Події

Утонувшего 63-летнего жителя волыни, который 10 минут (! ) пролежал на дне пруда в состоянии клинической смерти, спасли и вернули к полноценной жизни

0:00 — 26 серпня 2004 eye 465

По мнению опытных врачей-реаниматологов, этот случай -- уникальный

Поразительный случай произошел в селе Дидовичи Киверцовского района Волынской области. 63-летний местный житель Василий Друкачук, умеющий хорошо плавать, утонул в небольшом пруду и пробыл под водой в состоянии клинической смерти почти 10 минут, пока его не вытащил на берег 26-летний сосед Сергей Киричук.

По словам медиков, человеку достаточно 5--6 минут, чтобы погибнуть. При этом обычно начинается отмирание коры головного мозга, и пострадавший, даже если его «откачают», превращается в «биологический объект». Но Василий Григорьевич, благодаря самоотверженности своего спасителя Сергея Киричука и профессионализму врачей, не только остался жив, но и сохранил способность здраво мыслить и полноценно трудиться…

«Когда дедушка утонул, я очень испугался и побежал за дядей Сережей»

-- Я уже лет пять ни в речке, ни в пруду не плавал, обычно моюсь в тазике, -- говорит Василий Друкачук. -- А в тот день было очень жарко, вот и решили с внуком Олежкой освежиться в пруду. Разделись, влезли в воду. Накупавшись, Олег выскочил на берег, а я -- не могу. Гребу, а сил все меньше. И голос потерял. Раз воды хлебнул, второй… И пошел ко дну. А глубина там -- три метра. Дальше ничего не помню. Очнулся уже в больнице. Хорошо, что Олежка не растерялся, догадался, что я тону, и побежал за соседом Сергеем Киричуком. Иначе я бы сейчас с вами не разговаривал. Почему я пошел ко дну не понимаю: хорошо плаваю, воды не боюсь, раньше никогда не тонул. Может, причина в том, что полез купаться разгоряченным, а вода на глубине холодная -- вот меня и «отключило»…

Сейчас Василий Григорьевич чувствует себя хорошо, трудится по хозяйству, присматривает за внуками. Он безмерно благодарен Сергею Киричуку за спасение. А на вопрос, пойдет ли еще купаться на пруд, решительно замотал головой: «Нет, даже в самую большую жару!»

-- Накупавшись, я вышел из воды и собрался одеваться, -- вспоминает 13-летний Олег, внук Василия Друкачука. -- Дед продолжал плавать. Вдруг замахал руками и исчез под водой. Я догадался, что он тонет, и побежал за дядей Сережей. Пока он вытаскивал деда на берег, я бросился вызывать «скорую».

-- Испугался?

-- Очень. За дедушку испугался, я ведь так его люблю!

-- Все произошло очень быстро, -- рассказывает 26-летний Сергей Киричук. -- Я был дома. Вдруг прибегает внук соседей, и кричит, что дедушка тонет. Я помчался к пруду. Соседа на поверхности уже не было видно. Я бросился в воду. Страха не испытывал. Правда, сильно занервничал, когда долго не мог найти утонувшего в мутной воде. Да еще не знал точно, в каком месте он пошел ко дну -- Олежка меня сориентировал лишь примерно. Сначала я нырял, затем опустился на ноги и сделал по дну несколько шагов. Наткнулся на преграду, убедился, что это Василий Григорьевич, и потащил его к берегу. Вот это оказалось самым трудным. Ноги скользили по глинистому дну, поэтому двигался я медленно.

Уложив Василия Григорьевича на траву, я приложил ухо к его груди. Он не дышал, и сердце не билось. Освободив дыхательные пути от воды и ила, я стал делать ему искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. Не могу сказать, как долго -- время не засекал. Все делал «на автомате». Наконец, он хрипло втянул воздух, изо рта пошла кровавая пена. В этот момент приехала «скорая».

-- Где вы научились спасать утопающих?

-- В школе проходили.

«Скорая» прибыла на место ЧП в рекордно короткое время. Не прошло и восьми минут с момента вызова, как медики уже были в селе.

