за руками Владимира Ивановича.
Когда внуку исполнилось четыре года, дед услышал из соседней комнаты громкие аккорды -- это Валерка, пристроившись возле баяна, давил на кнопочки вполне в лад. Пришлось купить малышу маленькую гармонию «Ромашка», и с тех пор они играли с дедом только дуэтом.
В детский сад Валеру не взяли -- неконтактный, мол. Естественно, о школе, предупредили врачи, не может быть и речи: при этой болезни ребенок необучаем, дай Бог ему хоть себя обслуживать. Впрочем, бабушка упорно подсовывала внуку букварь, и лет в пять, когда детсадовские дети только начинали овладевать грамотой, Люда заметила, как Валерка стал по вечерам листать свежие газеты. «Картинки, наверное, смотрит», -- подумала. Но на мамин вопрос сынишка важно ответил: «Я тут про Брежнева читаю »
Услышав, как «необучаемый» ребенок запросто складывает буквы в слоги и слова, мама с бабушкой были потрясены. Диагноз сомнению не подлежал, да и все симптомы синдрома Дауна были, как говорится, налицо: Валера плохо ориентировался вне дома, невнятно разговаривал, обладал неуемным аппетитом и всеми внешними чертами больного даунизмом человека. «Но из любых правил бывают же какие-то исключения!» -- решила Людмила Владимировна, и за обучение сына взялась всерьез. Вскоре Валера вполне сносно писал, хотя переучить его с печатных букв на прописные маме так и не удалось. А главное, он по-настоящему увлекся музыкой. На смену примитивной «Ромашке» пришел подаренный дедом аккордеон. Любую мелодию Валерка мог подобрать на слух.
Как-то Люда взяла с собой сынишку на свадьбу. В кафе играл оркестр, и мальчонка, подойдя поближе, весь вечер простоял возле синтезатора. Когда музыканты ушли отдыхать, Валера робко коснулся клавишей -- и вдруг зазвучала «Цыганочка с выходом»
Семья уже жила в Днепропетровске (в общежитии кондитерской фабрики), когда Людмила решила записать сына в музыкальную школу. Учитель по классу баяна, решив проверить слух мальчика, наиграл ему какую-то мелодию: «Ну-ка, найди эти кнопочки». Валера сыграл весь такт. «А это?» -- заинтересованно спросил баянист, выдав кое-что посложнее. Мальчик опять повторил все в точности.
-- Чему его учить? -- развел руками педагог. -- Играет он не хуже меня, а ноты все равно не поймет.
Поэтому дальнейшую музыкальную грамоту мальчик осилил самостоятельно. За короткое время освоил не только баян, но и фортепиано, а взяв в руки бандуру двоюродной сестры Лиды, сразу сыграл «Цвiте терен». Сейчас Валера успешно учится играть на подаренном кем-то стареньком банджо.
-- Музыкальные способности у детей с синдромом Дауна встречаются не так уж редко, -- комментирует эту историю врач детского отделения Днепропетровской областной психиатрической больницы Алла Романовна Шевченко. -- Но все это, так сказать, на уровне врожденных способностей: слух, музыкальная память. Обучить таких детей игре на музыкальном инструменте, а тем более чтению или письму, практически невозможно. Максимум, на что они способны, -- это обслуживающий труд
Валерий Твердунов среди феноменов никогда не фигурировал. Сидел себе дома, играл на гармони, сочинял музыку, читал газеты, рисовал своих любимых роботов. Людмила Владимировна способности сына не афишировала и помощи нигде не просила. У Валерия даже нет первой группы инвалидности, хотя он к 30 годам так и остался беспомощным ребенком, выпусти его одного на улицу -- назад дороги не найдет.
-- Я от себя его ни на шаг не отпускаю, -- рассказывает мама Валерия Людмила Владимировна. -- Прихожу с работы усталая (а обходчику горводоканала за день приходится не один десяток километров на велосипеде исколесить) и иду с ним гулять. Но даже статуса сопровождающего я не имею и надбавку по уходу не получаю. В собесе говорят: «Он же не слепой». У него пенсия всего 67 гривен, льгот, по сути, никаких нет.
Так кто же он, этот Валерий Твердунов: беспомощный инвалид или одаренная личность? В том-то и нестандартность этого человека, что его врожденную ущербность природа с лихвой компенсировала неосознанной тягой к познанию мира. Если бы не страшная патология злополучной 22-й пары хромосом, быть бы, возможно, Валере гениальным музыкантом или композитором. А так он просто исключение из правил, воплощение жизненных парадоксов и удивительной гармонии несопоставимых понятий. Но все таланты сына, считает Людмила Владимировна, до конца еще не раскрыты.
Можно только удивляться, как удается этой хрупкой, моложавой женщине сохранять столько оптимизма и находить выход из любой, самой сложной ситуации.
Родив после Валеры еще девочку и мальчика, она помогает сегодня дочери воспитывать без мужа двух прекрасных малышей и ни на минуту не забывает о проблемах своего старшенького.
-- Я поняла, что ему нельзя расслабляться, сидеть без дела. Все время тормошу его, даю разные поручения -- и вместе с ним радуюсь успехам, -- рассказывает мама. -- Мы с дочкой убегаем утром на работу, а Валера и посуду помоет, и пол подметет. А вечером приходим -- уже картошка начищена.
Не так давно Людмила Владимировна узнала, что в Днепропетровске действует Дом творчества инвалидов. Повезла туда Валеру, и в результате родился семейный ансамбль Твердуновых. Нужно сказать, что музыкальные способности у парня наследственные: поет и сама Людмила, и ее родная сестра. Попробовав взять в аккомпаниаторы Валерия, они неожиданно убедились, что он прекрасно чувствует партнера, умеет подстраиваться под любую мелодию. Словом, спелись они очень быстро. Сегодня ни один конкурс или праздник в Доме творчества не обходится без трио Твердуновых. Руководитель Дома творчества Татьяна Шелюг считает, что музыка, пение, театральные постановки имеют и лечебный эффект. Люди с ограниченными физическими возможностями не только обретают уверенность в себе, но и в полном смысле слова становятся здоровее. Одна девушка, которая практически не общалась, вдруг запела. И Валерий, раньше с трудом выражавший свои мысли, начав петь, стал лучше разговаривать. Любимое его словечко -- «короче». Рассказывая о чем-то, он каждую фразу заканчивает словами: «Короче, вам все ясно?» И зная, что люди с таким диагнозом даже говорить зачастую не могут, удивляешься разумности его суждений.
Благодаря клубу творчества у Валерия открылся еще один талант. Получив недавно роль богатыря в «Сказке о мертвой царевне» (где мама играет роль злой мачехи), он всерьез занялся своей физической формой. По книжке о восточных единоборствах Валерий самостоятельно освоил основные приемы каратэ и теперь демонстрирует их племянникам -- двухлетнему Богданчику и трехлетнему Владику. Те смотрят на дядю разинув рот: музыкант, играющий по памяти более 100 произведений, актер, певец, каратист, да еще читает наизусть Пушкинское «У лукоморья дуб зеленый» и много других стихов! Валерий для них авторитет. А Людмила уже не вспоминает те страшные дни, когда диагноз сына звучал для нее, как приговор.