20-летняя девушка полгода сидела на диете, после которой ее вес стал всего 18 (! ) килограммов

0:00 — 30 вересня 2004 eye 535

Когда больная уже не могла подняться с постели, ее госпитализировали. Врачи бьют тревогу: многие девочки, пытаясь походить на моделей, доводят себя до истощения

Чтобы не было больно сидеть на стуле, Алена подкладывает подушку

-- Я сама придумала себе диету: ягоды, сок и пачка чипсов в день, -- рассказывает Алена. -- Глупая диета. Поначалу очень хотелось есть, но я развивала у себя силу воли. Подруга меня подбадривала: мол, потерпи немного, скоро втянешься. Правда, позже она уже говорила, что я переборщила.

Алена (имя девушки изменено. -- Авт. ) попала в отделение реанимации Киевской городской психоневрологической больницы N 1 два месяца назад. При росте 165 сантиметров она весила всего 18 килограммов. Девушка не могла не только подняться с постели, но даже перевернуться на бок. За время лечения Алена набрала четыре килограмма и уже сама может дойти из палаты в кабинет психотерапевта. Правда, она приходит со своей подушкой и кладет ее на стул, чтобы он не казался таким жестким.

С врачами и их пациенткой мы беседуем в больнице.

-- А когда Алену выпишут домой? -- спрашиваю врача.

-- Когда она наберет хотя бы килограммов десять.

Девушка забеспокоилась:

-- Мне такого не говорили. Я думаю, главное, чтобы я себя хорошо чувствовала. Десять килограммов -- это слишком много! Я уже в норме.

-- У Алены идея похудеть -- это не временный отказ от еды, а образ жизни, -- рассказывает заведующая отделением реанимации Киевской клинической психоневрологической больницы N 1 Инна Дробот. -- Если девушку не остановить, она будет худеть, пока сможет жить. К 28--30 годам эта идея сама собой утратит свою актуальность, и женщина не будет так сильно ограничивать себя в еде, но не допустит появления лишнего веса. Нервной анорексией чаще страдают молоденькие девушки. Алена поступила к нам в тяжелейшем состоянии: из-за длительного голодания у нее развилась дистрофия всех внутренних органов. В течение года, а то и более длительного времени, у девушки было хроническое голодание мозга, поэтому она не может осознавать происходящее. Когда Алена попала к нам, у нее кости были обтянуты кожей, видны даже впадинки и бугорки в костях, сосудики. Однако Алена, глядя в зеркало, нравилась себе такой. У этих больных полностью отсутствует критическое отношение к собственной внешности. Их очень трудно переубедить. Поэтому в начале лечения, когда нужно спасать человеку жизнь, нам приходится силой заставлять его есть. И когда эти девочки съедают свою порцию, то при этом горько плачут.

-- Алена, какая у тебя любимая еда?

-- Булочки.

-- Почему ты решила сесть на диету?

-- Мне назначили гормональное лечение, а я слышала, что из-за этих лекарств поправляются. Я испугалась, что, располнев, буду похожа на шарик и перестану нравиться ребятам. Тогда и решила ограничить себя в еде. С мамой ссорилась из-за этого, украдкой выбрасывала еду.

Алена покупала слабительные средства и съедала в день по четыре таблетки. Когда мама заметила, что дочка «тает» на глазах, обратилась к гастроэнтерологу. Алена лечилась в больнице от гастрита, но безрезультатно, потому что все время втайне от врачей принимала слабительные лекарства.

В 30 процентах случаев страдающих нервной анорексией спасти не удается

-- К сожалению, пациентки нередко проходят мимо психотерапевтов, лечатся у гастроэнтерологов, эндокринологов, -- продолжает Инна Дробот. -- Они «водят за нос» родителей и врачей, симулируя другие болезни. Мама Алены сначала тоже противилась госпитализации дочки в наше отделение. Но девушка была в таком тяжелом состоянии, что ей нужно было спасать жизнь. Алене назначили белковые и энергетические препараты, микроэлементы и витамины, лекарства, улучшающие работу мозга, чтобы у нее появилась способность анализировать происходящее. Составляем такую диету, чтобы пациентка получала в сутки не менее двух тысяч калорий. Для Алены такой рацион -- это трагедия. Такие девушки делают все, чтобы не поправиться: «случайно» переворачивают тарелку с едой, пытаются вызвать рвоту. Поэтому персонал следит за этими больными.

В прошлом году мы не смогли спасти девочку, у которой тоже была нервная анорексия. Голодание для растущего организма чревато тяжелыми нарушениями. Происходят органические изменения в головном мозге, развиваются гастрит, язвенная болезнь, нарушения в работе щитовидной железы. Чем в более раннем возрасте девочки начинают худеть, тем больше вероятность, что детородная функция будет недоразвита.

В группе риска девочки-подростки. Как это ни странно, но в транспорте гораздо чаще можно услышать разговоры о диетах от худеньких школьниц, чем от взрослых женщин, страдающих избыточным весом. Мысль о похудении может прийти после того, как кто-то назвал девочку толстушкой. Некоторые попадают под влияние журналов. Девочки стремятся любой ценой соответствовать образу модели с обложки. В печатных изданиях они могут прочитать о диете, получить информацию о препаратах, помогающих снизить вес. К сожалению, зачастую родители обращают внимание на дочку, когда она уже заметно похудела.

-- Анорексия -- это невротическое расстройство, которое в 30% случаев имеет смертельный исход, -- говорит заведующий центром психотерапии и медицинской психологии Леонид Юнда. -- Теперь модно быть худой. Неуверенной в себе молоденькой девочке кажется, что, если она изменит свою внешность, то решит все проблемы. Почти у всех наших пациенток родители конфликтуют, а ребенок очень болезненно это переносит. Он получает разные установки от папы и мамы, поэтому не знает, как ему реагировать. Все это -- благотворная почва для развития зависимой личности. Некоторые могут пристраститься к алкоголю, наркотикам. Девочки становятся зависимыми от идеи быть худой. Трудно представить, насколько идея похудения может завладеть ребенком, но девочек не останавливают ни тошнота, ни головокружение, ни боль. Одна наша пациентка, если срывалась и съедала пирожное, наказывала себя: десять раз бегала по лестнице на пятый этаж. Еще одна из причин развития нервной анорексии у девочек -- страх перед изменением строения тела, беременностью, сексуальностью. Разобраться в ситуации и помочь ребенку может только специалист.

-- Сделать так, чтобы Алена набрала вес, несложно. Но если не избавить ее от навязчивой идеи, эффект будет непродолжительный, -- добавляет врач-психотерапевт Евгений Онищенко. -- Мы применяем метод внушения. Когда Алена будет готова, станет посещать сеансы групповой терапии. Здесь она сможет увидеть себя со стороны, объективно оценить. Работа с зависимыми людьми длительная, требует активного участия родственников.

Когда родители замечают, что дочка отказывается от еды, не садится обедать с семьей, маме нужно с ней откровенно поговорить: объяснить девочке, что ее незначительная полнота естественна в таком возрасте.

Если действительно есть проблема с лишним весом, то нужно вместе с дочкой и врачом составить грамотную диету, которая не навредит растущему организму. Можно записать ребенка в бассейн или на лечебную физкультуру.

Если же родители заметили, что похудевшая девочка сразу после еды идет в туалет, просит деньги на лекарства, очищающие организм, истязает себя физическими нагрузками, следует обратиться за помощью к психотерапевту.