Культура та мистецтво

Народный артист ссср олег стриженов: «предложение лионелле, вдове пырьева, я сделал только через двадцать лет после знакомства»

0:00 — 10 серпня 2004 eye 413

Сегодня знаменитый актер отметит свое 75-летие в кругу семьи, а в октябре состоится официальное чествование в Доме актера

Олега Стриженова часто сравнивали с французом Жераром Филипом -- красив, породист, талантлив. Сочетание, которое просто обязано «выстрелить» успехом. Он стал знаменитым практически после первой же роли -- Овода в одноименном фильме. И с этим «пьедесталом» он прошел по жизни. Может, потому он всегда и везде чувствовал себя самодостаточным и независимым -- по принципу «один в поле воин». Он действительно принадлежит к кинематографической элите, да и по характеру он настоящий Лев (по гороскопу): сказал -- как отрезал, что-то вдруг не понравилось -- и, не задумываясь, бросается в бой, рубя правду-матку. При этом Стриженов отличается чрезвычайной, даже болезненной требовательностью и к себе, и к коллегам.

С Олегом Александровичем мы встретилась в Москве, в небольшой и очень скромно обставленной квартире на Смоленской площади, увешанной картинами его кисти (в основном это портреты Лионеллы Пырьевой в стиле примитивизма). Нам показалось, что великий актер старится тяжело. Говорит, что держаться ему помогают его украинские корни. Мать Олега Александровича из Полтавы…

«По материнской линии в нашем роду были и дворяне»

-- Мама была настоящей хохлушкой-полтавчанкой. Невероятно нежной. Наверное, от нее я много взял в свои роли -- ласковости, открытости. Но вырос я в Москве. Застал еще старые дворы Замоскворечья. Каким там я мог стать? Хулиганом, иначе вечно будешь битым. А так как я всегда любил быть первым, то надо было уметь хорошо драться.

-- А «порода» в вас откуда?

-- Знаете, сейчас многие себя «записывают» в дворяне. Мне это претит, хотя по материнской линии в нашем роду были и дворяне. И как только нужно было играть какого-то графа или князя, приглашали Стриженова. А об отцовских корнях я вообще ничего не знаю. Так как отец был красным командиром, то ему лучше было считаться сиротой. Мне говорили, что он из крестьян. Но уж больно красив был.

-- Я где-то читала, что вместе с вами на роль Овода пробовались Сергей Бондарчук, Юрий Панич, другие знаменитые актеры. И все-таки сыграл его никому не известный тогда Стриженов…

-- Режиссеру «Овода» Файнциммеру мою кандидатуру предложил режиссер Акимов, который помнил меня еще по дипломному спектаклю. А министр культуры, которому тогда обязательно показывали все пробы, сказал знаменитую фразу: «Говорите, он совсем неизвестный? Теперь будет известный!» Я сразу взял очень высокую планку.

-- Говорят, что вы должны были играть Алешу Скворцова в «Балладе о солдате» и Андрея Болконского в «Войне и мире».

-- С «Балладой о солдате» получилась какая-то странная история. Я уже начал сниматься в этом фильме (потом мою роль сыграл Владимир Ивашов. -- Авт. ), но на съемках во Владимире произошла катастрофа, после которой картину на время закрыли. Режиссер Чухрай, снимая эпизод, когда Алеша мчит на машине в родное село, был ранен упавшим деревом в бедро. Я вернулся в Москву и стал ждать вызова. А в это время Пырьев предложил мне главную роль в «Белых ночах» по Достоевскому. Началась работа, и фильм Чухрая снимался уже без меня. А от роли в «Войне и мире» я сам отказался. Считал невозможным сниматься у режиссера, который сам и играет в фильме, да еще и жену свою, которая совершенно не подходит к роли Элен, снимает.

-- Во время съемок бывали ситуации, когда подвергалась опасности ваша жизнь?

-- Говоря о каких-то невероятных опасностях на съемках, актеры, конечно, загибают. Но бывает… Например, случай с Урбанским, который сам поехал на машине вместо дублера или просто мешка с песком, так как был очень общий план. Женя решил подзаработать трюковые, но директор фильма должен был сказать: «Я вам запрещаю! Вон с площадки». Он этого не сделал, поэтому после смерти Жени его посадили.

