Культура та мистецтво

Фанни ардан: «жерар депардье -- один из главных людей в моей жизни»

0:00 — 6 квітня 2004 eye 493

Звезда французского кино впервые побывала в Киеве

Обворожительная брюнетка Фанни Ардан провела в Киеве три дня. Выучила несколько фраз на украинском языке, шокировав вопросом «Як справи?» публику, собравшуюся в Национальной опере на открытии французского сезона в Украине, и составила свое мнение об украинских женщинах. Чуть-чуть раньше приехав в столицу, Ардан застала бы здесь своего давнего друга Жерара Депардье. Кстати, последнее время пресса приписывает им бурный роман. Честно говоря, рыжеволосого винодела-актера можно понять. Фанни выглядит потрясающе!

Хрупкая француженка никогда не изменяла своей любви к черному цвету. Пальто, сумочка, плотные колготки и лодочки на шпильке -- все в наряде Ардан соответствовало ее изысканному вкусу. Трикотажное платье, в котором актриса появилась перед журналистами, подчеркивало ее стройную фигурку, как и глубокое декольте. Фанни призналась, что счастлива, и не было причин в этом усомниться. Она нервно постукивала по столу своими длинными тонкими пальцами без маникюра, периодически отправляя их… в рот. Обаятельно улыбаясь, Ардан чуть-чуть покусывала кончик мизинчика с массивным серебряным кольцом. Кстати, точно такое же, только золотое, было на другой руке Фанни, правда, на безымянном пальце. Актриса говорила, негромко растягивая слова и заставляя к себе прислушиваться. Фразу «шерше ля фам» поняли все собравшиеся, вопросы о Жераре Депардье вызвали у Ардан легкую улыбку и замешательство, а признание звезды в собственных комплексах -- вздох облегчения у собравшихся. Значит, и звезды -- обычные люди. Даже французские…

«Если режиссер предлагает актеру роль, значит, он его хочет»

-- … Разница между звездой и актрисой такая же, как между мылом и духами, -- призналась Фанни. -- Духи -- это роскошь, а с мылом ты живешь каждый день, просто не можешь без него обходиться. Так что… решайте сами.

-- Неужели разгадали тайну своей профессии?

-- Суть актерства -- в самом деле загадка. И причины, по которым ты становишься актером, до конца не известны. Но я всегда считала, что моей профессией движет удовольствие. А самая большая опасность, которая подстерегает меня на этом пути, -- потерять свою душу.

-- Своей самой значимой картиной вы по-прежнему считаете знаменитую «Соседку» с Жераром Депардье?

-- Этот фильм действительно стал для меня определяющим. Ведь до него я была театральной актрисой. О кино и не задумывалась. Но, когда получила предложение от режиссера Франсуа Трюффо сыграть в художественной картине, надо было выбирать между работой в театре и в кино. И я выбрала… Этот фильм стал для меня подарком судьбы.

(Во время съемок «Соседки» между Фанни и режиссером Трюффо разгорелся бурный роман, у них родилась дочь Жозефина. Они прожили в гражданском браке несколько лет до самой его смерти в октябре 1984 года. Ему было всего 52 года. -- Авт. )

-- Она всегда была к вам столь благосклонна?

-- По крайней мере, я всегда верила в фильмы, в которых снималась. И каждый раз приходила на съемки с улыбкой. Лишь потом оценивала -- это успешная или провальная картина. Но все равно никогда ни о чем не жалела. Во время съемок я счастлива! Я всегда считала, что лучше сниматься в фильмах, прислушиваясь к своему инстинкту, не строя никакой стратегии. Ошибиться в стратегии гораздо больнее, чем в своих ощущениях.

-- Но ведь, помимо ощущений, есть еще и зависимость от режиссера…

-- Актер действительно зависит от желания режиссера. И это несправедливо. Таковы правила игры. Но зато эта игра… возбуждает. Если режиссер предлагает актеру роль, значит, он его хочет. И в этом для меня уже половина дела. Актеру нужны любовь и теплота, благодаря которым у него вырастают «крылья». И каждый раз, снимаясь у нового режиссера, я вступаю в новый мир. Безумно интересный…

-- Вы ведь и сами решили попробовать себя в качестве режиссера.

-- О да! Проект «Пари жетем» появился в моей жизни, как подарок. Один продюсер предложил двадцати режиссерам снять 20 любовных историй, действие которых будет происходить в 20 округах Парижа. Когда мне предложили принять в нем участие, я рассмеялась: «Ведь я не режиссер!» Но рядом со мной должны были снимать великие Годар, Вуди Аллен, и я согласилась. Как на своеобразное упражнение в стиле. У проекта были четкие правила. Каждый фильм должен длиться не более пяти минут, и действие происходит в районе, где я живу. Я действительно написала короткую историю любви и скоро собираюсь приступить к съемкам.

«Лежа на Катрин Денев, все время про себя повторяла: «Я не такая уж худая»

-- В картине «8 женщин» у вас есть довольно откровенная сцена с Катрин Денев, когда вы, пардон, лежа на ней, страстно целуетесь…

-- А-а-а! На съемках этой картины было безумно интересно. Франсуа Озон, снимавший этот фильм, очень сильная личность. Он пользовался нами всеми (в картине снимались еще Изабель Юппер, Эмманюэль Беар. -- Авт. ) в зависимости от положительных и отрицательных качеств. Коктейль получился успешным, потому что все занимались своим делом. А что касается Катрин… Мы были очень робкими, снимали мало дублей. Помню, лежа на Катрин, все время про себя повторяла: «Я не такая уж худая… »

-- Есть фильм, в котором вы сыграли полную свою противоположность?

