Події

«я предложил володе бросить сумку с деньгами и разбежаться. Но он не согласился, сказав, что так просто не сдастся»

0:00 — 31 серпня 2004 eye 428

Замостянский местный суд Винницы приговорил к восьми годам лишения свободы одного из милиционеров, который год назад участвовал в разбойном нападении на кассу предприятия «Торговый дом «Винницахлеб». Второй взорвал себя гранатой во время задержания

Для тех, кто знал капитана милиции Владимира Мисько, старшего преподавателя-методиста Центра подготовки сотрудников органов внутренних дел УМВД Украины в Винницкой области, было полной неожиданностью сообщение о том, что он вместе со своим приятелем подозревается в разбойном нападении на кассу предприятия «Торговый дом «Винницахлеб». В свое время Владимир вернулся из Афганистана -- вся грудь в орденах и медалях, с отличием закончил Национальную Академию внутренних дел Украины. Ну никак не вязалось все это с инкриминированным ему преступлением!

«Увидев, что Володя берет с собой «на дело» четыре пистолета и три гранаты, я спросил, не на войну ли он собирается?»

Буквально через два дня после того, как Владимир Мисько свел счеты с жизнью, подорвав себя гранатой, в Управление по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Винницкой области явился с повинной старший лейтенант милиции Владимир Андрущак. Он сознался, что совершил нападение на кассу вместе с Мисько, и сказал, что теперь, после гибели друга, готов ответить за содеянное. Андрущак попросил отпустить рабочего агрегатного завода, задержанного по подозрению в совершении этого преступления, заверив, что тот совершенно не при чем…

-- Володя Мисько был моим лучшим другом, вместе с ним я несколько лет работал в Центре подготовки сотрудников милиции УМВД Украины в Винницкой области, -- вспоминал на суде 29-летний Владимир Андрущак. -- А когда мне предложили большую зарплату, я ушел из Центра. С новой работой, увы, не сложилось. Однажды Володя позвонил мне и предложил встретиться в кафе. Когда я туда пришел, он поделился со мной планами: мол, знает, как можно заработать много денег -- для этого надо ограбить кассу предприятия «Торговый дом «Винницахлеб». И попросил меня помочь ему в этом. Я очень удивился, восприняв его предложение как нелепую шутку. Но Володя упрямо твердил, что не шутит, ему очень нужны деньги на лечение ребенка и прикованного к постели отца. Рассказал также, что тесть разбил автомобиль, который нужно срочно отремонтировать. Убеждал, что касса, которую он облюбовал, -- удобный объект для нападения, потому что находится на первом этаже предприятия, к тому же двери там часто открыты настежь -- видимо, в маленькой комнатке кассирам жарко. А если двери и будут закрыты, то лишь на слабенькую защелку, следовательно, их можно легко выбить резким ударом руки. Я не узнавал Володю, он всегда казался мне совершенно равнодушным к деньгам. Когда же я начал возражать и убеждать его, что задуманное им слишком рискованно, он заявил, что не откажется от своего плана, и стал уговаривать помочь ему. После длительных раздумий я согласился, считая, что с помощью украденных денег смогу решить немало своих проблем.

Кассир выпустила из рук сумку с деньгами только после того, как налетчик ранил ее в плечо

На протяжении нескольких недель офицеры милиции Мисько и Андрущак тщательно готовились к ограблению кассы. Не один день наблюдали, как через 5--10 минут после обеденного перерыва к предприятию подъезжает инкассаторская машина, значит, выручка к этому времени уже готова. А денег, судя по объему увесистой сумки, инкассаторы забирали много. Также милиционеры подметили некоторые нарушения в работе инкассаторов, и поначалу планировали совершить разбойное нападение на них. Но, тщательно все взвесив, решили все же «изъять» сумку с деньгами у кассиров. Кроме того, Мисько с Анрущаком хорошо изучили прилегающую к предприятию территорию и четко просчитали, как будут уходить после того, как завладеют деньгами.

