Події

Расширение магистрали через остров хортица в запорожье в десять раз уменьшит выброс автомобильных газов

0:00 — 16 вересня 2004 eye 294

Для Запорожья необходимость строительства дополнительных мостовых переходов стала очевидной еще четверть века назад, когда на правом берегу вырос 200-тысячный микрорайон Хортицкий. Большинство промышленных предприятий сосредоточены на левой стороне реки. Добраться же в промзону и центр города с Хортицкого можно только двумя путями -- через плотину Днепрогэса и мосты Преображенского (названные по имени архитектора). Если учесть, что через город проходят основные грузовые и пассажирские потоки, связывающие восточные и южные направления Украины с западными регионами, можно представить, какая нагрузка ложится на мосты и плотину. За последние четыре года интенсивность движения увеличилась в восемь раз -- в сутки по каждому из переходов в обоих направлениях переправляется более 190 тысяч человек. Для сравнения: в соседнем Днепропетровске, где сложилась аналогичная ситуация, пять мостов.

Четырежды, начиная с 1978 года, запорожские власти возвращались к идее возведения дополнительной автотранспортной магистрали через Днепр, разработав семь вариантов мостовых переходов. Камнем преткновения (кроме отсутствия средств на строительство) каждый раз становилась забота об экологическом состоянии острова Хортица, по которому должна пройти магистраль. Многие были против такого варианта, угрожавшего «здоровью» Национального заповедника «Хортица». Ситуация сдвинулась с мертвой точки только в 2001 году -- государство выделило деньги на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства мостового перехода. Не один месяц ушел на рассмотрение документации всеми заинтересованными министерствами, и наконец Кабинет министров Украины утвердил ТЭО, выделив на подготовительную стадию проекта 14 миллионов гривен. На эти деньги провели археологические, гидротехнические, геодезические и геологические исследования. Остановились на варианте, предусматривающем прохождение новых мостов в нескольких сотнях метров от мостов Преображенского.

Как заверили запорожцев специалисты киевского института «ДIПРОМIСТО», расширение автомагистрали через остров Хортица не нанесет вреда заповеднику и даже уменьшит выброс автомобильных газов в 10 раз. Альтернативные проекты мостового перехода, согласно которым он бы проходил вне Хортицы, также были рассмотрены и внесены в генеральный план развития Запорожья. Ведь город растет, не исключено, что через 10--15 лет вновь возникнет необходимость в строительстве переходов, связывающих днепровские берега авто и железнодорожных мостов.

Сейчас строители киевского АО «Мостострой», выигравшего тендер на реализацию проекта, готовят временную строительную базу на территории правобережной Кривой Бухты, где в ближайшее время начнут собирать плавучие краны грузоподъемностью 1200 и 150 тонн. Именно с их помощью будут доставляться по воде и монтироваться железобетонные и металлические конструкции двух мостов. Длина первого -- вантового -- перехода, который перекинут с левого берега на Хортицу, составит 660 метров. Арочный мост через Старый Днепр (с Хортицы на правый берег) -- 260 метров. Общая стоимость строительства новых запорожских мостов составит 1, 76 миллиарда гривен. В этом году запорожцы должны освоить 85 миллионов. Для ведения подготовительных работ уже поступил первый транш -- 13 миллионов гривен. Строительство рассчитано на шесть лет. Это значит, что на протяжении длительного периода четверти населения города гарантирована работа. Премьер-министр Виктор Янукович, заложивший первый камень на месте строительства будущего моста, утвердил недавно своим распоряжением «Титул строительства автотранспортной магистрали через Днепр», а также сроки, объемы, источники финансирования на весь период работ.

Запорожский мэр Евгений Карташов, который уже три года «пробивает» новые мосты, говорит, что обязательно напишет книгу «Как казаки за мост воевали», где расскажет, как запорожцы отстаивали свое право строить мосты, кто помогал, а кто создавал всевозможные преграды. Ведь чтобы начать строительство, понадобилось собрать около тысячи(!) самых разных согласований в министерствах и ведомствах.