Події

«почти каждый львовский лев посвящен какому-либо знаменитому горожанину», -- уверяют местные краеведы

0:00 — 21 вересня 2004 eye 215

Нынче каждая из 250 уникальных исторических скульптур нуждается в реставрации

Во Львовском горисполкоме одна из местных туристических фирм зарегистрировала турмаршрут с оригинальным и заманчивым названием «Охота на львов». Естественно, речь идет не об экзотическом сафари, а о… фотоохоте. Каждого туриста, приезжающего во Львов, поражает архитектура этого средневекового города и многочисленные скульптуры львов на его улицах. Вот фирма и решила показывать туристам наиболее именитых и красивых «царей зверей». Правда, внешний вид некоторых из них пока оставляет желать лучшего.

-- Только из бюджета города на проведение реконструкции архитектурных памятников выделяется более 2,6 миллиона гривен, -- сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Львовского горсовета. -- Часть работ уже проведена. Например, недавно были отреставрированы скульптурные композиции на площади Рынок, а также львы, стоящие перед входом в мэрию.

-- Вы не обращали внимания на то, что большинство львов внешне чем-то напоминают людей? -- заметили местные краеведы братья Петр и Иван Радковцы. -- Существует красивая легенда, имеющая под собой реальные основания, что львы -- запечатленные в камне львовяне, каждый из которых сделал для своего города что-то значимое. Это и правители, и герои, и просто выдающиеся горожане.

Говорят, один раз в году ночью львы собираются в только им известном месте. Ведет достойное собрание самый старый из них -- основатель города, запечатленный на гербах Львова. Вот уже многие столетия он охраняет мэрию. По обе стороны от него -- львы c площади Рынок -- бывшие бургомистры. На почетном месте восседает лев с Высокого Замка. Он хоть и был обычным горожанином, но в свое время не пожалел жизни, спасая от разбойников бургомистра. После гибели героя в его честь возле ратуши на высоком основании поставили каменного льва, который держит в лапах щит с надписью «От благодарных львовян».

Когда на собрании все стихает, появляется лев-вещун, служивший в свое время флюгером, а теперь скучающий в музее. О его исключительности свидетельствуют золотой блеск и корона. В свою бытность человеком он заслужил уважение за то, что умел предвидеть наводнения, пожары и прочие беды. Старые люди рассказывают, что в средневековье, когда ко Львову приближались враги, лев-вещун указывал, откуда следовало ждать нападения. Почти как золотой петушок в сказке Пушкина! Кстати, на собрании он напоминает о своем верном помощнике -- маленьком мальчике, однажды заметившем вражеские отряды, направлявшиеся к городу, и успевшем предупредить горожан о надвигавшейся беде.

Вход к месту тайного собрания охраняют два мраморных льва -- бывшие храбрые воины, погибшие при защите ворот города.

Не обходится на собрании и без шуток, как правило, над двумя братьями -- известными мастерами по изготовлению седел. При жизни они были настолько дружны, что на перекрестке улиц Галицкой и Староеврейской горожане поставили в их честь льва с одной головой и двумя туловищами.

Тише всех из присутствовавших ведет себя лев из пещеры Святоюрской горы, никогда не видевший дневного света. Давным давно он был воином, правителем могущественного государства, но потом отрекся от мира и стал первым львовским монахом.

Единственный, кто не приходит, а прилетает на место общей встречи, это крылатый лев-иностранец, держащий в лапах книги. Раньше он много путешествовал, но из всех городов мира выбрал для жительства Львов. Став консулом, он приглашал в столицу Галичины купцов из множества стран, привозивших в город богатые караваны товаров.

Ни одно собрание не обходится без застолья. Угощает всех лев- корчмарь, не выпускающий из пасти виноградную лозу. Когда-то он был весельчаком, и его корчму на улице Русской знали все горожане. Там всегда помогали нищим и кормили голодных.

-- О чем львы говорят на собрании? Да мало ли о чем! -- рассуждают братья Радковцы. -- Может быть, спорят о современном архитектурном обличии Львова, или грустят, когда кто-нибудь из них не приходит на традиционную встречу, исчезнув навсегда вместе с очередным старинным домом. Ведь сколько львов было создано в честь выдающихся музыкантов, художников, писателей, деятелей культуры, меценатов! Причем, не только каменных. Наверное, на эти ночные встречи они бы шли не только на каменных, а и на деревянных, стеклянных, бумажных и шелковых лапах, чтобы под утро возвратиться на львовские площади, улицы, музеи, в квартиры.