Події

«на скорости двести двадцать километров я ударился в отбойник — половину машины снесло, а мне ничено — выжил»

0:00 — 13 серпня 2004 eye 455

От столичной площади «Победы» до метро «Нивки» ночные гонщики несутся со скоростью свыше двухсот пятидесяти километров в час

Эти ребята -- сумасшедшие. Устроили из города гоночный полигон -- раллийную трассу, где есть лишь одно правило -- приехать к финишу первым. Машины у них серьезные -- дорогие и быстрые. Турбированное спортивное «Субару» Валеры, старейшины киевского клуба стритрейсеров (уличных гонщиков. -- Авт. ), разгоняется до запредельной скорости в двести пятьдесят километров в час. Когда он проскакивает перекресток на красный свет, поворачивая с левого ряда направо, у киевских водителей прихватывает сердце… «Меня в Киеве очень многие знают как Валеру Ката, -- говорит Валера, -- так что фамилию мою лучше не пишите».

«Парень упал с мотоцикла на огромной скорости, сначала с него сорвало куртку, потом начало счищать кожу на спине»

Валера пару дней назад вернулся с чемпионата Украины по шоссейно-кольцевым гонкам на мотоциклах. Легендарный ночной гонщик еле передвигается. На скорости сто шестьдесят километров его мотоцикл попал в лужицу протекшего машинного масла…

-- Сначала я долго ехал на заднице, пока не прогорели штаны, -- усмехается Валера. -- Ощущение было такое, вроде тебя посадили голым задом на раскаленную сковородку. Поэтому пришлось тормозить коленом, в ноге протерлась дыра до кости…

Зрители хотели вызвать врачей, но гонщик махнул рукой, мол все прекрасно, и хромая побежал к мотоциклу. Штаны на нем дымились… А через минут пять на скорости сто восемьдесят Валера понял, что при падении у мотоцикла треснула ручка тормоза и дальше тормозить ему вообще-то нечем. Он вытолкнул машину из под себя и снова покатился по асфальту…

-- Народ говорит, что я был похож на терминатора. Помнишь, когда ему руки железные отстрелили, и он бряцая кувыркался по дороге. Я, наверное, раз сорок перекувыркнулся… Сейчас все болит, но все-таки сравнительно легко отделался. А был случай, когда на моих глазах парень упал с мотоцикла на огромной скорости. Он ехал по асфальту на спине. Сначала с него сорвало куртку, а потом начало счищать кожу на спине. Боже мой, как он кричал! А у меня даже крови не было. Раны сразу прижглись!

В начале девяностых Валера был одним из отцов-зачинателей ночных гонок по городу. Сейчас он считает себя повзрослевшим, дозревшим до серьезного автоспорота. Но по-прежнему организует ночные гонки столичных стритрейсеров.

-- Валера, расскажи о первых и самых безумных гонках по Киеву. Почему сейчас движение пошло на спад?

-- Нет спонсоров. А пару лет назад победителям уличных ночных гонок давали неплохие призы -- по четыреста-пятьсот долларов. Платили телевизионщики -- какая-то иностранная телекомпания, которая снимала о нас фильм. Для гонок каждый раз выбиралась новая дистанция. Самая популярная -- проспект Победы: от площади Победы до Нивок и обратно. Собирались мы, любители скоростной езды, часов в двенадцать ночи. В одном заезде -- машин шесть-семь. Стали в рядок, газу -- и понеслись! Скорость ребята набирали до трехсот километров в час. Лично я победил на этой трассе с результатом четыре минуты сорок восемь секунд.

«На скорости двести двадцать километров я ударился в отбойник -- половину машины снесло, а мне ничего -- выжил»

-- Но гнать по проспекту со скоростью двести пятьдесят километров -- это все равно, что на сотне километров в час выскочить на тротуар и маневрировать между пешеходами!

