В последнее десятилетие в лечении глазных болезней появились новые технологии, позволяющие многим людям сохранить способность видеть даже в тех ситуациях, которые раньше считались безнадежными
На экране монитора, установленного прямо в операционной Киевского центра микрохирургии глаза, можно было наблюдать, как офтальмохирург удаляет катаракту с помощью ультразвука. Через маленький надрез, сделанный вдоль радужной оболочки, вводится ультразвуковой инструмент, измельчающий старый помутневший хрусталик. Его «осколки» удаляются специальным отсосом, и в подготовленную таким образом полость врач проталкивает скрученную в трубочку искусственную линзу. Как только линзу разворачивают, к человеку возвращается зрение. Фантастика! Об этом и других методах лечения глазных болезней рассказала во время прямой линии «ФАКТОВ» хирург-офтальмолог, доцент кафедры офтальмологии Киевской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика, заведующая отделением реконструктивной хирургии Киевского центра микрохирургии глаза Наталия Денисюк.
-- Здравствуйте, вас беспокоит Валентина Ивановна из Полтавы. У меня катаракта. Доктор говорит: ждите, мол, пока она созреет, а затем будем удалять. Я вижу совсем плохо и не знаю, сколько ждать
-- Раньше действительно удаляли катаракту, когда она созреет: ждали, пока хрусталик уплотнится, чтобы через надрез «выкатить» его из глаза. Но пока катаракта зрела, хрусталик все больше мутнел, и человек становился практически слепым. Теперь благодаря ультразвуковому методу (факоэмульсификации) мы можем оперировать пациентов на любом этапе заболевания и предпочитаем удалять «молодую» катаракту. Если врач советует вам ждать, значит он перестал читать литературу, ничего не знает о новых методах лечения. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда бабушки и дедушки слепнут, считая, что помочь им никто не сможет.
-- Когда удаляют катаракту, пациенту больно?
-- Надо перетерпеть одно мгновение -- когда под глаз, в область нервного узла, делают укол. Но сама операция длится 15--20 минут, проходит абсолютно безболезненно. Некоторые пациенты, после операции спрашивают: «А вы мне глаз прооперировали? Почему я ничего не почувствовал?» Вчера я сделала операции пятнадцати пациентам, из них 13 ушли домой с остротой зрения около 80%. Самочувствие у этих людей нормальное, ограничений в работе никаких.
-- Вадим Николаевич из города Васильков Киевской области. У моей мамы катаракта появилась, когда ей было 60 лет. А у меня она есть уже в 50. Почему возникает катаракта и что мне с ней делать?
-- Очевидно, придется прооперировать вас. Можно обратиться на консультацию в Киевский центр микрохирургии глаза (телефон (044) 408-23-33, 497-31-19). Что такое катаракта? В глазу находится созданная природой линза. Полностью повторить ее конструкцию, создать аккомодирующий искусственный хрусталик пока никому не под силу. С годами линза стареет и мутнеет. Мы ее удаляем и заменяем искусственной. Теперь вдаль человек видит хорошо, а чтобы лучше видеть вблизи, все равно понадобятся очки.
-- Добрый день! Наталия Ивановна, Полтавская область, Гадяч. У меня два года назад на левом глазу был разрыв сетчатки. Ее приварили лазером. На этом же глазу появилась катаракта. Можно ли при такой слабой сетчатке удалять катаракту методом факоэмульсификации?
-- Да, и не нужно затягивать операцию, потому что удаление незрелой катаракты при таких болезнях, как у вас, глазу перенести легче, чем удаление зрелой катаракты.
-- Я Ольга Николаевна из Харькова. Мне сказали, что у меня и катаракта, и глаукома. Можно ли избавиться от двух болезней с помощью одной операции?
-- Мы делаем одновременно две операции -- по поводу глаукомы и по поводу катаракты. Есть сочетания не только двух, но и трех факторов -- и глаукома, и катаракта, и помутнение роговой оболочки. Тогда делается очень сложная трехкомпонентная операция -- по пересадке роговицы, по поводу глаукомы, а также удаление катаракты.
-- Андрей из Ровно, 27 лет. Я получил травму футбольным мячом. Из-за удара произошел разрыв сетчатки. Чем опасна такая травма?
-- Сетчатка -- это оболочка, которая состоит только из нервных волокон. Они передают нервный импульс в мозг -- и создается образ. Благодаря этому человек видит. Если сетчатка отрывается, нарушается ее питание, кровоснабжение. Ее приваривают с помощью лазера, чтобы не дать ей погибнуть. При отслойке сетчатки наступает слепота, и вернуть зрение невозможно.
-- Валентина Ивановна из Никополя беспокоит. Слышала, если невозможно сделать пересадку роговицы, то в глаз вшивают устройство, похожее на миниатюрную подзорную трубу, и зрение возвращается. У вас делают такие операции?
-- Очевидно, вы имеете в виду кератопротезирование. Если роговая оболочка очень истончена, изменена, в нее вживляют специальное оптическое устройство (тубус). В роговице появляется маленькое окошко -- и свет проходит через оптическую систему на сетчатку. Человеку возвращают зрение. Но это в том случае, если сетчатка и зрительный нерв функционируют.
-- Сергей Григорьевич из Одессы беспокоит. У меня с глазами проблем никогда не было. И вдруг оказалось, что внутриглазное давление повышено, ставят диагноз глаукома. Но я и сейчас нормально вижу. Может, ошибка?
