Події

Купив сразу несколько полисов, мошенники выуживали деньги у страховщиков, каждый раз все сильнее разбивая… Один и тот же автомобиль

0:00 — 10 вересня 2004 eye 225

В Украине к следующему году ожидается бум автострахового аферизма, и пятая часть страховых выплат может оказаться у нечистоплотных дельцов

С первого января 2005 года всем автомобилистам, хочешь не хочешь, а придется выложить от ста до трехсот гривен за автостраховку. Избежать лишних трат поможет опыт ушлых страховых агентов, продающих фальшивые «зеленые карты», обязательные для выезда за границу. Эти ребята давно наработали надежные мошеннические схемы. Самый простой способ сэкономить -- подделать страховой полис. К примеру, агент может предложить вам оформить его на бланке, который уже списан как испорченный или утерянный. Или указать в той части полиса, которая остается у вас, совершенно иные данные, нежели на той, которую он сдает в страховую компанию.

Как говорят эксперты, страдать от такого преступного единения народа и страховых агентов будут страховые компании. В случае обязательной страховки гражданской ответственности (возмещающей ущерб, который причинен третьим лицам -- чужим машинами или пешеходам) страховщики так или иначе обязаны выплатить пострадавшим деньги, независимо от того, фальшивый полис или настоящий. Не дожидаясь начала бума, страховые компании усиливают свои службы безопасности.

«Виновник аварии платит пострадавшему половину суммы и просит забыть о его существовании»

Начальника службы безопасности страховой группы «ТАС» Виктора Михайловича Бондаря -- считают одним из лучших профессионалов в стране по раскручиванию мошенничества со страховкой.

-- Виктор Михайлович, говорят, что за границей мошенники выуживают из страховых компаний десять процентов от общего числа выплат страховых выплат…

-- Гораздо больше. В Восточной Европе пятьдесят процентов дорожно-транспортных происшествий сфальсифицировано. В России -- 25--35. У нас страховой рынок еще не очень развит, и доля выплат мошенникам составляет от семи до двенадцати процентов. Пока самым болезненным для нас являются липовые аварии. Мы теперь установили себе правило: служба экономической безопасности обязательно выезжает на место ДТП, и наши работники составляют протокол.

-- Но человек может сообщить вам об аварии в течении трех дней…

-- Правильно. Часто мы приезжаем, когда машин на месте происшествия уже нет. Или есть, но только одна. Возле нее стоит хозяин и говорит приблизительно следующее: «Врезался в меня какой-то автомобиль, номеров я не запомнил, марки автомобиля тоже не заметил. После столкновения машина скрылась». Что же произошло на самом деле? А то, что после аварии никто и не думал скрываться. Виновный водитель предложил расплатиться сразу. Возможно, не в полном объеме, а только наполовину. Пострадавший ведь все равно получит возмещение от страховой компании. Взамен виновник аварии просит забыть о его существовании, чтобы страховая компания не имела возможности взыскать с него сумму ущерба…

-- И как с этим бороться?

-- Я высылаю на место сотрудника, и он опрашивает свидетелей -- бабушек, которые сидят на скамеечках, жителей домов, чьи окна выходят на дорогу. И очень часто свидетели находятся. Они и рассказывают как все произошло: столкнулись две машины, водители постояли поговорили, расплатились, потом одна машина уехала, а вторая осталась ожидать милицию. После того, как мы стали так работать, количество случаев мошенничества уменьшилось.

-- Какую же ценность имеют показания бабушек со скамеечек? Тем более собирает их не милиция, а страховая компания?

-- Пока человек уверен, что у нас нет изобличающих его фактов, он ведет себя агрессивно и требует заплатить ему деньги. Когда же он чувствует, что нам все известно, то уже ничего не требует, может просто больше не появится.

-- А если он начнет судиться?

-- Были у нас и суды. Первое время, пока не набрались опыта, мы их часто проигрывали. Обратился к нам как-то хозяин БМВ. Ехал он из Киева в Пущу-Озерную. Дело было ночью, парень не справился с управлением и врезался в бордюр. Страховая выплата -- около ста тысяч гривен. Начинаем проверять эту историю. Выезжаем на место происшествия -- показывай, где разбил машину. Он морщит лоб, говорит, что точно не помнит. Простите меня, если вы разбились, место аварии потом два года в страшных снах вам являться будет. А он улыбается, не помнит -- и все! И тут мы выкапываем любопытный фактик: выясняется, что машина в Киев перевозилась не тем эвакуатором, который указан в документах. Почему хозяин БМВ соврал? Проходит два дня, и к эвакуаторщику вдруг возвращается «память». Вспомнил, говорит, это я его перевозил. В общем, мы почувствовали, что дело подставное. Но ничего, к сожалению, доказать не смогли. Заплатили сто тысяч, но предупредили, что застраховаться хозяину БМВ в будущем вряд ли где-то удастся…

«Теперь очень трудно застраховать машину сразу в нескольких компаниях»

-- Ну а как ведут себя те мошенники, которым вам удалось не заплатить?