Как следует из материалов уголовного дела, утром в день преступления Андрущак приехал к Мисько на работу в Центр, прихватив с собой сменную одежду -- куртки, панамы, платки, чтобы закрыть лицо, -- в этом «камуфляже» они собирались проникнуть в кассу. Вернее, проникнуть должен был только Мисько, а Андрущаку предстояло прикрывать его у входной двери. Мисько положил в сумку похищенные в дежурной части патрульно-постовой службы два пистолета Макарова и патроны к ним, а также пистолет Марголина, наган с патронами и три гранаты РГД-5 (откуда он взял это оружие, судом не установлено. -- Авт. ). По словам Андрущака, он очень встревожился и спросил у Мисько, не на войну ли тот собрался? Но Владимир успокоил сообщника: оружие учебное, и берут они его лишь для того, чтобы психологически воздействовать на «противника». Также напомнил, что действовать надо по плану, как и договорились, так что никакого насилия к сотрудникам кассы не применять.

Но по плану не получилось. Следствием было установлено, что Мисько, надвинув на глаза панаму и закрыв лицо платком, проник в кассу в тот момент, когда кассир, чуть приоткрыв дверь, заходила туда со стаканом сока из столовой. «Это ограбление, сидеть на месте!», -- угрожая пистолетом, предупредил налетчик. Вторая кассир тут же вцепилась в сумку с подготовленными для инкассации деньгами и продолжала держать ее даже после того, как Мисько ударил ее по лицу. Лишь когда грабитель выстрелил мужественной женщине в плечо, она от болевого шока выпустила сумку из рук. Мисько схватил сумку и выбежал из кассы. В коридоре к нему бросился один из охранников предприятия. «Отойди!» -- грозно предупредил Мисько и направил на охранника дуло пистолета. Вместе с Андрущаком он попытался скрыться, побежав в сторону стадиона «Химик». Но сразу же после того, как налетчики выбежали на улицу, их начал преследовать дежурный наряд службы охраны, прибывший на место происшествия через минуту после тревожного звонка из «Торгового дома «Винницахлеб». Мисько ранил преследовавшего его старшего инспектора наряда Василия Клипку в руку. На помощь оперативникам из службы охраны для задержания злоумышленников прибыли бойцы патрульно-постовой службы, ГАИ, спецподразделений «Беркут» и «Сокол».

Налетчики просчитались в мелочах

Несмотря на то, что разбойное нападение на кассу было четко спланировано и разрабатывали его профессионалы, которые сами учили других стрелять и принимать решения в экстремальных ситуациях, это преступление было обречено на провал. Просчитались налетчики в мелочах: они не предвидели, что кассир так бесстрашно будет защищать деньги предприятия, а другая сотрудница, которой было приказано тихо лежать на полу, ослушается и нажмет кнопку тревоги. Также не предполагал Мисько, что одна из сотрудниц предприятия узнала его -- несколько лет назад он работал оперативником уголовного розыска в Старогородском райотделе милиции Винницы вместе с ее мужем.

-- У гаражей мы быстро переоделись, переложили пачки денег в спортивную сумку, -- рассказал во время следствия Андрущак. -- По плану с набитой деньгами сумкой должен был уходить я, а Володе тем временем предстояло ехать на работу -- в Центр, чтобы вернуть пистолеты в оружейную. Пройдя с сумкой несколько метров, я заметил милицейское оцепление на улице Кирова и вернулся. Уговаривал Володю бросить сумку и разбежаться в разные стороны, однако он сказал, что просто так не сдастся, так как привык любое начатое дело доводить до конца. Затем попросил меня уходить и пообещал, что попробует отвлечь внимание правоохранителей. Я поспешил в направлении железнодорожного вокзала. Там гаишник спросил, откуда я иду, и потребовал предъявить документы. Я показал удостоверение сотрудника милиции, и он меня отпустил. Какой же неожиданностью было для меня встретить в ту минуту свою маму! Она ехала в маршрутке и, заметив меня, почувствовала: что-то случилось. Поэтому и вышла, не доехав до нужной остановки. Я сказал ей, что у меня действительно могут возникнуть проблемы, но об этом мы поговорим позже. Также попросил маму, если сотрудники милиции станут ее расспрашивать, не знает ли она, где я был в два часа дня, сказать, что у нас с ней как раз на это время была запланирована встреча, которая состоялась.

