Набор деталей, умещающихся в чемодане, позволяет ребенку сделать велосипеды, машины, санки, качели в натуральную величину и кататься на них. Не имеющее аналогов изобретение недавно внесено в Книгу рекордов Украины
«Кравчучка» была далеко не единственным моим изобретением, получившим популярность в народе, -- говорит 71-летний киевлянин, инженер-конструктор Алексей Сергеев. -- Под моим руководством на Киевском авиазаводе (сейчас он называется «Авиант») разработаны детская коляска «Мальвина», стиральная машина «Лыбедь» (малютка), разборные качели «Тик-так». Эти и другие вещи в советские времена пользовались грандиозным успехом и выпускались десятками тысяч в год. На Западе я был бы миллионером. У нас же дивидендов от своих разработок не получал. 11 лет живу на скромную пенсию и продолжаю изобретать. Ищу предпринимателя, который бы взялся наладить выпуск детского конструктора, аналога которому в мире нет».
Частный дом на окраине Киева, в котором живет Алексей Алексеевич Сергеев, изобретатель одного из символов 90-х годов -- тележки-»кравчучки», -- заставлен детскими велосипедами, самокатами, автомобилями, санками, качелями, каруселями, тренажерами Каждую из этих вещей можно собрать из универсального набора деталей, которое умещаются в небольшом чемодане.
-- В мире выпускается несметное количество различных детских конструкторов, но игрушки, которые из них собирают, помещаются на столе и зачастую нефункциональны, -- говорит изобретатель. -- Вот я и подумал: а почему бы не создать конструктор, из которого ребенок мог бы сделать настоящий велосипед, педальный автомобиль, карусель и другие вещи? Это ведь так увлекательно: покатался на велосипеде, разобрал его и сделал качели. Из качелей -- карусель или лошадку-качалку. Поехали на речку -- собирай плот, наступила зима -- санки или лыжекар. Но в инструкции я записал, что все это следует выполнять под контролем и при участии взрослых. Как-никак, нужно орудовать настоящими гаечными ключами и отвертками. А чтобы ребенку было проще разобраться в этой технике, в комплект входит миниатюрная копия конструктора. Вначале учишься собирать маленькую вещь, затем берешься за большую.
Как сообщили «ФАКТАМ» в редакции Книги рекордов Украины, Алексей Сергеев недавно зарегистрирован как автор конструктора, из которого можно собрать наибольшее количество полезных предметов. Число этих вещей достигает 150.
-- Из первых вариантов конструктора, которые я создал в конце 80-х, более пяти предметов сделать было нельзя, -- продолжает изобретатель. -- Пытался внедрить их на Киевском авиазаводе, но дальше нескольких комплектов дело не пошло. То же было с рядом других моих весьма интересных изобретений. Мне очень жаль, что не был налажен массовый выпуск палатки, поставить и разобрать которую можно почти мгновенно -- она раскрывается по принципу зонтика! Опытные образцы палатки хранятся у меня до сих пор. А взять, к примеру, автоприцеп-дачу. Приехал с ним, скажем, на берег озера и за пару минут собираешь домик, сконструированный по принципу вагонного купе с четырьмя койками. У нас выпустили лишь пробную партию прицепов. Тогда производственники противились внедрению новинок, поскольку они не приносили заводу ничего, кроме дополнительных хлопот. Так вышло и с уникальным детским конструктором.
Уже после развала СССР этим изобретением заинтересовались на знаменитом ракетном заводе «Южмаш» -- он ведь тоже выпускал в большом объеме товары народного потребления, например, кухонные комбайны. Меня пригласили в Днепропетровск на совещание, которое проводил Леонид Кучма -- тогда он был генеральным директором «Южмаша». Начальства собралось несколько десятков человек, и многие выступали против выпуска моего конструктора. Леонид Данилович затем пригласил меня в свой кабинет и сказал, что ему мое изобретение понравилось, но для начала неплохо бы выпустить опытную партию. Однако через пару месяцев Кучма стал премьер-министром Украины, и ему было уже не до детского конструктора.
А я продолжал совершенствовать изобретение. «Испытательной базой» стал соседний детский сад. Туда приезжали десятки государственных комиссий оценивать, насколько интересен малышам мой конструктор. У детворы из-за этих показов даже повысилась дисциплина, ведь только самые послушные группы получали право выступать в роли испытателей. Ребятне и педагогам конструктор нравился. Даже телевидение сняло обо мне сюжет, приезжали из редакции Книги рекордов Украины. Вот бы еще производственники проявили к изобретению столь живой интерес! А то ведь обиваю пороги предприятий, а толку пока никакого.