-- Тревожное сообщение о том, что в Дидовичах в пруду утонул человек, поступило на станцию скорой медицинской помощи примерно в три часа дня, -- говорит врач Наталья Кришук, выезжавшая на вызов. -- Когда мы прибыли на место происшествия, пострадавший уже был на берегу. Односельчанин оказал ему первую помощь. Однако состояние больного оставалось критическим: сознание отсутствовало, кожа посинела, давление упало до катастрофического уровня: 40 на 0. Мы продолжили реанимационные мероприятия, подключили капельницу и помчались в больницу.

«За 20 лет медицинской практики я не помню, чтобы человек остался полноценным после столь тяжелого случая»

-- Шансы на то, что пострадавший останется в живых, были мизерны, -- Продолжает Наталья Кришук. -- Пациент находился практически в состоянии агонии, и мало кто верил в благополучный исход. Лишь когда у него уже в реанимационном отделении посветлела и потеплела кожа, уменьшился отек легких, стало восстанавливаться дыхание и повышаться давление, появилась надежда. Я очень рада, что все обошлось. Василий Друкачук, конечно, родился в рубашке. За все годы работы я не помню, чтобы человек так долго пробыл под водой и остался жив.

-- Василий Друкачук поступил к нам в крайне тяжелом состоянии, -- рассказывает врач-анестезиолог отделения реанимации Киверцовской центральной районной больницы Василий Гаврилюк. -- Кроме всего прочего, нас волновал вопрос, не наступила ли у него декортикация (отмирание головного мозга) вследствие кислородного голодания в результате длительного пребывания под водой. Дело в том, что при утоплении или удушении, если человеку не оказали вовремя медицинскую помощь, мозг функционирует до 5 минут. Потом обычно наступает отмирание коры головного мозга. При этом человек превращается в биологический объект -- дышит, сердце бьется, а мыслительный процесс отсутствует. Так что нашей главной задачей было спасти Василия Друкачука от декортикации и ее последствий. Еще в приемном отделении ему была проведена интубация (вставлена трубка, через которую проводилась искусственная вентиляция легких), санация легких (освобождение от пенисто-кровавой мокроты), защита мозга от гипоксии (недостатка кислорода), другое необходимое лечение. На аппаратном дыхании он находился сутки, пока не пришел в сознание. Всего в реанимации пробыл шесть суток. Домой выписался вполне здоровым -- как физически, так и умственно. Это большая удача. В моей 20-летней практике утопления, конечно, встречались, но чтобы человек выкарабкался с того света после столь тяжелого случая и остался полноценным, -- такого я еще не встречал.

-- В тот злополучный день меня не было дома, -- вспоминает дочь Василия Друкачука Надежда. -- Оставив отца и сына на попечение друг друга, я поехала собирать ягоды в другое село. И, странное дело, примерно в то время, когда папа тонул, мне вдруг, как говорится, «икнулось», и появилось чувство тревоги. Со страшной силой потянуло домой. Помню, сказала себе: завтра же утром съезжу, проведаю родных. А вечером мне позвонили и все рассказали. Я была потрясена! Естественно, тут же поехала в Дидовичи… То, что папа остался жив, -- настоящее чудо. Пока он лежал в реанимации, мы не находили себе места. Слава Богу, что все обошлось. Наша семья безмерно благодарна Сереже Киричуку, а также всем медикам, буквально вытащивших папу с того света.

-- Опыт и наблюдения свидетельствуют, что тонут преимущественно хорошие пловцы, -- говорит инспектор центра пропаганды УМЧС в Волынской области Татьяна Белоус. -- Чтобы не случилась беда, следует придерживаться правил поведения на воде: никогда не плавайте в одиночку, особенно, если не уверены в своих силах; не купайтесь в необорудованных, непроверенных местах; не ныряйте в воду после длительного пребывания на солнце. Следует помнить, что оптимальная температура воды для купания должна быть не ниже +17 -- +19 градусов, а плавать можно не более 20 минут.