Світ

На высоте 10 тысяч метров две террористки-смертницы практически одновременно привели в действие взрывные устройства в самолетах ту-154 и ту-134

0:00 — 28 серпня 2004 eye 270

Западные телекомпании уже назвали эту трагедию «11 сентября по-русски»

Вчера глава Центра общественных связей Федеральной службы безопасности России Сергей Игнатенко заявил, что на месте падения самолета Ту-154, разбившегося в Ростовской области во вторник вечером, обнаружены следы взрывчатого вещества. «Предварительный анализ показал, что это гексоген», -- добавил он. И тут же подчеркнул, что для полной уверенности необходима дополнительная экспертиза.

Таким образом, версия теракта в случае гибели двух российских самолетов -- Ту-154 и Ту-134 -- стала вчера основной. Из первых отчетов следственной комиссии и рапортов экспертов ФСБ складывается следующая картина. На борту самолетов находились террористы-смертники, предположительно женщины. Им удалось пронести с собой небольшие взрывные устройства. Возможно, это были печально известные пояса шахидов. Дождавшись, когда самолеты наберут высоту -- около 10 тысяч метров -- смертницы привели бомбы в действие. Находились они в хвостовой части лайнеров возле туалетов. Небольших по мощности взрывов оказалось достаточно, чтобы произошла внезапная разгерметизация самолетов. В результате хвосты лайнеров оторвались от фюзеляжа, оба «Ту» ушли в штопор и рухнули на землю. Во время падения они разваливались на части, что привело к большому разбросу обломков (напомним, что фрагменты самолетов как в Ростовской, так и в Тульской областях были обнаружены на участках радиусом до 50 км). В этой ситуации пассажиры и экипажи были обречены.

В настоящее время ФСБ тщательно проверяет всех, кто летел на разбившихся самолетах. Пока круг поиска сузился до двух пассажирок. Председатель государственной комиссии министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что некая гражданка Джабраилова летела на Ту-154. Она оказалась единственной из погибших, чьей судьбой не интересовался никто из родственников или просто знакомых. Обращает на себя внимание и тот факт, что в списке пассажиров эта женщина значится под фамилией Джебирханова. Имеет место также путаница в ее отчестве. В Ту-134 летела Аманта Нагаева. Ее труп до сих пор не обнаружено. Возможно, у нее взрывное устройство было большей мощности -- тело смертницы разорвало на куски.

Российская газета «КоммерсантЪ» утверждает, что Джебирханова (Джабраилова) собиралась лететь в Сочи в среду, 25 августа. У нее был билет на популярный у пассажиров рейс Ил-86. Там билеты дешевле, чем на Ту-154. Ил-86 заполняется на 100 процентов. В нем в среду улетели из Москвы около 300 человек! Однако Джебирханова появилась в аэропорту во вторник незадолго до вылета Ту-154 и попросила в кассе перекомпостировать ее билет на вечерний рейс. Есть предположение, что организаторы теракта решили произвести больший эффект двумя одновременными взрывами на разных самолетах в ущерб количеству жертв. Однако более правдоподобно выглядит версия о том, что террористы не захотели рисковать: они понимали, что после гибели первого самолета во всех аэропортах будут введены дополнительные меры безопасности.

Официальные лица в России по-прежнему скупы на комментарии. А вот на Западе гибель двух российских самолетов обсуждается очень горячо. Американские телекомпании сразу назвали эту трагедию «11 сентября по-русски», сравнивая ее с терактами в Нью-Йорке и Вашингтоне в 2001 году. Вчера канал «Фокс ньюс» сообщил, что ответственность за гибель Ту-154 и Ту-134 взяла на себя… «Аль-Каида»! На одном из исламистских сайтов в Интернете появилось заявление ее подразделения -- группировки «Бригады Исламбули» (названа в честь египетского офицера Халеда Исламбули, осуществившего физическое устранение президента Египта Анвара Садата в 1981 году), в котором говорится: «Нашим муджахединам удалось угнать два российских самолета, и эта операция завершилась успехом. В Чечне продолжается убийство русскими солдатами мусульман. Оно прекратится только тогда, когда мы начнем против русских кровавую войну. Самолеты -- это наш первый удар, за которым последует серия других. Мы победим и в Чечне, и в других мусульманских областях, в которых наши братья страдают от рук неверных… »

Российские власти комментировать это сообщение отказались. В ФСБ заявили, что его подлинность не установлена, а потому текст вызывает сомнение.