Світ

Руководитель полетами на аэродроме «коротич» виктор выходцев: «когда до посадочной полосы оставалось каких-то метров 70, самолет как будто потерял управление. Я вызвал пилота, но он не ответил… »

0:00 — 31 серпня 2004 eye 1057

69-летний главный тренер сборной Украины по высшему пилотажу Евгений Прозоров разбился на уникальном самолете во время подготовки к праздничному авиашоу под Харьковом. Свидетелями трагедии стали сотни зрителей. Среди них была и жена пилота…

В субботу около восьми утра близ села Коротич под Харьковом потерпел катастрофу самолет По-2, которым управлял опытный пилот-испытатель, главный тренер сборной Украины по высшему пилотажу Евгений Прозоров. 69-летний пилот, находившийся один в кабине двухместного самолета, погиб.

-- Это был тренировочный полет перед началом праздника. Авиашоу, посвященное окончанию 32-го чемпионата страны по вертолетному спорту и Дню авиации, должно было начаться через несколько часов, -- рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника Харьковского аэроклуба Виктор Выходцев, выполнявший в тот день функции руководителя полетами на аэродроме «Коротич». -- Самолет разбился при заходе на посадку. Хотя до окончания работы комиссии рано говорить о причинах катастрофы, мое личное мнение -- пилот на какое-то время потерял сознание. Может, сердечный приступ… Во время полета я несколько раз выходил на связь с пилотом -- все было нормально. Потом, на моих глазах, во время захода на посадку, когда до посадочной полосы оставалось каких-то метров 70, самолет как будто потерял управление. Я вновь вызвал пилота, но он не ответил…

На глазах нескольких сотен зрителей, пришедших посмотреть на тренировку авиаторов, резко спустившийся самолет зацепил землю шасси, затем -- крылом и рухнул всем корпусом, в мгновение превратившись в груду искореженного металла. Целым остался лишь шлем пилота -- он отлетел на несколько десятков метров в сторону. Никто из зрителей, слава Богу, не пострадал.

Специалисты установили, что до аварии самолет находился в исправном состоянии. Пилот же регулярно проходил медкомиссию, а непосредственно перед полетом прошел освидетельствование у врача аэроклуба.

Из досье «ФАКТОВ»

Евгений Прозоров с 1958 года работал в Запорожском машиностроительном конструкторском бюро «Ивченко-Прогресс», -- единственном в Украине и ведущем в СНГ разработчике авиадвигателей. Был инженером, конструктором, заместителем главного конструктора. Последняя должность, которую он занимал до своей гибели, -- начальник бригады систем управления контроля двигателей. По словам сослуживцев -- был отличным специалистом, примером для всех в организованности и самодисциплине. Единственной страстью этого человека вне работы было небо. Самолетному спорту он отдал более 40 лет, участвовал во многих крупных авиационных шоу. В течение 23 лет тренировал сборную команду Украины по самолетному спорту. Мастер спорта СССР, заслуженный тренер УССР по самолетному спорту, судья всесоюзной категории. Сам налетал более 3 тысяч часов, освоив более 30 типов отечественных и зарубежных летательных аппаратов. Автор книг «Самолетный спорт на Украине» (1995 год) и «Земля над головой» (2003).

Три года назад под Запорожьем Прозоров разбился на тренировочном самолете, но смог восстановиться и вновь получил доступ к полетам. На воздушный праздник в Харьков он приехал вместе с женой, на глазах которой и погиб…

Естественно, после случившегося предстоящий праздник и обещанный концерт организаторы отменили.

Самолет, на котором разбился запорожский спортсмен, был построен специалистами Харьковского национального аэрокосмического университета всего два года назад по сохранившимся чертежам. По оценкам авиаторов, это была единственная в Украине машина такого типа.

По-2 был назван в честь своего создателя -- авиаконструктора Николая Поликарпова. В период с 1930 по 1953 год авиазаводами СССР было выпущено более 30 тысяч этих небольших (длина корпуса -- всего восемь метров, размах крыла -- 11 метров) двухместных самолетов. Модель предназначалась для массового обучения летчиков в минимальные сроки. В многочисленных военных вариантах По-2 применялся в качестве штабного, связного, легкого ночного бомбардировщика и разведчика. Затем его сняли с производства. За полвека машин подобного типа практически не осталось.

Из досье «ФАКТОВ»

25 июля 1998 года на аэродроме «Коротич» во время авиашоу, посвященного закрытию чемпионата Украины по парашютному спорту, разбился самолет Як-18Т. После первого виража он внезапно ушел в штопор, рухнув за лесопосадкой. Погибли четыре члена экипажа, среди которых -- абсолютный чемпион мира по парашютному спорту Григорий Сурбако.

29 августа 1999 года в Луганске во время авиашоу, посвященного Дню шахтера, разбился спортивный самолет Як-55. Мастер спорта Александр Алпатов перед гибелью успел отвести машину подальше от переполненных трибун стадиона.

17 сентября 2000 года на стадионе «Чайка» в Киеве во время показательных выступлений в рамках авиапрограммы салона «Авиасвит-XXI» разбился самолет Як-52, которым управлял пилот-любитель -- заместитель министра внутренних дел Леонид Бородич. За долю секунды до столкновения с землей генерал успел выключить двигатель -- чтобы избежать взрыва.

27 июля 2002 года на львовском аэродроме «Скнилов» разбился бомбардировщик Су-27. Члены экипажа успели катапультироваться, а многотонная махина накрыла сотни зрителей. 76 человек погибли, многие остались искалечены.