-- Расскажите, как вы создали знаменитую тележку-»кравчучку»?
-- Это было в 1981 или 1982 году, когда я занимался сооружением собственного дома. До этого к строительству никакого отношения не имел -- я был военным летчиком, затем инженером-авиаконструктором. Но завод выделил участок под застройку, и пришлось, изучив книгу «Сделай сам», осваивать премудрости заливки фундамента, кладки кирпича и многое другое. Однажды на металлобазе попросил нарезать уголков. Рабочие взвалили мне на плечо тяжеленную связку этих железок. Я прошел с десяток шагов -- и ноги подкосились. Оказалось, «заработал» смещение позвонков. С тех пор больше пяти килограммов поднимать мне уже было нельзя. Стал «кумекать», как при таком здоровье достроить дом. Помогали два сына, но основная работа ложилась все же на мои плечи. Вот я и придумал тележку необычной конструкции. Она получилась легкой, компактной, но при этом на ней можно перевозить значительные тяжести. Тогда, кстати, из-за стройки и автомобиль сам собрал! Очередь на покупку машины в советское время была огромной. Своего авто и за десять лет не всегда удавалось дождаться. Я приобрел сплющенный в гармошку «горбатый» «Запорожец» (он врезался в здоровенную иву и ремонту не подлежал). Прикупил деталей и на базе «горбатого» собрал «Запорожец» новой модели.
Первая «кравчучка», продемонстрированная нам Алексеем Алексеевичем, оказалась технически более совершенной, чем ее серийный вариант. У нее есть выдвижные «крылья», чтобы укладывать крупногабаритный тюк, и специальные резинки для закрепления груза. К тому же эта тележка может использоваться и как стул. Изобретатель рассказал, что в 80-е годы безуспешно пытался внедрить ее в серийное производство. Выпуск «кравчучки» наладили на Киевским авиазаводе только в 1991 году.
-- Как вам удалось внедрить в массовое производство детскую коляску «Мальвина», стиральную машину «Лыбедь» и другие бестселлеры советского ширпотреба?
-- На Киевском авиазаводе я возглавлял конструкторский отдел по разработке новых товаров широкого потребления. Сложилось так, что вначале я был рядовым авиаконструктором, но мне повезло. В Киеве создавался новый завод по выпуску экспериментального оборудования, и я победил в конкурсе на право стать его директором. Руководил этим предприятием четыре года, а затем мне предложили возглавить конструкторский отдел по разработке товаров широкого потребления: знали, что изобретательство -- моя страсть.
Тогда всерьез взялись за борьбу с дефицитом. Дошло до смешного -- создали организацию «Союзпромвнедрение», сотрудники которой ездили за границу для закупки образцов товаров массового производства. Их демонстрировали на закрытых выставках, куда приглашали только руководителей заводов. Директора выбирали то или иное изделие и подписывали обязательство внедрить его в производство. На то, что при этом нарушаются авторские права зарубежных фирм, тогда не обращали внимания. Директор привозил с выставки, например, термос или электрозажигалку, приказывал разобрать до винтика и разработать документацию для выпуска подобного изделия у нас.
-- Неужели коляска «Мальвина» и стиральная машина «Лыбедь» -- плагиат?
-- Я бы так не сказал. Прообразом «Мальвины» была детская коляска из Японии, но мы ее не копировали один к одному. Создали испытательный стенд, имитировавший кочки, канавы, другие неровности наших дорог. Японский оригинал на стенде быстро вышел из строя. Мы усовершенствовали коляску, создав, по сути, новую модель, отлично выдерживающую бездорожье. Наше изделие было несомненно надежнее японского.
В СССР бытовало не совсем справедливое мнение, что иностранные товары значительно качественнее, удобнее и красивее отечественных. Привез как-то директор из Франции кипятильник. Вызывает меня: «Через месяц завод должен наладить выпуск подобного изделия». Мы его проверили и оказалось, что по уровню безопасности кипятильник не дотягивает до требований советского ГОСТа
А с «Лыбедью» получилось так: однажды звонит мой однокашник с предложением запустить в производство стиральную мини-машину, разработанную в его институте. Как потом оказалось, идею разработчики «позаимствовали» у итальянской фирмы, но копия оказалась значительно хуже оригинала: на испытаниях она не выдерживала напряжения в 220 вольт. На ее базе мы создали другую машину, которая и стала, как вы выразились, бестселлером.