Это вода для погибших детей, которые двое суток мучились жаждой и страхом, терпя перед смертью издевательства бандитов
В воскресенье в Беслане состоялись первые похороны погибших заложников. Земле были преданы 22 человека. Над сколоченными наспех гробами рыдали матери и бабушки. В городе с населением чуть более 35 тысяч человек таких траурных церемоний на этой неделе будет еще немало. Трагедия в школе N1 коснулась здесь каждую семью, каждого человека. Город хоронит своих детей. Погибших столько, что властям пришлось выделять участок земли под новое кладбище
К полуразрушенному зданию школы идут и идут люди. Одни -- в надежде найти хоть что-нибудь, что поможет найти пропавшего без вести ребенка. Другие -- чтобы возложить цветы в память о тех, кого убили террористы. Несут в основном красные розы -- как символ невинной детской крови, обильно пролитой в эти сентябрьские дни. Рядом с цветами женщины кладут бутылки с водой и шепчут при этом: «Пейте, родненькие вы наши, пейте, сколько хотите » Это уже не символ. Это вода для детей, которых двое суток мучили жаждой бандиты. В душном спортзале они довели маленьких заложников до того, что те соглашались пить собственную мочу.
В туалет террористы никого не пускали. В углу зала поставили ведро, куда предложили испражняться взрослым и старшеклассникам. А дети младшего возраста ходили под себя. Некоторые подставляли ладошки и, закрывая глаза от отвращения, глотали свою мочу. Взрослые рвали на себе одежду и смачивали ее все в той же моче, делая влажные компрессы, чтобы спасти детей от жары.
О еде можно было даже не вспоминать. Еще в первый день боевики швырнули в толпу горсть шоколадок и несколько пакетов с сухофруктами. На этом выдача пищи прекратилась. Любые жалобы заглушались ударами прикладов в голову. Тех, кто продолжал возмущаться или пытался ослушаться, убивали. В ночь на четверг террористы расстреляли в подвале школы более 20 заложников. Все это делалось, чтобы запугать остальных, подавить их волю. Нескольких человек бандиты застрелили прямо в спортзале. В том числе подростка, который вступился за первоклашек. Мальчишка крикнул в лицо боевику: «Не трогай малышей! Лучше убей меня!» Тут же прогремел выстрел
Те, кто провел более двух суток в школьном спортзале, рассказывают, что бандиты насиловали школьниц. Они выбирали самых красивых девочек и уводили их в соседний класс. Оттуда были слышны крики несчастных.
Несмотря на все эти зверства, командир боевиков продолжал уверять заложников, что не собирается никого убивать. Если, конечно, его будут слушаться. И если власти выполнят его требования. В четверг, 2 сентября, террористы сняли маски. Многие заложники обрадовались, решили, что раз бандиты показали свои лица, значит в их переговорах с властями наметился прогресс. Но вечером главарь заявил пленникам, что власти отказались предоставить им еду и воду. «Вы им не нужны! Им плевать на вас! Они обрекают вас на эти мучения!» -- кричал террорист. (На самом деле, это боевики отказывались принять воду и еду для заложников, о чем их неоднократно просили все парламентеры. -- Прим. )
Взрывчатка и боеприпасы попали в школу заранее. Они были спрятаны под новым полом в спортзале. Террористы заставляли мужчин и подростков срывать доски и доставать из тайников все, что там было спрятано. Минировали спортзал на глазах у заложников
На новом кладбище в числе первых похоронили погибших учителей. О них жители Беслана вспоминают с особой теплотой и благодарностью. Героизм, проявленный педагогами, спас жизни десяткам учеников. 32-летняя учительница начальных классов Анжела Варзиева привела 1 сентября в школу своего семилетнего сына Маирбека. Когда террористы стали загонять всех внутрь здания, Варзиевой удалось завести группу детей в свой класс и закрыть дверь. Учительница распахнула окно и принялась выбрасывать малышей на улицу. Так она спасла 15 детей, в том числе своего Маирбека. Мальчик сейчас находится в больнице.
Рядом с Анжелой похоронили 52-летнюю Галину Ватаеву. Учительница встала под пули, закрывая своим телом убегающих учеников.
Погиб в спортзале 74-летний учитель физкультуры Яннис Канидис, грек по национальности. По свидетельству очевидцев, он мог еще в самом начале бежать со школьного двора, но предпочел идти за своими учениками. Без этих детей Канидис не представлял свою жизнь. В 90-х годах Яннис выехал в Грецию, прожил два года в Салониках, но решил вернуться в Беслан. Несмотря на пенсионный возраст, продолжал работать. В спортзале, где прошла половина его жизни, он до конца отстаивал интересы заложников, защищал их, как мог. Увидев, что террористы готовятся взрывать мины, физрук попытался им помешать, но был застрелен на месте.
Российский спецназ не планировал штурм школы. Им, профессионалам, сразу стало ясно, что этого делать нельзя, так как будет много жертв. Задача стояла вести переговоры, любой ценой убедить боевиков отпустить хотя бы детей. Любое действие могло спровоцировать террористов. Поэтому бойцы спецподразделения «Вымпел» вели себя крайне осторожно. Заложники рассказали, что по чудовищному совпадению, один из фугасов сорвался с липкой ленты, которой они прикручивали мины в спортзале, именно в тот момент, когда в школу зашли первые спецназовцы, чтобы забрать трупы погибших. Грянул взрыв, террористы решили, что начался штурм, и открыли огонь. А потом принялись взрывать остальные бомбы. В этой обстановке бойцы-профессионалы забыли обо всех правилах ведения боя. Они видели перед собой одну задачу -- спасать детей! Им пришлось повернуться к пулям спиной. Всегда в любой стране при освобождении заложников спецгруппы сначала ликвидируют террористов. В Беслане бойцы закрывали собой убегающих пленников. Десять спецназовцев были убиты, 35 получили огнестрельные ранения Когда все закончилось, те бойцы «Вымпела», кто уцелел в этом кошмаре, собрались в одном из городских кафе. Они сидели за столиками на улице и успокаивали нервы коньяком и кофе. Начальство их не трогало