-- Как правило, эти люди к нам больше не обращаются. Они бегут в другие компании и жалуются: вот, мол, обманщики -- не заплатили нам! А «обиженные» мошенники из тех компаний бегут к нам. Поэтому в последнее время к жалобщикам у всех страховщиков повышенное внимание. Бороться с мошенниками одной страховой компании очень тяжело. Сейчас порядка шестнадцати ведущих компаний организовали общую базу данных. Это не «черный список». Мы не пишем, что люди, попавшие в него, мошенники. Мы просто указываем конкретную страховую ситуацию. В базе уже около семисот страховых случаев. И теперь очень трудно застраховать машину сразу в нескольких компаниях. А ведь раньше это был прибыльный бизнес. Не так давно раскрыли целую преступную группу. Они, кстати, и у нас страховались…

-- Как же удалось их накрыть?

-- Случайно. Они получали деньги по очереди в каждой компании и каждый раз все сильнее разбивали машины. В последней компании, куда они обратились, сотрудник был ошарашен: как можно было так искалечить автомобиль?! Он взял и позвонил своему приятелю в другую компанию: слушай, говорит, к нам такая удивительная машина пришла -- и давай подробности перечислять. А тот, услышав это, аж на стуле подскочил! Так их и накрыли. Но чаще всего мошенники-профессионалы работали по «зеленой карте». В одной соседней стране был перекресток, на котором постоянно разбивались украинские машины. Причем исключительно дорогие. И регистрировал эти аварии один и тот же полицейский! Волей-неволей нам приходилось платить. Не будешь же посылать каждый раз за границу экспертную группу. Но в конце концов мы возбудили там уголовное дело. Полицейского с перекрестка убрали. Оказалось, что машины, которые фигурировали в авариях, вообще из Украины никуда не выезжали. Тем не менее за границу шли огромные страховые платежи.

-- Ужас, сколько у нас нечестных людей!

-- Ну не все стремятся обмануть компанию. Часто люди попадают в трудную ситуацию и хотят как-то из нее выкрутиться, чтобы потратить меньше денег. В большинстве своем это не профессиональные мошенники, поэтому не продумывают деталей преступления и легко попадаются. Правда, и страховые компании до недавнего времени были не столь бдительны. Встречаются, к примеру, двое приятелей. У них одинаковые машины, только у одного целая, а у второго -- разбитая. Они вешают на целую машину госномера от разбитой и едут страховаться. Страховой агент-лопух и номера кузова не сличает, оформляет страховой полис. Через неделю хозяин битой машины звонит в компанию: «Извините, у меня ДТП»!

«Шансов найти угнанный автомобиль своими силами не так уж много»

-- Расскажу еще об одном случае, произошедшем в маленьком городке с директриссой крутого ресторана, -- продолжает Виктор Михайлович. -- Шестнадцатого числа у нее закончилась страховка. Семнадцатого она сообщает нам об аварии. Теперь обстоятельства дела: директриса едет на машине, машина ломается. Она ее оставляет на улице, берет такси и отправляется дальше по делам. На следующий день заезжает за машиной и находит ее разбитой. Под стеклом записочка с номером телефона. Она вызывает ГАИ. Приезжает свидетель (тот, кто оставил записочку. -- Авт. ) и рассказывает, как неизвестная «Волга» врезалась в машину директриссы. Очень детально описывает внешность водителя «Волги», вплоть до веснушек и цвета галстука. А вот номер «Волги» он не запомнил! Подозрительно? А директрисса показывает инспекторам разбитое ветровое стекло, сработавшие подушки безопасности. Как могут в стоящей машине сработать подушки безопасности?! И как может разбиться ветровое стекло, если в автомобиле никого нет? Кроме того, почему на асфальте нет следов осколков, отлущившейся краски? Но что делать, работники ГАИ должны составить протокол и записать показания свидетеля. Кстати, суд по этому делу не принял во внимание наши замечания и обязал выплатить директрисе страховку…

-- Можно дать совет мошенникам: ребята, липовые аварии организуйте в безлюдных местах! Лесах, рабочих зонах. И запасайтесь своими свидетелями.

-- Вы все правильно говорите, но и это сейчас им не поможет. Страховые компании начинают предлагать своим клиентам черные ящики, чтобы было ясно, в какое время произошла авария. Наподобие тех, что устанавливают в самолетах. Многие соглашаются…

-- Если машину угнали, черный ящик не поможет!

-- Вы правы, в случае угона доказать мошенничество очень тяжело. Хотя подозрения возникают часто. Они начинают закрадываться, когда угоняют машину, в которой остались документы, ключи. Иногда настораживают и случаи, когда водителя просто выбрасывают из машины. Показатель -- поведение пострадавшего. Было у нас такое: парень даже не пытался нам помочь, с трудом его упросили рассказать, как все произошло, описать внешность преступников. Он твердил: мол, его уже в милиции достали с расспросами, давайте скорее платите деньги -- и все… Доказать мы ничего не смогли.

-- Говорят, у служб безопасности есть выходы на «авторитетов», которые знают профессиональных угонщиков и могут подсказать в самом ли деле машину угнали…

-- Оставлю это без комментариев. Скажу только, что мы в самом деле проводим собственное расследование. Пользуемся услугами информаторов. Нет такой вещи, которую можно скрыть. К примеру, иногда угнанные машины перекрашиваются, а значит, можно спросить покрасчика Петю, проходила ли через его руки подобная машина. Но шансов найти автомобиль своими силами не так уж много. Нам пока это не удавалось…