Государство уже выделило 117 миллионов гривен на приобретение необходимых препаратов, но их закупка блокирована, потому что Минздраву Украины приходится в суде доказывать правильность проведенного тендера
Пациенты онкобольниц и их родственники просто в отчаянии: врачи, назначая лечение, вынуждены рекомендовать людям покупать препараты самим.
-- Скажу честно, мы со дня на день ожидаем поступления препаратов для наших пациентов, -- говорит главный врач Киевской городской онкологической больницы, главный онколог Главного управления здравоохранения и медицинского обеспечения города Киева Геннадий Олийниченко. -- Ситуация просто катастрофическая, потому что на сегодняшний день и в городе Киеве, и во всех регионах пациентам приходится покупать лекарства за свои деньги. А это огромные суммы. В список лекарств, которые необходимо закупить для таких больниц, как наша, Министерство здравоохранения включило более 50 наименований -- химиопрепаратов и препаратов группы сопровождения. Без них невозможно получить хороший результат. В прошлом году и пациенты, и врачи ощутили, что в стране заработала программа «Онкология». Она была хорошо профинансирована. И вот сейчас, несмотря на то, что государство выделяет деньги на реализацию программы -- 117 миллионов гривен, больницы не могут получить лекарства. Как объяснить больным людям и их родственникам, что происходит?
-- Если учесть, что в Украине около 800 тысяч людей, больных раком, и это фактически каждый 50-й житель страны, то становится ясно, насколько серьезна проблема с финансированием их лечения, -- говорит главный врач Черкасского областного онкологического диспансера, главный онколог управления здравоохранения Черкасской облгосадминистрации Виктор Парамонов. -- Кроме того, в сферу спасения онкобольного вовлечены его родственники, друзья, коллеги. Представляете, сколько это людей! В нашей области живет 25 с половиной тысяч человек с онкологическими заболеваниями. Если нам удалось применить современные схемы лечения, то 53,2% взрослых пациентов выздоравливает, а среди детей этот показатель доходит до 70%. Так стоит ли государству вкладывать деньги в лечение онкобольных? Ответ ясен: конечно, стоит. Но если мы срочно не получим препараты, то лечить людей нам будет нечем. Ведь на одного пациента выделяется 5(!) гривен в день, а надо больше -- 150--170 гривен. Редко встретишь семью, которая может оплачивать лечение. Вот и обращаемся к спонсорам. Сейчас же особая надежда на Министерство здравоохранения и программу «Онкология».
Чтобы определить, на какие именно препараты должны быть потрачены государственные деньги, Министерство здравоохранения в июне нынешнего года провело тендер. В списке 59 наименований препаратов. Это не отдельно взятые лекарства, а те, которые специалисты назначают онкобольным в необходимой последовательности и определенных сочетаниях. Схемы лечения при различных онкозаболеваниях одинаковы практически во всех странах, и врачи просто обязаны их придерживаться.
По официальному сообщению Министерства здравоохранения Украины, закупить лекарства сейчас невозможно, так как хозяйственный суд полностью отменил результаты тендера в ответ на претензии, которые выдвинула против Минздрава одна коммерческая структур. В свою очередь представители Министерства здравоохранения подали апелляцию и обратились в Генеральную прокуратуру Украины. Вот как прокомментировал ситуацию заместитель министра здравоохранения Украины, председатель Постоянного тендерного комитета Минздрава Украины Владимир Загородний:
-- Все действия Минздрава в отношении закупки онкопрепаратов были прозрачными и преследовали одну цель -- приобрести для больных качественные и эффективные лекарства. Мы не понимаем, как Хозяйственный суд мог пойти на поводу у некой коммерческой структуры и отменить результаты тендера. Очевидно, что в тонкостях проведения такого сложного тендера судьи не разбирались. Но для специалистов здесь все ясно, потому что торги были открытыми, и мы ни от кого ничего не скрывали. Все документы были готовы, и в августе должны были начаться государственные закупки препаратов по программе «Онкология» на сумму 117 миллионов гривен. Министерство здравоохранения в Апелляционном суде будет отстаивать свою прежнюю позицию и надеется, что здесь более внимательно и скрупулезно подойдут к изучению материалов дела. Минздрав обратился в Генеральную прокуратуру, Кабинет министров, комитет Верховной Рады и другие государственные инстанции с просьбой как можно быстрее во всем разобраться. Еще раз подчеркиваю: люди ждут лекарств, и мы поставлены в ситуацию, когда за свои правомерные действия должны оправдываться. Очень жаль потерянного, я имею в виду, для больных, времени. Ведь иногда промедление смерти подобно.