Культура та мистецтво

Вячеслав зайцев: «жениться? Никогда! В моей жизни нет места одной женщине… »

0:00 — 10 лютого 2004 eye 416

Знаменитый кутюрье провел мастер-класс в Донецке

В Донецк в преддверии второго открытого фестиваля «Текстиль и Мода 2004», который состоится в июне, приехал «профессор русской моды» Вячеслав Зайцев. Первый «красный Диор» на просторах бывшего СССР провел мастер-класс для текстильщиков, дизайнеров, модельеров, специалистов предприятий легкой промышленности и сферы бытового обслуживания, а также студентов отраслевых учебных заведений, рассказав о направлениях моды 2004--2005.

Зайцев не любит много тратить и в своем гардеробе держит дома только пару пиджаков

Перед прессой Вячеслав Михайлович появился ранним утром, щеголяя золотистым шарфом и накрахмаленным, белоснежным, по-пушкински вздыбленным воротничком. Поверх брюк, в тон сюртуку, спущенные гетры.

-- Вот, не мог устоять, сторговался за 130 баксов. Дорого, но как роже приятно! -- Вячеслав расплылся в улыбке, нежно поглаживая очередную неотъемлемую часть гардероба (наверное, свой 1000-й шарфик). -- От синтетики вечно рожа красная, а это -- чистый итальянский шелк. Это как -- взрыв радости. И главное -- к лицу.

-- Вячеслав Михайлович, ваш гардероб занимает, наверное, целую комнату в вашем доме?

-- Ну что вы! У меня в гардеробе всего пара пиджаков, сюртучок. Сколько лет я уговаривал мужиков носить сюртуки! Это же так стильно. И зад неважненький, и животик прикрывает. Наконец-то они со мной согласились. А вот шарфиков и галстуков у меня -- немеряно. Ну, надо же себя чем-то баловать. Но никакой бижутерии, золота вообще не признаю. Но моем теле все «сгорает»… Часы часто приходится менять: ремешок перетирается или ломается -- и часы теряются. Единственное, что ношу, -- крестик пластмассовый нательный на веревочке.

-- Ну, шьете вы, наверное, в своем Доме моделей. А обуваетесь у кого, аксессуары где покупаете?

-- Так сложилось, что обувь и аксессуары покупаю в Италии. Но никогда не думаю «от кого»: ни одной фирменной шмотки или обувки у меня нет! Считаю, что желание одеваться непременно у Армани или Версаче -- снобизм. Для меня это не имеет значения: я стараюсь покупать вещь как можно дешевле -- в недорогом магазине, не люблю тратить на себя много денег. Ну, могу себе один дорогой аксессуар позволить. И потом, что-то должно освежать лицо -- белая манишка, галстук, шарфик. Это первое, что бросается в глаза. А уж потом рассматриваем остальное.

-- Какой макияж моден в этом сезоне?

-- Я консерватор. В 60-е годы, когда я начинал, познакомился с фирмой «Кристиан Диор» и «Ив Сен-Лоран», и мне очень понравилась простота решения, которую я по сей день культивирую: подведенные черным или коричневым контуром глаза, немного растушеванный, болезненный румянец на верхних скулах в стиле 20-х годов и четко очерченные губы, днем -- светло-розовые, вечером -- красные или темно-красные. И ногти -- в тон губам. В общем, облик Веры Холодной. Я убедился, что этот макияж украшает женщину, делает ее таинственной. Продекларировал в своих новых коллекциях «Нашествие» и «Дивертисмент» возвращение к романтизму -- спортивному или фольклорному, возвращение женщине таинственности.

Стиль от Зайцева

Многослойность во всем. Многослойностью длины, как в 70-х: например, плащ-миди, под ним -- мини-юбка. Или укороченное пальто и юбка миди или макси. Маленькое платье, украшенное вышивкой, сверху очень закрытое, но с оригинальным решением спины -- либо декольте, либо застежка на пуговицах. Корсеты с неровным, асимметрично вырезанным верхом. Можно -- короткий жакет и длинная прямая юбка. И меха: съемные воротники на пальто, кардиганах. Но не просто мех, а песец в сочетании с овчиной или рысью, окрашенным мехом. Многослойные бусы из самого разнообразного материала -- от стекла, до металла -- и разных цветов. Но первая нить, та, которая «к лицу», главная, она должна быть действительно к лицу. И многослойность тканей -- от жаккарда до шелка оттенков одного цвета: вся гамма красного, от рубина до бордо, в одном костюме. Или гамма красно-коричневого с золотом, все оттенки фиолетового, зеленого в одном наряде. Обувь в тон. Шарфы, шали. И шляпки. Я снова предлагаю женщинам шляпки. Нарезаю их по нескольку штук в день: беру и режу поля шляп из старых коллекций, придавая им новую форму. Писк сезона -- асимметричный цилиндр со скошенным набекрень верхом и полями, один край загнут кверху, другой вниз по прямой. Не вздумайте являться ко мне простоволосыми, -- скомандовал мэтр представителям донецких предприятий, готовящимся к летнему фестивалю. -- И красьте… ноги! Чтобы никаких «телесных» чулок (речь идет о манекенщицах, которые будут демонстрировать одежду местных модельеров. -- Авт. ) В моей новой коллекции есть две шляпки от вашей Любаши, они такие романтичные (Зайцев имел в виду макеевскую мастерицу Любовь Ивашененко, у которой на прошлом фестивале приобрел две шляпки для коллекции в стиле 50-х и 70-х годов. -- Авт. ).

«Я один встречал новый 2000 год в лесу. Умирал от страха… »

-- Вы так придирчиво относитесь к облику женщины. Наверное, в каждой бы что-то «исправили»?