-- Ночью в городе почти нет машин. Хотя сейчас, признаю, их появляется все больше и больше. И, конечно же, неприятные ситуации случаются. Чтобы со смертельным исходом -- такого не помню, а машины бились. Я сам на скорости в двести двадцать километров ударился в отбойник, разделяющий проспект Победы. Машина впереди перестроилась из своего ряда в мой -- крайний левый. Короче, был выбор -- бить ее или отбойник. Я выбрал отбойник. Половину моего «Опеля-Кадета» тогда просто снесло. Но я, видишь, ничего -- выжил… У нас у каждого на отбойнике проспекта Победы по пять-шесть персональных вмятин. Едем иногда и вспоминаем: «О, это я врезался!» -- «А это я!»

-- Каждый раз выбирая для ночной гонки новую трассу, вы перед «официальными» заездами тренировались? Обкатывали дорогу?

-- Ты представляешь, о чем говоришь? Потренируйся мы там пару дней -- и в ночь соревнований на трассе было бы все городское ГАИ! Поэтому маршрут сообщался ребятам-гонщикам непосредственно перед началом гонки. К тому же, если человек плохо знает трассу, то едет более осторожно. Иначе он будет мчаться на грани максимально допустимой скорости. А аварий нам и так хватало. Как-то на Владимирском спуске «Форд Мустанг» вынесло с брусчатки, и он «улетел» в лес. На скорости двести километров в час даже известная дорога становится вдруг чужой. Тормозишь, а машина несется, не собираясь останавливаться. Помню, автомобили бились и на самом финише. Тормоза за время гонки перегреваются, в темноте так красиво красным светом горят. А перед самым финишем не выдерживают -- отказывают, и человек прямо в столб -- бабах!

-- Какой кошмар! Особенно жалко машину…

-- А что такое? Спортивная машина долго не живет. Она создана для экстрима.

-- Кстати, как гаишники к вам относятся?

-- Нормально. В гонках по проспекту Победы никто, конечно, на их взмахи палочками не останавливался. Гнаться за нами смысла не было -- вряд ли бы догнали. Милиция передавала о нас информацию по рации. Гаишники подъезжали к месту старта--финиша. Приходилось платить штрафы. Один раз инспектора ГАИ хотели за нами погнаться на своей «Тойоте», но шансов у них не было. У нас ведь машины специально подготовленные -- «заточенные» под гонки.

«На троещинской «монетке» царит беспредел. В проигравшие машины плюют, бросают бутылки»

-- Сейчас спонсора нет, и ночные гонки прекратились?

-- Почему же? Просто в нашем клубе стрит-рейсинга изменились правила. Какой смысл гонять по прямой? Кто больше денег в машину вложил, тот и первый. Мы же теперь собираемся где-нибудь, скажем, на Окружной, около супермаркета «Билла». Машины стартуют с интервалом в пять минут. Каждому дается листок с заданием -- точкой в городе, куда надо как можно быстрее доехать. На этой контрольной точке (по-английски «чек-поинт». -- Авт. ) стоит наша судейская машина с мигалкой. Человек отмечается, получает новое задание и мчится дальше. В этих гонках очень важно хорошо знать город. Часто народ на «жигулях» мчится по узким маленьким улочкам и выигрывает у спортивных БМВ, которые ездят только по центральным трассам, где меньше шансов угодить в яму или колдобину. Про нас часто страшные вещи рассказывают -- мол, по тротуарам носимся, через ограждения прыгаем. Это чепуха! Большая часть машин -- спортивные, с низкой посадкой, и по бровкам особенно не поскачешь. Был, правда, один циркач на джипе. Но это, скорее, исключение.

-- Таксистов в ваше клубе нет?

-- Был такой случай: в гонках победил дедушка-таксист на «Таврии». Он лет тридцать на такси работал, а в клуб его привел сын -- показать, чем наша молодежь балуется. И дедушка всех обставил! Приехал первым, сказав: «Учитесь сынки». Хотя ребята неслись по городу со скоростью двести--двести двадцать километров в час!

-- По-моему, такие гонки еще опаснее заездов по прямой. Слушай, а сколько вы насбивали за это время пешеходов? Наверное, летают они из под колес, как кегли?

