Скорее всего, приобретенный в азартных играх опыт законодателям еще пригодится -- не исключено, что вскоре Верховная Рада вернется к утверждению законопроекта о внесении изменений в Конституцию
Судя по всему, политическая реформа продолжается, несмотря на то, что представители парламентской оппозиции поздравляют друг друга с победой, которой считают результат голосования в четверг в Верховной Раде. Как известно, в этот день, после завершения работы сессии, в 18. 30 состоялось голосование о внесении изменений в Конституцию. «За» высказались 294 народных депутата, чьих голосов недостаточно для вступления закона в силу. И странности в столь неожиданном повороте нет.
Четверговые события в парламенте напоминали бои без правил. Правда, на этот раз исключительно словесные. Удары, в том числе и запрещенные, народные депутаты, оппонирующие другу другу, наносили порой без разбора. Иногда складывалось впечатление, что наступил последний день, когда у законодателей есть возможность высказаться. Впрочем, и в этом нет ничего удивительного. Ведь для многих политиков исход четвергового сессионного дня определял их политическое будущее и шансы победить в борьбе за власть. А такая цель оправдывает любые средства. И не только в среде украинских политиков. Поэтому в парламентских баталиях за политическую реформу и с политической реформой были напрочь позабыты и обещания избирателям, и политические доктрины партий, и достигнутые ранее договоренности.
Собственно, именно договоренности и объясняют суть причину, по которой парламентское большинство не считает политическую реформу завершенной. Они намерены вернуться к принятию конституционных изменений в ближайшее время. Основанием же для подобного шага, скорее всего, станет нарушение регламента, имевшее место во время голосования за политическую реформу в четверг. Дело в том, что накануне, в среду, Верховная Рада приняла отдельное постановление -- о голосовании за законопроект, определяющий конституционные изменения, карточками. При этом вносить какие-либо дополнения и поправки в этот документ, утвержденный Верховной Радой в первом чтении, запрещается. Тем не менее в пылу страстей и накалившихся до предела эмоций именно эта норма не была соблюдена. Спикер парламента Владимир Литвин поставил на голосование законопроект о конституционных изменениях с поправкой, на которой настаивал лидер социалистов Александр Мороз и которая отдельно не была утверждена народными депутатами. Уточнение гласило -- все конституционные изменения вступают в силу после президентских выборов в 2004 году. Но поскольку ключевая фраза председателем Верховной Рады была произнесена -- о том, что все предложения о неприемлемости политической реформы инициировавшими их фракциями аннулированы, а на голосование ставится законопроект о внесении изменений в конституцию, -- то народные депутаты, поддерживающие политическую реформу, радостно нажали кнопки «за». Их было не 300, а только 294. Решение о конституционных изменениях, вступающих в силу после 31 октября 2004 года, провалилось. Но утвержденный в первом чтении законопроект о внесении конституционных изменений, которые начинают действовать со дня их принятия парламентом и подписания президентом, продолжает ждать своего часа, так как он в чистом виде, как и договаривались народные депутаты, вообще(!) не был проголосован в парламенте! Так считает координатор парламентского большинства Степан Гавриш.
«Чистота» технологии в этом вопросе является для поддерживающих конституционные изменения политиков принципиальной, поскольку политическая реформа в целом неоднозначно воспринимается некоторыми западными партнерами украинских оппозиционных сил, считающих ее вариантом консервации нынешней власти. Поэтому и напоминают Украине о необходимости придерживаться исключительно демократических методов реформирования Конституции. А демократия -- это прежде всего соблюдение законов. В данном случае большевики в Верховной Раде хотят соблюсти закон внутрипарламентской жизни -- регламент. Получится ли у них, пока сказать трудно. Потому как утверждение, что наша жизнь -- игра, в полной мере относится и к жизни парламентской. И разыгранная в Верховной Раде во время голосования в четверг партия (неизвестного, но, бесспорно, талантливого автора) только подтверждает это.
Кстати, когда в парламенте кипели нешуточные страсти и плелись хитроумные интриги вокруг внесения изменений в Конституцию Украины, некоторые парламентарии из фракции «Наша Украина» принимали ставки на исход голосования. Идея устроить тотализатор в здании под куполом, как утверждают, принадлежит народным депутатам Николаю Томенко и Александру Морозову (просьба не путать с лидером социалистов Александром Морозом).
Ставки в 50 гривен на результат голосования по политической реформе сделали 40 народных депутатов и журналистов. Все собранные деньги (а это, как минимум, 2000 гривен), по условиям тотализатора, должны были достаться тому, кто угадает точное количество голосов, отданных парламентариями за внесение изменений в Конституцию. Члены парламентского большинства ставили на 300 и больше голосов. Но джек-пот сорвал член фракции «Наша Украина» Ярослав Джоджик, поставивший свои кровные на заветную цифру 294 -- и не прогадал.
Тем не менее, как рассказал «ФАКТАМ» народный депутат Юрий Павленко (который, кстати, был уверен, что «за» проголосуют 293 народных депутата), есть небольшая проблема, решить которую предстоит организаторам тотализатора. Дело в том, что до начала голосования в зале парламента были обнародованы фамилии отсутствующих народных депутатов, но пять их карточек почему-то приняли участие в голосовании. Иначе говоря, по словам Юрия Павленко, реально (»по честному») за законопроект проголосовали 289 парламентариев. Эту цифру не назвал никто из игроков, но ближе всех к ней оказались прогнозы внефракционных народных депутатов Михаила Добкина (288) и Виктора Тополова (289). Поэтому, как считает Юрий Павленко, не исключено, что организаторы решат поделить деньги на троих человек.
С таким нетрадиционным подходом к политическим процессам, надо полагать, в политической тусовке накануне президентских выборов особую актуальность приобретут тараканьи бега.