«ЗАЗ-965» был любимцем невысокого Хрущева, увалень же Брежнев на испытаниях машины ударился головой о дверцу и, прийдя к власти, «отомстил» «Запорожцу», сняв его с производства
Из досье «ФАКТОВ»
История «Запорожца» началась в 1957-м -- в год запуска первого искусственного спутника Земли и освоения целины. Хрущев недолюбливал большие автомобили. Широким массам подходил крохотный, но симпатичный «Фиат-600». Идею о его производстве в СССР привезла из Лондона советская правительственная делегация. Министр автотранспорта, входивший в ее число, в докладе главного инженера «Фиата», который он прослушал в Англии, услышал именно то, что требовал от него Никита Сергеевич.
Перекроить итальянскую малолитражку в гордость отечественного автопрома поручили московскому Автозаводу имели Ленинского комсомола. Первый образец новой машины получил название «Москвич-444».
Единственное, чего не удалось «передрать» у итальянцев, -- качественный движок. Поначалу было решено поставить на машину мотоциклетный мотор Ирбитского завода. Шумный, коптящий, ненадежный двигатель в семнадцать с половиной лошадиных сил не справлялся даже с крошечным «Фиатом». Руководство московского автозавода смекнуло, что кроме позора такая машина ничего им не принесет, и надавило нужные рычаги в Госплане. В итоге производство перевели в Запорожье, на местный комбайновый завод «Коммунар». А в качестве нового двигателя утвердили разработку военных институтов для маленькой десантируемой амфибии. Правда, уровень шума мотора превышал все мыслимые пределы. Расход топлива тоже никого из разработчиков особенно не интересовал, зато движок выжимал аж 30 лошадиных сил. Его оснастили глушителем и поместили в моторный отсек «Запорожца». Места не хватало, и задний капот пришлось сделать выпуклым. Изменилась и форма крыльев. Так «Запорожец» стал «горбатым».
Презентация «чудо-машины» комбайнового завода прошла в Кремле. Водитель-испытатель «Коммунара» Скидаенко катал на новеньком «ЗАЗ-965» самого Никиту Сергеевича Хрущева. Генсек, по воспоминаниям очевидцев, ловко втиснулся в крохотный салон и от поездки на «Запорожце» был в восторге. Не понравилась Хрущеву лишь цена автомобиля, и он тут же распорядился снизить ее до восемнадцати тысяч дореформенных рублей (тысяча восемьсот новыми советскими рублями). Другие впечатления от машины остались у Леонида Ильича Брежнева. При посадке он ударился головой о дверцу (что с его ростом неудивительно) и машину возненавидел. Поэтому выпускали «горбатого» до 1967 года. Брежнев его производство прикрыл. Причиной была не только личная неприязнь -- в машине плохо работал обогреватель, тарахтел движок, на ходу открывались двери, автомобиль легко переворачивался. Всего за историю производства «ЗАЗ-965» завод «Коммунар» выпустил около 32 тысяч машин.
В последние год-два спрос на милого «автоуродца» сильно возрос. Если в Москве в конце 1990-х его стоимость не превышала 500--1000 долларов, то теперь подскочила до 3000 долларов и выше. В Нью-Йорке эмигранты дают за «Запорожец» 10 тысяч. В Украине же раритет все еще можно найти на помойке.
Киевские любители «горбатого», начиная с апреля, собираются по субботам в Пушкинском парке. Обменявшись новостями, они гоняют по дорожкам, рыкают моторами, пугая и восхищая отдыхающих.
-- Прекрасная машина: по лесу, по полю пройдет, -- убежденно говорит президент клуба любителей «Запорожцев» Юрий Оверченко. -- Почти джип. Мотор расположен сзади и пригружает ведущие задние колеса. Распределение массы у «горбатого» почти как в БМВ -- половина приходится на переднюю ось, половина -- на заднюю. Поэтому и руль крутить легко (в сравнении с другими советскими машинами). Днище плоское -- без карданного вала. Не боишься на бездорожье что-то повредить.
-- Я на «горбатом» в пробках между машинами как на велосипеде! -- подхватывает активный член клуба дядя Володя. -- Недавно поставил на него сорокасильный фиатовский двигатель, и сегодня на проспекте Победы легко выжал сотню километров в час. Дальше разгоняться было просто страшно
-- «Запорожец» -- машина надежная, -- начинает загибать пальцы Юрий Оверченко. -- Как-то ехал дядя Володя из Пирятина, сломался в машине рычаг. Дядя Володя прикрепил к нему проволокой монтировку и так добрался домой. А можно привязать к бамперу веревку и, если живешь неподалеку, просто прикатить машину домой Чинить «горбатый» очень просто: сзади снял поперечину, открутил пару болтов, машину ногой толкнул и мотор остался лежать на земле. Я сам мотор ставлю и снимаю.
-- Многие считают, что «Запорожцы» никого не интересуют -- их не угоняют, не обворовывают, -- вздыхает дядя Володя. -- Это ошибочное мнение. Я, покупая машину, думал, что гараж не нужен будет. Оказалось, рядом с такой машиной мимо спокойно никто не пройдет. У меня вот магнитофон сняли, аккумулятор.
-- На дороге машина безопасна, -- продолжает Юрий Оверченко. -- «Горбатый» как колобок -- катится хорошо, если упал -- перекрутился и лег на бок. Крыша помялась -- не беда! Упираешься в нее спиной, ногами в пол, выжимаешь -- хлоп! И крыша снова ровной стала.
А еще «горбатый» -- идеальная машина для контрабандистов. Иностранные таможенники, обыскивая ее, даже представить себе не могут, что между задним сиденьем и моторным отсеком «Запорожца» есть маленький багажник. Именно в нем спрятали канистры с бензином члены клубной команды во время автопробега Киев-Варшава. Дело в том, что 76-го бензина в Европе не сыщешь. Пришлось везти с собой, невзирая на то что топливо в Польшу разрешается провозить лишь в бензобаке автомобиля.