Події

Исполняющий обязанности главврача свалявской районной больницы попытался наладить систему взяточничества среди своих подчиненных

0:00 — 8 квітня 2004 eye 711

Суд приговорил его к штрафу в одну тысячу гривен, и… восстановил в прежней должности

Перспективный хирург занял пост заместителя главврача Центральной районной больницы Свалявы по амбулаторно-поликлинической работе, когда ему не было и 32-х. Через месяц врач (к тому же депутат районного совета), становится исполняющим обязанности главного врача, а еще через несколько недель уже был готов приказ о его назначении на эту должность. Все, что оставалось доктору, чтобы стать руководителем ЦРБ, -- это пройти утверждение в районной государственной администрации. Однако сделать это он не успел.

Боясь ответственности, «сборщик средств» обратился в СБУ

Согласно материалам уголовного дела, базирующимся на показаниях потерпевшего и многочисленных свидетелей, шестого июля прошлого года исполняющий обязанности главврача Свалявской районной больницы вызвал к себе заведующего стоматологическим отделением Тиберия Островку и потребовал, чтобы работники отделения (включая заведующего) ежемесячно сдавали ему по 40--50 гривен за… «крышу». Когда Тиберий Островка поинтересовался, что такое «крыша», и нужна ли она стоматологам, начальник пригрозил ему увольнением с работы. Разговор проходил в столь категоричной форме, что намного старший по возрасту и стажу работы заведующий отделением не отважился возражать и пообещал посоветоваться с коллективом. На следующий день он собрал подчиненных. Медики недоумевали: как подобные требования согласуются с моральными убеждениями и. о. главврача. Дело в том, что тот был пастором одной из местных протестантских христианских общин.

Однако споры с начальством, как известно, до добра не доводят, поэтому подчиненные стали вносить в общую кассу свою долю. Заведующий стоматологическим отделением прекрасно понимал, что если информация о «взносах» дойдет до правоохранителей (а с учетом многочисленности коллектива ЦРБ вероятность этого была очень велика), и. о. главврача запросто сможет «умыть руки», заявив, что никаких поручений о сборе денег не давал. И тогда виновным во всем окажется Тиберий. Взвесив все «за» и «против», «сборщик средств» обратился в управление Службы безопасности Украины.

«Ты можешь и меньше брать, чтобы не возмущались… »

Передача собранных денег состоялась 1 сентября и сопровождалась объяснениями получателя, куда должны пойти «взносы» и что, собственно, он понимает под словом «крыша». Все это был запечатлено оперативной видеосъемкой, текст расшифровки из которой с некоторыми сокращениями подан ниже.

В кабинет и. о. главврача заходит Тиберий и начинает разговор:

-- Здравствуй, как дела?

-- Нормально. Слушаю, Тиберий. (хозяин кабинета встает из-за стола, подходит к приемнику и усиливает звук, что, впрочем, абсолютно не мешает оперативной съемке. -- Авт. ).

-- Я сделал то, что ты говорил, но частников не трогал.

-- Почему?

-- Не разговаривал я с ними. Понимаешь, частники есть частники, не буду я туда влезать.

-- Дело не в том, тут на другом нужно ловить. У нас ведь на каждого управу можно найти…

-- Значит, я собрал тысячу гривен, как мы и договаривались. Но двести оставил на хозяйство (передает и. о. главврача 800 гривен в купюрах по 100 и 50 гривен, которые тот кладет в книгу на столе. -- Авт. ). Я сейчас в отпуске, поэтому нужно оставить медсестре на медикаменты, перевязочные материалы, моющие средства и другое, сам понимаешь.

-- Может, еще из этих возьмешь?

-- Для чего мне?

-- Ты сам считай, сколько нужно. Вот бери еще сто гривен (достает из книжки 100-гривенную купюру и пытается дать заведующему отделением. -- Авт. ).

-- Нет, мне не нужно, я у них никогда не брал, не практиковал такого. А для хозяйства мне и так хватит.

-- Бери-бери. Если уж вмешиваться, то вмешиваться всем (снова пытается сунуть Тиберию 100 гривен. -- Авт. ). Лучше со мной работать, чем на кого-нибудь другого. А что подчиненные, как воспринимают?