Я всегда занимался спортом. Ведь в кино приходилось и ездить верхом, и драться на шпагах, и выходить на ринг… Бывало и опасно. На съемках «Белых ночей» во время дуэли мне в подбородок впился отломавшийся кусок клинка.

«После «Овода» я мог вообще больше ничего не делать»

-- Ваши герои всегда очень сдержанны. Сказывается ваш характер, или это профессионализм?

-- Актер выбирает свой стиль на всю творческую жизнь. Помню, когда улетал в Индию на съемки «Афанасия Никитина», великий Александр Довженко сказал: «Вот приедешь -- и начнем «Тараса Бульбу», будешь Андреем». И как-то в разговоре заметил: «Из твоих ролей лучше всех «Мексиканец». А почему? Потому, что ты умеешь молчать -- это же потрясающе, когда можно на протяжении всего фильма сыграть одними глазами». Это я запомнил навсегда… Да, много было уроков.

«Звезду пленительного счастья» мы снимали в Ленинграде, в Эрмитаже. У нас были очень знающие консультанты. Я играл князя Волконского. Помню, подавая руку, снимал перчатку, а мне граф Оболенский (тогда он еще был жив) говорит: «Достаточно снять ее только с большого пальца, и тогда уже можешь здороваться». Таких «мелочей» встречалось много.

Стриженов был, как сейчас бы сказали, настоящим плейбоем, ведь из-за своих похождений даже потерял место в Театре Вахтангова, куда получил направление после «Щуки», и вынужден был сбежать в Таллинн. Он трижды был женат, причем все его избранницы -- писаные красавицы. С первой женой, Марианной, вместе снимался в «Оводе», где она играла Джемму. Их дочь Наталья тоже стала актрисой, но умерла прошлым летом, не дожив до 50 лет. Внучка Саша жила с бабушкой Марианной, которая не пережила ранней смерти дочери и совсем недавно ушла из жизни. Со второй женой, Любовью, Олег Александрович познакомился, придя во МХАТ. Их сын Александр -- известный телеведущий, недавно снял свой первый полнометражный фильм как режиссер. А история любви с третьей и последней женой — Лионеллой Пырьевой-Скирдой (героиней «Братьев Карамазовых», «Опасных гастролей», «Хозяина тайги»), с которой они вместе уже 28 лет, тянет на увлекательный бестселлер (который, кстати, хотела написать писательница Виктория Токарева)…

-- Вас называют самой красивой кинематографической парой России…

-- Но это полностью соответствует правде! Я впервые встретил Лионеллу во время одесских съемок «Мексиканца». Снимали возле оперного театра, я увидел ее среди любопытных зрителей. «Вы не Джина Лоллобриджида?» -- спросил Лионеллу. Кстати, услышав ее имя, сразу стал называть ее Ли. Потом жизнь надолго закрутила нас обоих, и лишь как-то, отдыхая от тяжелейших съемок «Пиковой дамы» в Ялте, снова увидел Лионеллу. Она, уже актриса, играла главную роль в «Вольном ветре». Но снова не судьба… И только спустя время я узнал, что она вышла замуж за Пырьева. А встретившись через несколько лет в ресторане ВТО, поняли, что страстно влюблены. Как загипнотизированные, мы одновременно встали и пошли навстречу, неотрывно глядя в глаза друг другу, и вдруг… поцеловались! Первый раз за весь наш «долгий» роман. Мы никого не видели и не представляли, где находимся. А предложение вдове легендарного Пырьева я сделал только спустя 20 лет на съемках картины «Последняя жертва»…

-- Ваши дети тоже стали актерами. Они советуются с вами?

-- Дети сейчас сложные, они не любят, когда их поучают. Нет, лучше в их дела не вмешиваться…

-- Ходят легенды о вашем неуживчивом характере. Неужели вы и вправду такой?

-- Да, особенно в работе. К примеру, Пырьев и Герасимов были очень требовательны к актерам -- и я считаю, что это нормально. А сегодня на репетиции шутя текст проговоришь, а режиссер уже кричит: «Гениально!» Думаешь: «Идиот он, что ли?»

-- Вы снялись в стольких знаменитых фильмах…

-- Конечно, мне повезло, после «Овода» я мог вообще ничего не делать и остаться на всю жизнь Оводом. А у меня этих Оводов!.. Говорят, для одного человека даже многовато.