Елизавета Прилепская из Симферополя каждый день садится на шпагат, принимает позу «лотоса», делает мостик и ныряет в воду при любой температуре
После двух тяжелейших операций (одна из которых -- онкологическая), смерти мужа, депрессии, в 65 лет (!) Елизавета Прилепская увлеклась хатха-йогой и теперь ежедневно шесть--семь часов своего свободного времени посвящает занятиям спортом. Ее жизненный девиз: здоровье -- в твоих собственных руках, поэтому никогда не поздно заняться собой.
Недавно эта обаятельная женщина выступала с показательными упражнениями перед студентами и преподавателями факультета физической культуры и спорта Таврического национального университета. И, похоже, напрочь опровергла все их представления о возможностях человеческого организма. Зал провожал Прилепскую бурными овациями. А от желающих узнать секреты ее удивительной физической формы не было отбоя. Как и в 77 лет быть полным жизненных сил, Елизавета Георгиевна рассказала корреспонденту «ФАКТОВ».
-- Я с детства, сколько себя помню, была очень подвижной, -- рассказывает Елизавета Прилепская. -- Меня как будто что-то подталкивало, не могла сидеть на месте. В Рязанской области, где мы жили до войны, во Дворце пионеров работали различные кружки. Больше всего мне нравились акробатический и танцевальный. Я запросто крутила колесо, ходила на руках. А рядом с нашей деревней стоял табор, где меня научили цыганским танцам.
И Елизавета Георгиевна тут же подтвердила свои слова выразительными танцевальными движениями. В дальнейшем, в ходе нашей беседы, она охотно показывала, как надо правильно стоять на голове, сидеть в позе «лотоса» и делилась прочими премудростями хатха-йоги. При этом, подчеркивала собеседница, важен душевный настрой, а не просто механическое выполнение упражнений.
-- Иначе будет только вред, -- поделилась Елизавета Георгиевна. -- Сколько себя помню, прежде, чем что-либо делать, я всегда прислушиваюсь к своему организму. Во время войны, конечно, возможности заниматься спортом не было. Мама наша рано умерла, в семье было семеро детей. Сначала отец нас один воспитывал. Потом вместе с мачехой. Хорошая женщина была, царство ей небесное Вышла замуж я за военного. Вся жизнь, считай, прошла на колесах. Но даже когда дети были маленькие (между сыном Сережей и дочерью Леной разница год и восемь месяцев), во мне будто гвоздик сидел, старалась хоть какие-то физические упражнения делать. В теннис играла, участвовала в художественной самодеятельности
-- Физкультурой занимались, чтобы вернуть форму и не располнеть после рождения детей?
-- Не только, -- говорит Елизавета Георгиевна. -- Еще в детстве мы с братом и сестрой напились воды из лесного ручья и заболели дизентерией. К счастью, нас выходили. Позже я где-то подхватила малярию. И с тех пор всю жизнь мучаюсь: врачи так и не могут определить, из-за чего проблемы с кишечником. В каких только санаториях не побывала -- Моршин, Ессентуки Хорошо, муж всегда шел мне навстречу, понимал, как я страдаю и старался отправить на лечение. Увы, ничего не помогало. Я решила: надо что-то делать -- на лекарствах долго не протяну. Как раз в это время в Симферополе, где мы жили, начали активно пропагандировать бег и разные дыхательные упражнения. Я, конечно, посоветовалась со своим врачом и потихонечку, помаленечку начала бегать. Сначала на небольшие расстояния, потом дальше. Встану рано, добегу до симферопольского водохранилища, найду укромное местечко и ныряю в воду. Причем в любое время года. Разотрусь хорошенько полотенцем, оденусь и бегу домой. Захожу в квартиру -- и горы готова свернуть! Силы появляются, настроение хорошее. В общем, получаю заряд на весь день.
-- И здоровье после этого улучшилось?
-- Намного! Правда, полностью избавиться от проблем с кишечником пока не удалось. Но, по сравнению с тем, что было -- небо и земля! А потом случайно мне попала в руки книга о хатха-йоге. Прочитала, заинтересовалась. Начала покупать другие книги, понемногу заниматься. Но, повторяю, все делала и делаю под контролем врача.
Когда родилась внучка Вика, пришлось помогать дочери -- малышка доставляла много хлопот. Поэтому себе, естественно, уделяла меньше времени. Потом, когда Викуля подросла, я снова возобновила свои занятия хатха-йогой. Благо, мои дочь, сын, внуки поддерживают меня во всем. Вика уже студентка одного из киевских вузов. Времени заниматься собственным здоровьем сейчас у меня хватает.
