Події

«проектантов в днепропетровск не отпущу -- там будет только серийное производство», -- сказал сергей королев

0:00 — 17 квітня 2004 eye 287

История украинского ракетостроения берет свое начало, как ни странно, не на берегах Днепра, где были созданы самые грозные в мире вооружения, а в немецком городке Пенемюнде, где в 1945 году в специальном исследовательском центре бывшего вермахта в руки советских специалистов попали части разработанных доктором философии бароном Вернером фон Брауном ракет ФАУ-2. Созданная советским правительством специальная комиссия из ведущих специалистов-ракетчиков должна была на основе фрагментов, найденных на полигоне, воссоздать общий вид, принципы действия и основные технические характеристики ракеты. Но сделать это было непросто -- производство узлов и деталей ФАУ-2 было рассредоточено по заводам Германии, Австрии и Чехословакии, а основное производство и вся техническая документация оказались в руках американцев. Был вывезен в Америку и создатель ракеты Вернер фон Браун.

Тем не менее, в сентябре 1946 года работа была завершена, и вся документация передана в специальный НИИ-88, созданный на базе эвакуированного в Свердловск артиллерийского завода. Начальником и главным конструктором воссоздания ракеты ФАУ-2 стал Сергей Королев, а заместителем его был назначен Василий Будник, который вместе с Королевым работал в составе специальной комиссии в Пенемюнде. Шесть лет ушло на то, чтобы на базе ФАУ-2, но с применением новых решений, были созданы отечественные ракеты Р-1, Р-2 и Р-5. Серийный их выпуск решили наладить на недавно построенном в Днепропетровске автомобильном заводе. Руководить конструкторским отделом нового секретного производства нарком вооружений Дмитрий Устинов назначил Василия Будника. Ему же поручили подобрать специалистов для работы в Днепропетровске. В список из 25 человек Василий Сергеевич включил конструкторов и проектантов по всем системам ракет и двигателей, сразу решив для себя, что в перспективе нужно разрабатывать новые аппараты. Но Королев половину специалистов вычеркнул: «Зачем тебе проектанты -- там будет выпускаться только наша серия».

Будник тот список все же отстоял -- после нескольких звонков свыше Королев и руководитель КБ ракетных двигателей В. Глушко специалистов отпустили. В конце 1951 года первые 18 ракетчиков приехали на стареньком автобусе из Москвы в Днепропетровск. Местный автомобильный завод, который по проекту должен был выпускать до 300 тысяч грузовиков «Украинец» в год, уже обнесли высоким забором и обтянули колючей проволокой. Официально сообщили, что здесь отныне будет тракторное производство, будут выпускать экспортный вариант трактора «Беларусь» -- на сборку действительно стали поступать комплектующие из Минска. Но заводчане в шутку называли свою продукцию «трактор с вертикальным взлетом», потому что уже с 1953 года здесь полным ходом началось производство первых советских ракет Р-1, Р-2 и Р-5 -- аналогов ФАУ-2.

Подготовила Наталья ГАРМАШ, «ФАКТЫ»