-- Некоторые не очень. Возмущаются, выспрашивают, для чего, что за «крыша»…

-- Так это ты им должен объяснить, для чего. Вот теперь мы влетели -- парень молодой умер. Кто теперь крыть будет? Мы должны крыть, так что деньги пойдут на то, на се… Ты можешь и меньше брать, чтобы не возмущались. Но есть такие моменты, когда без помощи человек задохнется. Вот теперь звонок -- нужно тридцать ящиков минеральной воды отправить в Ужгород. И так каждый второй день. У того застолье, у этого. В конце августа -- сразу два дня рождения (называет фамилии двух высокопоставленных медицинских чиновников областного уровня. -- Авт. ).

-- Я понимаю.

--… Приезжал народный депутат, так собирали по гривне, чтобы больным в тот день дать нормальную еду. Не лучше ли иметь про запас? Так что ты объясни всем, что к чему…

Руководитель пожимает руку подчиненному и прощается с ним.

Как только Тиберий Островка вышел из кабинета, туда сразу вошли сотрудники СБУ, понятые и следователь областной прокуратуры. Сказать, что и. о. главврача был ошарашен -- не сказать ничего. Первые мгновения он не мог сказать ни слова. И лишь когда из книги на столе достали деньги (все номера купюр были переписаны), невнятно пробормотал, что не знает, откуда они взялись.

Сразу после ареста проштрафившегося попытались уволить с работы задним числом

Задержание и. о. главного врача и возбуждение уголовного дела (по статье 368 часть 2 Уголовного кодекса -- «Вымогательство и получение взятки должностным лицом») получило резонанс не только в Сваляве, но и в области. Дальнейшие события не заставили себя долго ждать. Самой молниеносной и «оригинальной» была реакция управления здравоохранения областной государственной администрации -- Проштрафившегося попытались… уволить с работы задним числом. Соответствующий приказ (причем без какого-либо обоснования) подписал начальник управления. Увольнение с работы, естественно, не освобождало и. о. главврача от ответственности за содеянное, однако в этом случае он проходил бы по делу уже не как должностное лицо, а как обычный мошенник, и не пострадало бы областное начальство.

По факту увольнения с работы задним числом было проведено служебное расследование. К дисциплинарной ответственности привлечен… сотрудник отдела кадров.

Тем временем факт получения взятки задержанный упрямо отрицал. На допросах он утверждал, что Тиберий Островка подкинул деньги в книгу, и это просто провокация. Такое упорство объяснялось просто: подозреваемый не знал, что его встреча с заведующим стоматологическим отделением записана на видеокамеру. Когда же ему предъявили видеозапись, вообще отказался давать какие-либо показания.

В ходе расследования уголовного дела у следствия появилась оперативная информация о том, что и. о. главврача требовал и получал деньги не только у стоматологов, но и у гинекологов и хирургов. Однако документального подтверждения она не нашла -- коллеги предпочли промолчать. Но даже собранных доказательств было достаточно для привлечения к уголовной ответственности. Благодаря видеозаписи дело было, как говорят правоохранители, стопроцентным. Тем большее недоумение вызывает его завершение в суде.

Первое заседание в Свалявском районном суде состоялось в конце января нынешнего года. Родственники подсудимого попытались было упросить Тиберия Островку подписать заявление о том, что тот не вымогал у него денег, но получили отказ.

Ни Тиберия Островку, ни многочисленных свидетелей из райбольницы на последующие судебные заседания не вызывали. А пятого февраля был оглашен приговор, в котором действия исполняющего обязанности главного врача Свалявской районной больницы квалифицированы по части 1 статьи 368 Уголовного кодекса Украины (получение взятки), что предусматривает куда более мягкое наказание, чем часть 2 этой же статьи (получение взятки и вымогательство). Более того, поскольку подсудимый свою вину «полностью признал и искренне раскаялся», суд счел возможным назначить ему наказание ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьи 368 Уголовного кодекса. За свое преступление подсудимый отделался штрафом в одну тысячу гривен (хотя минимальный штраф по данной статье -- 12 750 гривен).

А в начале марта осужденный… снова появился в Свалявской райбольнице в качестве заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, то есть на своей прежней должности! Главный врач больницы в комментариях «ФАКТАМ», объяснил, что не мог не взять его на работу, поскольку не увольнял, а суд права занимать предыдущую должность подсудимого не лишил.

«Вряд ли кто-нибудь на моем месте смог бы работать в прежнем коллективе… »

А вот как прокомментировал дело врача председательствующий на суде Виктор Швец:

-- Постановление об изменении обвинения с части 2 на часть 1 статьи 368 Уголовного кодекса было написано прокурором, вот я и рассмотрел дело в пределах квалификации. Если же подсудимый полностью признает свою вину, допрашивать потерпевшего и свидетелей нецелесообразно. Это предусмотрено законодательством.

