Знаменитый актер снимается в роли Фандорина в сериале по роману Бориса Акунина «Статский советник»
Карьера Олега Меньшикова со стороны выглядит весьма внушительно: безумная популярность на Родине, работа за границей, всевозможные престижные премии. На самом деле не все в его судьбе складывалось гладко. Он мог бы сыграть больше, но слишком разборчив в выборе режиссеров и ролей. Сменив несколько театров он, наконец-то, создал «Театральное товарищество 814». Здесь он сам себе режиссер, худрук и актер. Ему всегда было сложно делать то, что не по душе. Никаких споров или громких выяснений отношений, он не станет хлопать дверью, просто плотно закроет ее за собой.
В театрально-киношной тусовке Москвы Меньшиков держится особняком. Все попытки проникнуть на его территорию почти всегда заканчиваются провалом. Хотя, наверное, именно в обособленности и кроется секрет его обаяния. А еще в белозубой открытой улыбке, которая внешне делает его открытым, но ровно на столько, на сколько он того хочет. Он фантастически обаятелен и очень мил, его умение держаться, одеваться и говорить очаруют вас, но вы никогда не узнаете, что на самом деле у него на уме, и все ваши попытки взять этот таинственный остров штурмом разобьются о невидимую стену его неприкосновенности. Наверное, поэтому от Олега Меньшикова всегда ждут сюрпризов. Он скрытен и непредсказуем. Вот и «Игроков» по Гоголю поставил весело и изящно. Недавно «Игроков» Меньшиков показал киевлянам. Прямо перед выходом на сцену Театра Леси Украинки Олег, как обычно, снял с себя наручные часы и оставил их на гримировальном столике. Причем две пары…
-- А часы на обеих руках носите из-за избытка времени или потому, что помогают больше успеть?
-- Это прикол такой. Могу в принципе на них не смотреть, просто люблю часы. Они ведь нужны мужчине не для того, чтобы узнать время, это -- аксессуар. У меня их великое множество. Я их коллекционирую.
-- Говорят, вы еще и меломан. Какую музыку предпочитаете вне сцены?
-- Дома люблю слушать джаз. На классику хожу в Большой зал консерватории.
-- И что, хватает времени?
-- Конечно, у меня на самом деле очень много времени. Я достаточно свободный человек и успеваю делать все, что мне нравится.
-- Ваша личная жизнь окутана неким ореолом тайны, что дает повод прессе слагать о вас всякие небылицы.
-- Вся желтая пресса, по-моему уже никому не интересна. Прошли те времена, когда это было внове. Но вообще, конечно, это ужас: человек появляется в обществе, скажем, не один, и начинается чуть ли не расследование.
-- Вы азартный человек?
-- Нет. (После паузы. ) Ну, не знаю! А, впрочем, да! Все мы азартны.
-- Вы это о зрителях в том числе? Поэтому и поставили «Игроков»?
-- Мы уже играем его два с лишним года, так что сейчас сложно это объяснить. У меня всегда была идея, чтобы в «Театральном товариществе «814», спектакли делал не только я и не только на меня. Хотел, чтобы это был спектакль, где я бы не принимал участия ни как актер, ни как режиссер. Но так получилось, что в результате я там и актер, и режиссер.
Мне безумно дорог этот спектакль, потому что в нем сложилась команда. У нас и «Горе от ума», и «Кухня» начинались в одном состоянии, а потом спектакль превращался во что-то другое, более дорогое и, я думаю, более правильное. То же самое произошло и с «Игроками».
-- Насколько зритель вовлекается в вашу игру?
-- Кто сколько выпьет. (Смеется. ) У всех по-разному. В «Игроках» есть сцена, когда все поворачиваются спиной к зрителю. Так вот, Юра Башмет рассказывал, что его эта сцена поразила больше всего: «Тут для меня началось самое главное».
-- Говорят, «Игроков» должен был ставить киевский режиссер Юрий Одинокий.
-- Да. Вначале я не хотел принимать участия в этом спектакле, и мы с подачи Леши Горбунова позвали Юру. Но что-то не получилось, хотя я уверен, что он замечательный человек и режиссер. Не было ни разрыва, ни конфронтации, ни конфликта.
-- С Андреем Жолдаком тоже не заладилось?
-- История с Жолдаком опять-таки из серии, когда что-то не случилось. Художник Паша Каплевич предложил мне стать продюсером «Чайки», которую ставил Жолдак. Но эта идея повисла в воздухе, может, потому, что Паша был слишком настойчив…
-- Вы изначально решили, что «Игроки» будет камерным спектаклем?
-- Да. Потому что в этой истории все важно: взгляд, чувство локтя, тогда как на большой сцене это невозможно. Когда тихонечко говоришь, а тебя слышит весь зрительный зал. У нас много раз возникала мысль перенести спектакль на большую сцену, но мы все время отказывались: что-то придет, наверное, но уйдет больше.
-- Спектакли «Товарищества» идут по два-три года, и в самом расцвете вы их закрываете. Что будет с «Игроками»?
-- Думаю, до зимы мы еще протянем, чтобы было ровно три года, и красиво его закроем.
-- Не жаль?
-- Нет, абсолютно. Сделаем что-нибудь новое.
-- Как обстоят дела с кино?
-- Сейчас вовсю работаем над «Статским советником» по Борису Акунину. Мы отсняли натуру, сейчас работаем в павильоне и где-то в конце апреля закончим.
-- Правда, что режиссером фильма должны были быть вы?
-- Чистая правда. Я уже был готов к съемкам, даже был написан режиссерский сценарий. Но студия «Три Те» по каким-то неведомым мне причинам все что-то откладывала, и мне казалось, что этого уже никогда не будет. Спустя время мне позвонили и сказали, что режиссер -- Филипп Янковский. Я не в претензии и рад такому сотрудничеству.
-- На роль Фандорина согласились сразу?
-- У меня не было другого выхода. Акунин поставил условие, что Фандорина должен играть либо Меньшиков, либо фильма не будет вообще. Так что, если бы я отказался, меня все равно заставили бы согласиться (смеется).
-- Чем сейчас занята ваша голова?
-- Пока ничего определенного. Нахожусь в состоянии раздумья, выбора. Все время читаю пьесы, ищу, разговариваю с разными людьми. Хочу снять фильм. Раньше никогда не хотел, даже когда предложили снять « Статского советника». Но почему бы не попробовать? Все-таки такая солидная база -- студия « Три Те», профессионалы, но особого желания снимать не было. А вот сейчас что-то появилось, видимо, потому, что я так долго не снимался в России. Этим летом снялся в Англии. Сейчас меня увлек этот процесс: камера, декорации. Так что, возможно, что-нибудь попробую в кино.
-- В России долго не снимались из-за отсутствия достойных предложений?
-- А какие хорошие фильмы вы видели за последнее время? Уверяю вас, у меня не было ни одного предложения, от которого я отказался, а потом пожалел бы об этом.
-- От голливудского предложения тоже с легкостью отказались?
-- У меня нет истерики по поводу Голливуда. Было время, мне предлагали, но все одно и то же: роли военных или каких-то ненормальных, и то и другое мне не очень интересно. Были и серьезные предложения. Например, Шон Пенн прислал мне сценарий своего фильма. Но, к сожалению, он мне не понравился. Хотя мне очень хотелось бы с ним поработать.
-- Такой вот вырисовался положительный образ героя: играет в футбол, слушает классику, коллекционирует часы. И при этом никаких вредных привычек?
-- Ну, почему? (Несколько обижено. ) У меня все вредные привычки в наличии: пью, курю (после паузы), гуляю. И на все, представьте, хватает времени.