Обеспокоенный отсутствием новостей от сообщника, Андрущак позвонил ему на мобильный телефон. Мисько успел сказать, что окружен и «некоторые из ментов» его узнали, а также объяснил, где спрятал два пистолета Макарова, и попросил, как только все утихнет, обязательно забрать их, отвезти в Центр и передать офицеру милиции, отвечающему за хранение оружия. Андрущак пообещал, что все так и сделает, но пистолеты вскоре нашли оперативники.

На суде один из коллег Мисько (тот самый, который на время отпуска доверил ему ключи от оружейной комнаты, хотя и знал, что делать этого не имеет права), рассказал, что тоже звонил в это время Владимиру на мобильный и, не зная о том, что произошло, попросил обязательно дождаться его на работе. Он хотел помочь Владимиру почистить оружие. «Я подвел, я подставил и тебя, и всех вас!» -- взволнованно кричал Мисько в телефонную трубку. «Поняв, что у Владимира большие проблемы, я просил его не волноваться, обещал помочь, что бы ни случилось. Но Володя сказал, что ему уже никто не сможет помочь», -- вспоминал коллега Мисько.

Сотрудники милиции обнаружили Мисько в небольшом дворике агрегатного завода и окружили его плотным кольцом. Один из правоохранителей, зная, как хорошо Владимир владеет оружием, просил его не стрелять, ведь он может кого-то убить, а это тяжкий грех. «Отсидишь за разбойное нападение -- и выйдешь, жизнь-то продолжается!» -- уговаривали милиционеры преступившего закон коллегу, который еще вчера был одним из лучших среди них.

Еще один сотрудник милиции, пытаясь успокоить Владимира, подошел к нему поближе, посоветовал сдаться. Но Владимир ответил, что общаться ни с кем не будет, и попросил коллегу отойти подальше. Увидев в руках Владимира гранату, тот понял, что Мисько настроен решительно. «Он дал мне возможность отойти на безопасное расстояние, и лишь потом подорвал себя», -- вспоминал свидетель.

Спустя некоторое время у гаражей, расположенных неподалеку от стадиона «Химик», была найдена спрятанная налетчиками сумка, в которой лежали 106 тысяч 100 гривен. В сумке недоставало 6 тысяч гривен -- куда они исчезли, выяснить в судебном заседании так и не удалось. На эти недостающие 6 тысяч гривен ЗАТ «Торговый дом «Винницахлеб» предъявил иск Андрущаку, и суд удовлетворил иск.

На суде коллеги Андрущака и Мисько говорили о них только хорошее

Старший лейтенант милиции Владимир Андрущак частично признал свою вину и сообщил, что никому никаких телесных повреждений не причинял и действовал лишь по разработанному Мисько плану. Вскоре после задержания Андрущака во время обыска у него дома были обнаружены пять предметов, предназначенных для имитации наземных взрывов артиллерийских снарядов и гранат, и два патрона калибра 5,6 миллиметра. Как оказалось, эти боевые припасы Андрущак хранил по месту проживания без предусмотренного законом разрешения. Поэтому, кроме разбойного нападения, ему инкриминировалось незаконное хранение взрывоопасных веществ. Учитывая искреннее раскаяние подсудимого, наличие на иждивении малолетнего ребенка, его помощь в раскрытии тяжкого преступления, положительные характеристики c места работы и то, что он впервые привлекается к уголовной ответственности, Замостянский местный суд Винницы приговорил Андрущака к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества.

-- Прежде всего, меня интересовало, как могло случиться, что Андрущак, проработав в милиции девять лет, и Мисько, посвятивший службе в органах внутренних дел четырнадцать лет, стали на преступный путь, -- сказал корреспонденту «ФАКТОВ» юрист первого класса, прокурор отдела поддержания государственного обвинения в судах Винницкой областной прокуратуры Константин Краило. -- Андрущак ответил мне, что лишь пытался помочь своему товарищу. Хотя после неудавшегося нападения на кассу осознал: если бы не принял предложение Мисько о соучастии в разбойном нападении, вряд ли бы тот сам отважился на такое. А значит, остался бы жив!

-- Любопытно, что все выступавшие в судебном заседании правоохранители, осуждая содеянное коллегами, характеризовали и Андрущака, и Мисько как профессионалов, волевых, решительных людей. Хорошо отзывались о них даже те из бывших сослуживцев, кто по вине подсудимых лишился своих должностей или получил другие административные взыскания…