-- А после двух серьезных операций не боялись дать организму большую физическую нагрузку?
-- Мне было 69 лет, когда сделали первую операцию. Удалили камни из желчного пузыря. Тогда врачи еще не владели современными щадящими методами. Разрезали весь живот. Остался жуткий шов. Думаю, как же я на пляж выйду? И тут йоговские упражнения пригодились. В них ведь серьезный упор делается на растяжки. Посмотрите теперь: швов ни от первой, ни от второй операции практически не видно (действительно, место разреза почти не заметно. -- Авт. ). Если бы не мои занятия, может, вторая онкологическая операция и не прошла так успешно.
Моя собеседница рассказала удивительную историю, после которой понимаешь: здоровье каждого в его собственных руках.
-- Когда после обследования мне сообщили, что надо лечь на операцию в онкологический центр, -- вспоминает Елизавета Георгиевна, -- мне было 72 года. -- Я не стала противиться: надо, значит надо. Меня поместили в хорошую одноместную палату. Переночевала там, чувствую: что-то мне не по себе. Не готова я к операции. Говорю врачу: дайте мне два дня, я должна настроиться на операцию. Доктор согласился. И я уехала домой.
-- Делать физические упражнения?!
-- И не только. Очень много в таких ситуациях значит душевный настрой. Приехала через пару дней в больницу и говорю врачу: можете делать операцию. Меня подготовили к ней. Но где-то за полчаса до начала я взяла полотенце и тихонько ушла в больничный скверик. Там еще сено скошенное было. Расстелила полотенце, села вот так в позу «лотоса» (демонстрирует упражнение. -- Авт. ) и стала медитировать. Потом постояла на голове, поднялась, чувствую: я готова, все будет нормально! Так все и получилось. Через положенное время сняли швы, я вернулась домой. После этой операции все очень болело. Когда первую сделали, было не так. Но я и в больнице, и дома старалась почти не принимать лекарств, даже обезболивающих. Чувствовала, не нужно мне это. Через пару дней решилась делать физические упражнения. А чтобы никто из домашних не видел, шла в другую комнату и занималась. Честно скажу, вначале от боли даже плакала, а потом помаленьку И вот результат, -- смеется пенсионерка, -- я живу полноценной жизнью: хожу в группу здоровья, посещаю театры, выставки, концерты, и, по-моему, не являюсь обузой ни детям, ни внукам. С ними мы вообще друзья.
Кстати, в связи с несколько необычным образом жизни Елизаветы Георгиевны, бывают и курьезные случаи. Нередко гостям, желающим поприветствовать хозяйку, внуки отвечают: «Чуть позже, сейчас наша бабушка стоит на голове». Это святое.
-- Елизавета Георгиевна, задам традиционный вопрос: придерживаетесь ли вы диеты, и если да, то какой?
-- Меня почему-то часто об этом спрашивают, -- удивляется собеседница. -- Так вот сообщаю: я кушаю все, что мне нравится, но понемногу. Очень люблю кофе. Только проснусь, сразу иду на кухню и выпиваю чашечку этого крепкого и ароматного напитка.
Прокомментировать феномен Елизаветы Прилепской мы попросили главного врача республиканского Центра здоровья, ведущего специалиста по нетрадиционной медицине Минздрава Крыма Виктора Бридко.
-- Пережив тяжелую депрессию после смерти мужа, Елизавета Георгиевна нашла в себе силы вернуться к нормальной жизни. И прежде всего начала лечить душу, занявшись одним из методов нетрадиционной медицины -- йоготерапией, хатха-йогой, -- говорит Виктор Владимирович. -- И сегодня, через 12 лет, она демонстрирует уникальные возможности собственного организма, без усилий делая шпагат, мостик, стойку на голове Однажды в Никитском ботаническом саду Елизавета Георгиевна попыталась продемонстрировать мне и окружающим стойку на голове без рук! Я как врач знаю, какая это колоссальная нагрузка на организм! Поэтому мы сделали рентген-снимки шейного отдела позвоночника Елизаветы Георгиевны. Признаюсь, ожидал увидеть, по крайней мере грыжи. Не все в полном порядке! Мы регулярно измеряем Прилепской артериальное давление -- 120 на 80! Оптимизм, душевный комфорт, теплая семейная атмосфера, желание быть здоровой и подкрепление этого желания тренировками -- вот, по-моему, рецепт молодости этой удивительной женщины.