Україна

На базаре рыба дорожает, а госкомстат утверждает, что цены практически стабильны

0:00 — 21 серпня 2004 eye 207

На пресс-конференции, созванной Ветдепартаментом и Экспертной комиссией по вопросам привлечения инвестиций в рыбную отрасль, на «неудобные» вопросы журналистов так и не ответили

На протяжении нескольких месяцев в Украине не прекращается обсуждение ситуации, сложившейся на рыбном рынке страны. Не оставалась в стороне и наша газета. Поэтому, узнав о пресс-конференции членов Экспертной комиссии по вопросам привлечения инвестиций в рыбопромышленную отрасль и развитие ее инфраструктуры при Кабинете министров, корреспондент «ФАКТОВ» попытался выяснить, что о происходящем думают эксперты. Это удалось не в полной мере. Основным мотивом запрограммированных выступлений было: «все хорошо, прекрасная маркиза». Даже то, что комиссия не привлекла ни копейки инвестиций. В этом выступавшим пришлось признаться. Они объяснили сей прискорбный факт тем, что комиссия работает пока(?) восемь месяцев, а результат бывает, как правило, только после девяти. С ответами же на вопросы «по существу» у экспертов то и дело возникали затруднения. Впрочем, судите сами.

Председатель экспертной комиссии (он же замминистра аграрной политики Украины) Юрий Мельник назвал «острой проблемой» несоответствие отечественных стандартов действующим зарубежным. «В этом мы видим свою вину, -- признался Ю. Мельник. -- Но есть недоработки и Госдепартамента рыбного хозяйства, и Министерства аграрной политики. Но мы работаем и эту проблему решим». Из его слов следовал один вывод: комиссия свои задачи выполняет, ситуация на рынке далека от ажиотажной и стабильна как с точки зрения его насыщения, так и с точки зрения цен.

Между тем, как ранее сообщали «ФАКТЫ», по данным «Госвнешинформа», растет только импорт сельди и кильки. Остальные же рыбопродукты завозят все меньше, а многие (среди них палтус, мерлуза, морской окунь и т. д. ) в последние месяцы совсем не ввозятся. На вопрос, почему так разнятся данные, ответа журналисты не получили.

Как сообщил на этой же пресс-конференции первый заместитель главы Госдепартамента ветеринарной медицины Владимир Горжеев, ветсертификаты в двустороннем порядке согласованы с 16 странами. С Норвегией, например, этот сертификат принят еще 19 декабря 2003 года. Кроме того, по приглашению норвежской стороны в середине сентября планируется поездка в Норвегию для снятия этих вопросов до начала лова рыбы в этой стране и поставок ее в Украину. От других стран, по его словам, мы принимаем продукцию по старым сертификатам -- если они соответствуют украинским требованиям.

(Если сертификат с Норвегией согласован еще в прошлом году, то почему об этом до сих пор не знает сама Норвегия? Например, председатель Норвежской федерации морепродуктов Кристен Мордал, который сообщал об этом письменно, называя информацию руководителей Ветдепартамента Украины об этом неправдивой?)

-- В распространенном перед пресс-конференцией релизе указывается, что мороженая рыба и рыбопродукты, в соответствии с международными стандартами, «должны быть свободны от паразитов, не вредных для человека». А как с вредными паразитами? И второе -- есть ли разница между мертвыми и живыми паразитами, учитывается ли эта разница в стандартах? -- спросили журналисты у В. Горжеева. Ответ был дан достаточно туманный (мол, по стандарту «рыба и рыбопродукты должны быть по возможности свободны от любых неприятных субстанций и паразитов, не вредных для человека) и не совсем на этот вопрос, после чего ведущая умело увела разговор в «нужное» русло. (Напомним, что, по словам авторитетного биолога профессора Альбины Гаевской, в Мировом океане нет ни одной рыбины, не содержащей этих личинок, естественной составляющей морской фауны).

Когда руководитель Госдепартамента рыбного хозяйства МинАП Сергей Алимов попытался зачитать данные из письма посла Норвегии в Украине, ведущая прервала и его -- так мы мнение посла и не услышали. Не дали также высказаться и рыбопромышленникам, которые уже более полугода просят Ветдепартамент не уничтожать рынок рыбы.

Журналисты попытались выяснить, есть ли документальное подтверждение о согласовании нового варианта международных сертификатов с 16 странами, однако Юрий Мельник пригласил всех на завтра посмотреть эти документы в… Департамент ветмедицины, где они, по его словам, есть. Почему-то захватить их копии на встречу с журналистами, посвященную этим вопросам, чиновники не догадались. «На завтра» же в департаменте пришедшим журналистам предложили написать официальный запрос, который будет рассмотрен в положенные сроки (по закону -- месяц).

-- Объясните, пожалуйста, популярно, каким образом предлагаемое вами квотирование рыбного импорта будет влиять на его качество и безопасность? -- задали организаторам встречи еще один «насущный» вопрос.

-- На сегодняшний день механизмы квотирования дорабатываются, -- ответил Юрий Мельник, -- и мы поговорим об этом позже.

-- Обычно квотирование предполагает установление верхних пределов для того, чтобы ограничить ввоз. А вы устанавливаете эти пределы в размерах больше существующего импорта, зачем это нужно?

-- У нас будет составлен реестр предприятий, -- рассказал ответственный секретарь комиссии Александр Журавлев. -- Каждому из них будет выдана лицензия на конкретный объем квот, и каждое будет заинтересовано и обязано в поставке качественного сырья. Ему будет экономически выгодно поехать к месту лова или производства, сертифицировать производство и контролировать поставки. Сегодня же получается, что крупные импортеры способны это делать, а мелким импортерам финансы это не позволяют, и сертификацию они производят здесь. (Напомним, что постановление о квотировании было отправлено на доработку, как противоречащее ряду норм украинского законодательства. Также ФАКТЫ ранее сообщали, что указанное постановление может помешать Украине вступить в ВТО. -- Авт. ).

-- Не проще ли тогда работать с крупными экспортерами, которые и так могут обеспечить качество?

-- Думаю, у других тоже есть еще вопросы, поговорим позже…

К сожалению, позже времени для обсуждения всех этих вопросов у членов комиссии не нашлось. Все неудобные для себя вопросы они предпочли назвать «черным пиаром». А на него ответы, мол, не предполагаются. Тоже ход, конечно.

Увы, так я и не понял, как установление квот добавит средств мелким импортерам, чтобы они смогли поехать за рубеж и проконтролировать качество поставляемой в Украину продукции. Да и вообще, неясным осталось, зачем задумано все это квотирование, если не для поддержки этих мелких импортеров, до которых нам, рядовым потребителям и любителям рыбы, дела нет. Зато, разумеется, наше дело -- стремительный рост цен на рыбу, который в результате квотирования еще более усугубится.