-- Пешеходы от нас не страдают (Валера морщится, тема аварий ему неприятна). Для ночных гонок мы выбираем улицы подальше от спальных районов, чтобы поменьше пьяных шаталось через дорогу. А вообще, принцип быстрой ночной езды такой: не пугай человека, не провоцируй его, чтобы он не начал дергаться. Когда летишь на сумасшедшей скорости, не моргай впереди идущим машинам фарами. Человека лучше объехать так, чтобы он не успел опомниться и наделать глупостей. А главная сейчас опасность для стритрейсеров -- «лежачие полицейские». Их по Киеву полным-полно накопали. И хоть бы где-нибудь поставили предупреждающие знаки! Наши ребята бампера об них отрывают, разбивают подвески…

-- А правила, светофоры -- вы на них внимания, как я понимаю, не обращаете?

-- Тут нужно выбирать -- либо соблюдать правила, либо побеждать. Но восемьдесят процентов светофоров ночью отключено…

-- Валера, ваш клуб ведь не единственный в Киеве?

-- В Киеве есть несколько мест, где собираются ночные гонщики. В нашу компанию попадают только по знакомству. Мы не принимаем обколотых, пьяных мажоров (детишек богатых родителей. -- Авт. ), которые могут натворить на дороге все что угодно. Они уезжают гоняться в другие места. В Киеве есть очень известное гоночное место -- «монетка», трасса возле рынка на Троещине. Там такие дела творятся! В проигравшие после заездов машины плюют, бросают бутылки. Короче, беспредел полный…

-- Говорят, там недавно гонщик разбился. Вроде бы трассу перекрыли, а тут из боковой улочки дедушка вырулил. Парень на скорости сто сорок пытался его обминуть и… прямо в столб.

-- Неудивительно… Народ с «монетки» жалуется, что появился там сейчас мент по кличке «дядя Степа», такой же высокий и здоровенный. Приходит и начинает бить палкой машины без разбора. А чего, спрашивается, они хотели? Приезжала, говорят, к ним милиция, а народ вместо того, чтобы культурно пообщаться, принялся раскачивать их машину. Одним словом, беспредельщики. К нам на место сборов милиция подкатывала неоднократно. Но мы -- люди культурные: пожалуйста, вот документы, ничего не нарушаем, проводим собрание клуба. Никто не пьяный, не обколотый. Нас и не трогают…

-- Сейчас в Киеве на трассе спорткомплекса «Чайка» провели первые официальные соревнования по драг-рейсингу (гонки по прямой на дистанции четыреста два метра, о которых «Автосалон» писал в своем прошлом выпуске). Там все вроде культурно, красиво… Почему народ туда не ездит?

-- Мне организация этих гонок не нравится. Трасса ночью освещается плохо. Я гонял там не на машине, а на спортивном мотоцикле. Передняя фара у меня, как и положено, заклеена. На финише скорость около двухсот пятидесяти километров, а впереди -- полная темень. Я не вижу почти ничего, понимаю только, что где-то там впереди отбойник из старых покрышек. И это нормально? Ты думаешь, на драг-рейсинге не бывает аварий? Идиотов хватает! Один парень на «Пежо» после финиша резко затормозил, машину повело (не туда крутанул руль), в итоге машина перевернулась…

На свою голову я прошу Валеру прокатить меня по городу. Вроде мы сейчас на гонках по стрит-рейсингу. Я -- штурман, он -- пилот. Валера заводит мотор. Я едва успеваю отыскать защелку ремня. Американские горки отдыхают. «Субару» рвет так так, что машины кажутся неподвижными, словно ларьки на тротуарах. Светофоры, разметка, полосы -- остались в прошлой жизни. Гонщик жмет на просвет -- туда, где есть свободное пространство. Это какой-то кошмар! Смертельный аттракцион. На спидометре -- «сто пятьдесят».

-- Разве днем поездишь, -- вполне серьезно вздыхает Валера. -- Только в пробках простоишь…