-- Я, как рентген. Ничего не могу с собой поделать, если вижу, что макияж не тот, сразу хочу что-то изменить. Мой идеал женщины -- эмансипированная, имеющая четкую позицию в жизни, добрая, интеллектуально развитая, обаятельная. Целый комплекс. Но не обязательно красивая. Вот Кейт Мосс -- уродина, кривоногая, с низкой задницей. А -- звезда. Видел один ваш ансамбль -- девушки не накрашенные -- страшненькие, а на экране смотрятся потрясающе! Самое главное в женщине -- нутро. За доброту женщине я многое прощаю.

-- Но кумир у вас все же есть?

-- Мадонна. Я ее просто обожаю! Она -- человек, идущий по другой стороне улицы. Мне нравятся ее стиль, манеры, я восхищаюсь тем, как она живет. Женщине вообще трудно оставаться красивой внешне и внутренне, когда вокруг столько дерьма. Я даже не смотрю на ее одежду, она мне нравится как личность. Видел ее на показе Версаче, но не решился подойти.

-- Вы уже столько лет после развода живете один, а годы-то идут…

-- Жениться? Никогда! Были у меня две попытки, но в моей жизни нет места одной женщине. Я понял, что должен принадлежать всем женщинам и никому в отдельности. Женщины очень ревнивы. Я прихожу домой после целого дня работы с женщинами, поэтому мне нужен покой, возможность расслабиться.

-- Привыкли к одиночеству?

-- Нет. Боюсь тишины, боюсь жить обособленно. Я живу в мире музыки, без нее чувствую присутствие инородных тел, что-то мне мешает. Николя, мой коммерческий директор, не даст мне соврать: я прихожу домой и сразу включаю музыку. Джаз-соул 20-,30-, 40-х годов и классику.

-- Где сейчас ваш дом?

-- Уже четыре года я живу в деревне Каблуково, Щелковского района, что в Подмосковье. Переселился туда после того, как провел ночь в лесу один в лесном домике в том самом Щелково. Я один встречал новый 2000 год. Всю ночь умирал от страха. Но когда утром вышел в лес, был так потрясен окружающей красотой, что в том же году переселился в дом, бросив квартиру на Арбате. Место, говорят, намоленное -- в XIV веке здесь был монастырь. Наслаждаюсь небом, которого в Москве никогда не вижу, занимаюсь фольком (Зайцев работает над коллекциями в фольклорном стиле. -- Авт. ).

-- Что помогает вам оставаться в такой прекрасной форме в свои без пяти минут 66 лет?

-- Мне самому интересно бы узнать, как это у меня получается, -- улыбается Зайцев. -- Я ведь сплю мало. Во сколько бы ни лег, встаю в пять утра, в половине седьмого я уже на работе. Чтобы полностью восстановиться, мне достаточно трех-четырех часов. Правда, я имею возможность каждый месяц летать в Париж, где у меня есть квартира, там и отлеживаюсь, отсыпаюсь. И никакой зарядки. А в еде я неприхотлив. Салаты, второе -- не для меня. Люблю первое -- соляночку, борщик украинский. Сам его готовлю, когда есть время.

-- Серьезно?

-- Нет, конечно. У меня есть женщина-экономка в деревне. Я многого не умею делать. Например, не вожу машину, не прикасаюсь к компьютеру. Всю документацию ведет Николя. В 80-е годы я пытался приобщиться к компьютеру, когда был у Версаче, смотрел, как модели создают и тиражируют на компьютере, но не перестал рисовать руками.

«Брат приходит, когда ему нужны деньги»

-- Ваш сын тоже рисует. Ему передадите свое дело?

-- Нет, у меня на внучку, Марусю, вся надежда. Девочка по гороскопу Петух и Стрелец. Это что-то невероятное. Мои друзья говорят: «Это Майя Плисецкая и Коко Шанель одновременно». Ей 10 лет. С трех лет она рисует, делает мультипликационные фильмы, занимается карате. В шесть лет уже приносила мне по 60 эскизов: «Это тебе, дедушка, новая коллекция». Она очень интересно живет, это мой самый большой подарок в жизни. А мой сын Егор -- другой, полная противоположность мне. Он блестящий художник, но ему не повезло со мной. Ему не хочется со мной конкурировать. Он -- креативный художник, носитель идей, которые должен воплощать и реализовывать кто-то другой.

-- Есть среди молодого поколения модельеры, которые все делают правильно?

-- Валя Юдашкин. Он создал свою фирму, правильно делал карьеру: сначала заявил о себе в Париже, потом ушел, затем вернулся. Сейчас он продает все -- от одежды до посуды. К нему единственному не придерешься.

-- Чем занимается ваш старший брат?

-- Брат мой на пенсии -- доживает… Мы как, черное и белое -- два начала. Я всегда стремился к познанию мира и людей, его это совершенно не интересовало. Он -- экстремал. Поначалу был добрым и открытым, потом попал в воровскую компанию. Его жизнь сложилась неудачно, он стал агрессивным и не состоялся. Первый раз он, взяв всю вину на себя, попал в колонию, потом -- в тюрьму. Мы общаемся, когда я бываю в Иваново, он приходит, в основном когда ему нужны деньги.

-- В одной семье -- столь разные натуры. Вы -- романтик…

-- Благодаря моей маме. Мы с моей тихой, кроткой мамой пели в семи хорах в Иваново! Я хотел стать артистом. И я им стал: артист в переводе с английского -- художник. Когда я по пути из Англии в Шотландию (ехал на показ своей очередной коллекции) остановился в каком-то графстве в гостинице -- настоящем замке. Я лежал на кровати с кованой спинкой, в алькове, под пологом, задрапированным двумя цветами -- темно-синим и бордо. Лежал и думал: «Как жаль, что моя мама не видит, что ее мальчик из Иваново оказался в настоящем замке!»