-- Как вы считаете, после этого приговора кто-нибудь в Свалявском районе отважится обратиться в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве взятки?

-- Тут нужно рассмотреть и другую сторону медали. Сам факт вымогательства в материалах дела отсутствует, свидетели (врачи ЦРБ) говорили о вымогательстве лишь со слов потерпевшего Тиберия Островки. Но если Островка просит прощения у подсудимого и говорит: «Вы не вымогали», то нужно подумать, каким вообще мог быть этот приговор. Если бы мы расследовали обстоятельства дела в судебных заседаниях, то не знаю, не кончилось ли бы все оправдательным приговором. Мне пришлось фактически спасать дело.

-- Разве Тиберий Островка просил прощения у подсудимого?

-- Я этого не слышал. Но о том, что во время перерыва он едва ли не на коленях просил прощения у подсудимого, рассказывали работники суда. Видеозапись же свидетельствует лишь о том, что Тиберий Островка принес деньги, а с какой целью -- непонятно. Я оцениваю доказательства с юридической точки зрения.

-- А как же слова «на каждого управу можно найти», «если возмущаются, берите меньше». Разве они не свидетельствуют о вымогательстве?

-- Факт вымогательства должен быть подтвержден. О чем сейчас говорить? У меня была часть 1 статьи 368, вот я ее и рассмотрел. Прокурор просил два года лишения свободы (условно) с лишением права занимать соответствующую должность. Однако я учел, что подсудимый, его жена и ребенок больны. На приговор была подана апелляция, но через несколько дней прокурор ее отозвал. Характеристики из ЦРБ и районной рады, депутатом которой является подсудимый, -- исключительно положительные. Если он такой плохой, то почему коллектив написал ходатайство с просьбой освободить его из-под стражи? (Как удалось узнать «ФАКТАМ», профсоюзное собрание, направившее ходатайство, не имело кворума. В нем принимали участие всего несколько врачей из поликлиники, а стоматологов на собрание вообще никто не пригласил. -- Авт. ).

Я позвонил в управление здравоохранения областной государственной администрации, чтобы поинтересоваться, не противоречит ли, по мнению чиновников, восстановление в должности осужденного за взятку врача Указу Президента Украины о борьбе с коррупцией (ведь назначение на должность заместителя главного врача должно согласовываться с начальником управления). Заместитель начальника управления Владимир Брыч посоветовал обратиться за комментариями к начальнику управления Роману Шницеру, который «будет сразу после обеда». Однако Шницер оказался настолько занятым человеком, что все попытки связаться с ним, к сожалению, окончились неудачей.

В отличие от чиновников, сам осужденный не отказался прокомментировать свое возвращение в Свалявскую ЦРБ:

-- Я восстановлен решением суда, но это не значит, что сам хочу работать в этой больнице. Буду искать другую работу, причем не административную, а по специальности. Хотя после ваших публикаций у меня настолько ухудшилось здоровье и возникло столько проблем, что никакого желания работать вообще нет…

P. S. Когда материал был уже готов к печати, в прокуратуре Свалявского района сообщили, что апелляция на приговор все-таки подана и находится в канцелярии суда. Поставлен вопрос о продлении срока рассмотрения апелляции, поскольку прокуратура не имела возможности ознакомиться с приговором в установленные сроки. Так что «дело врача» может получить продолжение.

P. P. S. В ноябре прошлого года «ФАКТЫ» рассказывали еще об одном ЧП, произошедшем в Свалявской ЦРБ. Во время родов вследствие непрофессиональных действий врача скончалась 19-летняя женщина. По этому факту было возбуждено уголовное дело. Через год, разуверившись в возможности правосудия, 27-летний муж умершей покончил жизнь самоубийством. Сиротами остались четырехлетний мальчик и новорожденная девочка. Врач, по вине которого умерла роженица, был признан виновным в убийстве по неосторожности и приговорен к одному году лишения свободы, но попал под амнистию. Сейчас он по-прежнему работает в гинекологическом отделении Свалявской райбольницы (правда, к родам его больше не допускают). Более того, осужденный добился от райбольницы выплаты компенсации… за «вынужденный прогул» во время следствия. Решение о восстановлении его на работе и выплате компенсации принимал тот же Свалявский районный суд.