-- У Алена Рене в картине «Любовь до смерти» я сыграла роль очень щедрой, доброй, открытой и абсолютно не эгоистичной женщины… Я всегда считала, что роли, которые играешь, оказывают совершенно непредсказуемое влияние на тебя саму. Одна из моих первых реплик в «Соседке»: «Что-то во мне отстраняет людей от меня… » Наверное, это относится и ко мне, настоящей…

-- У вас трое дочерей с очень редкими именами…

-- Каждую из них я назвала в приключенческо-романтическом стиле. Люмир в переводе со старофранцузского означает «свет». Жозефина -- это Жозефина Беккер, Баладин -- польское имя. Я впервые услышала его, читая один французский роман…

-- Они советуются с вами в отношении своих поклонников?

-- Конечно, у меня есть мнение о каждом из возлюбленных моих дочерей. Но… пусть дети живут своей жизнью. А я просто стою рядом, чтобы помочь, когда им тяжело. Мне кажется, я научила своих дочерей одной очень важной вещи -- свободе. Остальное у них от природы.

-- Вам приходилось жертвовать детьми ради карьеры?

-- Такие итоги своей жизни я еще не подводила. Я всегда жила беспорядочно. И, наверное, кое-что в своей личной жизни и профессии проваливала. Но, как Эдит Пиаф, могу с полной уверенностью сказать: я НИ О ЧЕМ не жалею.

-- Французские женщины всегда считались самыми непостижимыми в мире…

-- Ничего не могу об этом сказать. Французская женщина кажется какой-то необыкновенной, когда смотришь на нее со стороны. Но самой себе она совершенно понятна. Зато я потрясена украинками. Это сильные и смелые женщины. О таких итальянцы говорят: «Браво!» По-моему, у украинок очень светлые лица. Вы можете мне возразить…

-- Наоборот, это приятно… Вы достигли гармонии с самой собой?

-- Категорически НЕТ! Гармония меня не интересует.

-- Даже в любви?

-- Когда кого-то любишь, рациональная сторона не играет никакой роли. По крайней мере, у меня.

«В юности я считала себя просто уродиной»

-- Вы спонтанный человек?

-- Для меня одно из положительных качеств -- умение бросаться вперед. Я больше верю в инстинкт, чем в разум. Мне нравится покаяние, а не раскаяние. Поверьте, я не заложница своей славы. Самое главное в моей жизни -- играть. Отношения с обществом -- это тоже игра. Как сейчас с вами, журналистами. Мне интересно отвечать на вопросы, которые, например, никогда не задают мужчины за столом в ресторане.

-- О чем же они спрашивают?

-- В обычной жизни не задают серьезных вопросов. А мужчины… Я их просто слушаю.

-- Тогда, наверное, режиссеру довольно просто уговорить вас на очередные съемки…

-- Я никогда не иду к режиссеру, даже которого обожаю, с закрытыми глазами. Потому что для меня высшая печаль -- сниматься у великого режиссера в роли, которая мне не нравится. Лучше переждать, чем попрощаться со своей мечтой.

-- Даже при блестящем актерском составе?

-- Это уже сложнее. Действительно, я играла порой лучше благодаря моим партнерам. Я верю в алхимию, которая имеет место на съемках. Есть актеры, благодаря которым забываешь о камере.

-- Вам приходилось влюбляться в партнера?

-- В партнера влюбляешься по-детски. Это значит, что ты не хочешь ничего с этим человеком строить. Но когда два месяца подряд вы каждый день вместе, то, конечно, он становится главным человеком в твоей жизни. На какое-то время. Но ничего общего с настоящей жизнью это не имеет. Просто я всегда считала, что актера легче любить, чем ненавидеть. Иначе камера в какой-то момент все равно «украдет» твое отношение к нему.

-- Но от любви до ненависти один шаг…

-- Я предпочитаю думать наоборот.

-- В ваших взаимоотношениях с Жераром Депардье тоже так было?

-- Да вы в курсе всего! Жерар -- одним из главных людей в моей жизни. Иногда журналисты лгали, когда писали и говорили про нас. Иногда были пророками… Больше ничего не скажу.

-- Вы ходите в кино?

-- Как только не снимаюсь, начинаю ходить в кино. И во время отпуска, когда остаюсь дома в Париже. На самом деле, мне с начала моей карьеры твердили о кризисе французского кино. А по-моему, оно очень живое. Может, разве что с трудом экспортируемое. Но нельзя забывать, что Франция -- третья страна в мире по производству фильмов. Французское кино есть, и, слава Богу, его поддерживает государство.

-- Не откроете секрет своей красоты?

-- Поверьте, я не смотрю на себя вашими глазами. А в юности считала себя просто уродливой. Начала создавать себя сама и победила…

-- Звучит оптимистично.

-- А я всегда отдавала предпочтение настоящему моменту. Никогда не задумывалась о том, что будет или чего не будет. Придерживаюсь теории: жить надо так, как будто это последний твой день. Так и живу…