-- Вам надо начинать лечиться, не теряя времени. Если глаукома развилась на одном глазу, вторым человек продолжает видеть нормально, поэтому не сразу замечает ухудшение зрения. Причины глаукомы мы образно объясняем пациенту так: когда течет полноводная река, вокруг нее много зелени, много деревьев. Если река высыхает, все чахнет. Так же и сосуды питают ткани. Из-за постоянно повышенного внутриглазного давления питание зрительного нерва нарушается, он атрофируется, то есть гибнет -- и помочь в этом случае практически невозможно. Вот почему после 40 лет рекомендуется хотя бы раз в год измерять внутриглазное давление. Надо вовремя заметить глаукому и не дать ей развиться.
-- У меня гипертония, часто скачет давление. Это как-то связано с внутриглазным давлением или нет? Влияют ли скачки артериального давления на зрение?
-- Прямой связи нет. Парадокс: при повышенном внутриглазном давлении, если артериальное низкое, кровь хуже снабжает зрительный нерв. А при повышенном артериальном давлении кровь легче проходит через сосуды. Но и гипотоникам, и гипертоникам обязательно нужно проверять внутриглазное давление регулярно.
-- Надежда Ивановна из Киева. Сыну 15 лет, у него прогрессирующая близорукость. Есть ли метод, кроме лазерного, с помощью которого можно восстановить зрение?
-- Прогрессирующая близорукость -- это очень сложное заболевание. Если ребенку 15 лет, то ему операция по восстановлению зрения категорически противопоказана. Ее можно делать тогда, когда организм уже остановился в росте. Мы предлагаем в таких ситуациях операцию склеропломбажа и склеропластики -- для того, чтобы приостановить развитие близорукости. А потом уже решается вопрос коррекции зрения. Если сейчас ваш мальчик комплексует, не хочет носить очки, ему можно порекомендовать контактные линзы. Их можно носить с момента рождения.
-- Вам звонят из Ровно, Поливанова Вера Вячеславовна. У меня глаукома. Можно ли спасти погибающий зрительный нерв, установив катетер на виске?
-- Мы делаем такие процедуры. В височную артерию ставим катетер и вводим специальные лекарства, которые восстанавливают питание нерва. Но успех лечения зависит от того, насколько пострадал зрительный нерв. Вам обязательно надо обследоваться.
-- Вадим Анатольевич, Киев. Слышал, что вы используете в лечении эмбриональные клетки. Есть ли опыт их успешного применения?
-- Эмбриональные клетки вводятся при атрофии зрительного нерва, при тяжелых заболеваниях, дистрофических изменениях сетчатки. Но методика дорогостоящая. Клетки эмбриональной ткани действуют избирательно: сосудистые -- на сосуды, нервные -- на нервы, и там начинают стимулировать процессы жизнедеятельности. Возникают мощные обменные процессы, зрение улучшается.
-- Добрый день! У меня больной ребенок, мальчику 14 лет. Диагноз: дистрофия сетчатки зрительного нерва, астигматизм. Болезнь обнаружили в 6 лет, было 40% зрения, а сейчас осталось всего 4%. Мы лечимся, но результата нет. Что вы можете посоветовать?
-- К сожалению, у вашего мальчика очень сложная болезнь. Если вы приедете к нам, можно будет попробовать хирургическое лечение. Через сосуд на виске мы вводим катетер, по которому поступают специальные лекарства. Метод эффективный и во многих случаях может помочь.
-- Игорь, 18 лет. Я из Черновцов. Можно ли вылечиться от дальтонизма? Мне не хотят выдавать водительские права.
-- Если вы дальтоник от рождения, то водить автомобиль вам опасно. К сожалению, это заболевание не лечится. Если же дальтонизм появился из-за заболевания сетчатки, тогда после лечения в некоторых случаях способность различать цвета возвращается.
Приглашая Наталию Денисюк на прямую линию, мы попросили ее взять с собой необычный медицинский «трофей»: кусочек ветки длиной более семи сантиметров. Полгода назад к Наталии Борисовне обратился пациент, которого ударили веткой дерева по лицу. Оказалось, что часть ветки буквально «вколотилась» под глазную орбиту. А на томограмме стало видно, что деревяшка проникла в мозг и давит на большой кровеносный сосуд. Оперировать опасно, но и оставить все как есть нельзя. Человек может погибнуть.
-- Решили оперировать этого пациента вместе с нейрохирургами военного клинического госпиталя, -- вспоминает Наталия Денисюк. -- К моменту операции ранка, через которую веточка вошла, уже зажила. Воспаление, к счастью, не началось, потому что офтальмологи, оказавшие первую помощь, назначали пациенту большие дозы антибиотиков, и это было сделано правильно. Мне же надо было осторожно, не травмируя сосуды и ткани, вытащить «занозу». Нейрохирурги стояли рядом. Пациенту дали наркоз, его состояние контролировали: следили за кровообращением, давлением, пульсом. При малейшем изменении нейрохирурги должны были делать трепанацию черепа -- для того, чтобы быстро остановить кровь. Я разрезала кожу, захватила кончик щепки пинцетом, а когда начала тянуть, почувствовала, что она не поддается. Значит, закапсулировалась или заросла тканью. Немного подвигала веточку, смотрю, пошла легче. Тихонько-тихонько, буквально по микрону тянула. Опасно было ее удалять быстро. Тяну, тяну, а палочка не заканчивается. Господи, сколько можно! Наконец, вытянули, измерили -- больше семи сантиметров. У пациента давление, пульс -- все нормально. Ну, слава Богу! Промыли антибиотиками рану, зашили. Сколько времени я оперировала, не знаю. Все, что на мне было надето, стало мокрым А зрение пациенту сохранить удалось. С тяжелейшими травмами глаза сталкивалась не раз. У офтальмохирургов есть правило: никогда не удалять глаз сразу, даже если ситуация кажется безнадежной, а попытаться восстановить все структуры, насколько это возможно. Хирург не должен опускать руки. Только тогда случаются чудеса.
Подготовила Ирина ДУБСКАЯ