Події

«с титановой трубкой в бедре я почти год водил машину и даже занимался каратэ»

0:00 — 12 серпня 2004 eye 3249

С помощью оригинальной методики доктора Блискунова симферопольские врачи удлинили ногу на 9 сантиметров 25-летнему львовянину Роману

За час до нашей встречи с Романом Голобутовским в Крымском центре травматологии и ортопедии имени А. И. Блискунова ему сняли внутрикостный аппарат. Роман был одет по сезону -- шорты, босоножки. Лишь небольшой кусочек пластыря белел на загорелой ноге. А ведь еще два года назад мужчина мог только мечтать об обычной обуви и открытой одежде.

«До операции мне приходилось носить ортопедическую обувь»

-- В 2002-м году я попал в аварию, -- вспоминает Роман. -- У меня был перелом бедра, и в Дрогобычской больнице мне сделали операцию, наложили гипс. Когда его через полгода сняли, одна нога оказалась короче другой на 9 сантиметров. Врачи посоветовали носить ортопедическую обувь. Я стал искать специалистов, которые смогли бы мне помочь. В Польше мне порекомендовали аппарат Илизарова. Но перспектива несколько месяцев носить на ноге громоздкую конструкцию меня не устраивала. И вдруг случайно в одной львовской клинике я услышал, как медики говорили о каком-то методе доктора Блискунова удлинения ног. Я узнал, что врач этот уже умер, но в Крыму, в Центре травматологии и ортопедии, оперируют по его методике, и обратился туда. Главный врач и научный руководитель центра Сергей Куценко сделал мне операцию.

-- Мы поставили Роману аппарат Блискунова, -- рассказывает Сергей Куценко. -- Он напоминает трубочку. Изготовлена она из высокопрочного титанового сплава. Диаметр трубочки 10-11 миллиметров, длина зависит от того, на сколько нужно удлинить конечность, и обычно колеблется от 20 до 30 сантиметров. Мы делаем на коже несколько проколов, перепиливаем кость, которую необходимо удлинить, и имплантируем туда аппарат. Когда человек ходит, мышцы сокращаются, и за счет этого кость удлиняется на 1 миллиметр в сутки. Происходит это совершенно безболезненно. Аппарат находится в кости до того момента, как созреет костная мозоль. В течение года у Романа в бедренной кости стоял аппарат Блискунова. Сегодня через небольшие разрезы внутрикостную трубочку мы удалили.

-- Что успел сделать за этот год? -- интересуюсь у Романа.

-- Закончил институт в Кракове, стал юристом, снова начал заниматься спортом…

-- Спортом?!

-- Да, каратэ. Аппарат мне не мешал. Только поначалу чуть-чуть швы ныли, а потом все прошло. Я занимался спортом и до аварии.

-- То, что Роман увлекся каратэ, нас удивило, -- говорит лечащий врач Романа, старший ординатор Крымского центра травматологии и ортопедии имени А. И. Блискунова Ростислав Никифоров. -- Некоторые наши пациенты после таких операций занимались плаванием, делали несложные физические упражнения. А Роман меня ошарашил, когда через несколько месяцев после операции приехал из Львова в Крым на контрольный осмотр за рулем автомобиля.

«Для первых своих пациентов доктор Блискунов сам изготавливал аппараты»

-- Удлинять конечности можно и другими методами, -- продолжает Ростислав Никифоров. -- Существуют аппараты внешней фиксации, принцип работы которых такой же, как и у всем известного аппарата Илизарова. Человеку в течение нескольких месяцев приходится носить на ноге сложную конструкцию. При использовании же метода Блискунова пациенту ничто не мешает вести обычную жизнь. Это, конечно, неоспоримое преимущество. Впрочем, как говорят специалисты нашего центра, метод Илизарова не конкурирует с методом Блискунова, а взаимодействует с ним.

С помощью аппарата Блискунова можно удлинять конечности при врожденных патологиях и после травмы. Аппараты успешно применяются также и для исправления дефектов костей, лечения ложных суставов, несросшихся переломов. В последнее время аппараты используются при хирургическом лечении опухолей костей, в том числе злокачественных.

-- Первые свои операции доктор Блискунов начал проводить еще в советское время в Центральном институте травматологии и ортопедии в Москве, -- рассказывает Сергей Куценко. -- Он сам делал аппараты: выполнял токарные, слесарные, фрезерные работы. Как говорил Александр Иванович, в течение дня несколько раз менял белый халат на черный. За первыми операциями наблюдали все сотрудники института -- в амфитеатре операционной не было ни одного свободного места. Первому своему пациенту -- с врожденным дефектом бедра -- Александр Иванович удлинил ногу на 11 сантиметров.

Блискунов пытался помочь каждому, кто к нему обращался. В 1990 году за создание нового научного направления, разработку и внедрение механических имплантационных устройств, работающих без внешних источников энергии, профессор А. И. Блискунов был удостоен звания «Заслуженный изобретатель СССР». В том же году Александр Иванович стал лауреатом премии ООН, ему вручили Большую золотую медаль Всемирной организации интеллектуальной собственности. Блискунов -- единственный в мире травматолог, награжденный ею.

-- Мало кто знает, что за разработками Блискунова пристально следили конкурирующие западные фирмы, -- говорит Сергей Куценко. -- Например, в «Литературную газету» после публикации статьи «Летаргия. Почему не оперирует профессор Блискунов?» пришло письмо бывшего ответственного работника Минздрава СССР. Он писал: «… Западным фирмам известны фамилии 16 человек из СССР, внедрение изобретений которых может составить конкуренцию медицинским фирмам как на территории СССР, так и на мировом рынке. Мне лично, как техническому эксперту, при закупке оборудования в Зальцбурге (Австрия) в 1981 году предложили «положить под сукно» или отправить на проверку в наш НИИ некоторые разработки профессора А. И. Блискунова, так как я непосредственно занимался этими работами в министерстве. Взамен мне обещали быстро подписать контракты на чрезвычайно выгодных для СССР условиях. Взвесив все плюсы и минусы, я был вынужден согласиться с этим предложением. Работы Блискунова мы заблокировали, а затем получили необходимое оборудование. Конечно, после подписания выгодного контракта я был поощрен на Родине… »

-- Как-то Александр Иванович с горечью сказал мне: «Обидно, что у нас такой огромный путь от идеи к делу, и судьбы ученых часто зависят от людей, которым мы совершенно не нужны», -- вспоминает Сергей Куценко. -- Его не раз приглашали жить и работать за рубежом. Но он мечтал создать центр травматологии и ортопедии именно в Крыму. Сегодня такой центр уже есть…